Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Каким был
человек в Раю?

Каким был человек в Раю, и как изменилась биология изгнанного Адама, а также физика вселенной – на эти и другие вопросы размышляет протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС.

Окончание. Нач. в №№ 6-8, 2020 г.

В Раю не шёл дождь
и не было ураганов


Сегодня естествознание констатирует, что современная нам вселенная существует, полностью подчиняясь так называемому Второму началу термодинамики – принципу, устанавливающему динамику и необратимость макроскопических процессов, характеризующихся энтропией – функцией состояния систем, описывающей свободное взаимопревращение различных видов энергии.

Проще говоря, Второе начало термодинамики говорит о «стреле времени», «текучести» и «тленности» как об онтологических свойствах вселенной. Но насколько соответствовало состояние окружающего космоса физическому состоянию человека до грехопадения?

Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Было ли в раю время?

Лукас Кранах Старший, «Рай». 1530 год. Изображение с сайта germany-art.co
Лукас Кранах Старший, «Рай». 1530 год. Изображение с сайта germany-art.co

Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения по данному вопросу. Ряд отцов полностью отождествляет состояние человека и всей твари. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир бысть от Бога как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание … (Быт. 1:26-30). (После грехопадения прародителей) «не проклял Бог рая … , а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и всё произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. …

Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною … .

Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику … Но Бог … сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана. С тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира».

Ян Брейгель, «Рай» (1620). Изображение с сайта reshenie.vcc.ru
Ян Брейгель, «Рай» (1620). Изображение с сайта reshenie.vcc.ru

Святитель Игнатий (Брянчанинов) придерживался почти такого же мнения: «Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества. Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем её состояния в святой девственности; мы знаем её в состоянии растления и проклятия, знаем её, уже обречённую на сожжение; создана была она для вечности.

Боговдохновенный Бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своём, не нуждалась в возделывании: сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворённою. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо её. Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1:30).

Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17), – сказал Он человеку, поправшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеобщим расстройством её. Засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение.

Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу … ; оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в самом естестве своём, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. …

Разрушение мира сделалось необходимостью: разрушение его есть естественное последствие его смертного недуга. … Малые черты первоначального состояния земли, сохранённые для нас книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землёю по падении человека».

Было ли в Раю время,
или о полифонии Святых отцов


Изучая более глубоко толковательное наследие, мы сталкиваемся и с другими святоотеческими мнениями в данной области, причём, иногда у тех же самых авторов.

Блаженный Феодорит Киррский говорит об изначальном сотворении Богом хищных животных с двоякой целью: во-первых, в предвидении грехопадения человека (как и разделение первозданных на два биологических пола); во-вторых, с педагогической целью, чтобы «довести до необходимости призывать Бога себе в помощь».

Блаженный Августин также говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение (Быт 1:22 – свящ. О. М.) к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, (животные) сохраняют свой род путём рождения в силу именно этого благословения».

Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» особо касается таких изначально заложенных Богом неотъемлемых, фундаментальных свойств тварной материи, как динамичность и изменчивость во времени: «А когда уже стало нужно присоединить к существующему (умосозерцаемому миру бесплотных духов – свящ. О.М.) и сей мир – главным образом, училище и место образования душ человеческих, а потом и местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению; тогда произведено сродное миру и находящимся в нём животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения.

Не таково ли время, что в нём прошедшее миновалось, будущее ещё не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сём мире; оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного. Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком, и увлекаются движением, ведущим к рождению и разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства сродные вещам изменяемым».

Кожанные ризы – одежда смерти

Задача первых людей состояла в преображении всего тварного мира до райского состояния, так как обожение космоса возможно по замыслу Творца только через человека – царя вселенной, носителя божественного образа и подобия. «Для человека в состоянии первоначального совершенства каждая точка земной поверхности могла быть местом блаженства, поскольку оно зависело не от внешней обстановки, а от внутреннего, духовного состояния. На первых порах с внешней стороны рай сосредотачивался около Древа жизни. Но если бы человек удержался от греха и, умножаясь, распространился бы по всей земле, то действительно вся земля стала бы для безгрешных людей тем же, чем был рай в Эдеме для первозданной четы», – писал проф. Я.А. Богородский.

«Сотворение Евы», книжная миниатюра. 13 век, Англия. Изображение с сайта wikipedia.org
«Сотворение Евы», книжная миниатюра. 13 век, Англия. Изображение с сайта wikipedia.org

Возрастание в любви предполагает жертвенность. Первым уроком такой жертвенности стала заповедь о невкушении с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Но даже в раю, в своём безгрешном, бесстрастном состоянии человек не смог эту заповедь исполнить, и его грехопадение изменило как его самого, так и весь окружающий мир.

Особое значение для понимания – как изменился человек и мир – имеют библейские слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).

Не отрицая их буквального смысла, отцы указывали и на глубокое символическое и онтологическое значение: облачаясь после преступления божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его биологическая природа качественно меняется, тело становится смертным и тленным.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Но когда … человек вкусил преждевременно сладкого плода, и облёкся в кожаные ризы – тяжёлую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху; тогда исшёл он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь…

Когда же, по зависти диавола и по обольщению жены, которому она сама подверглась как слабейшая, и которое произвела как искусная в убеждении … , человек забыл данную ему заповедь, и побеждён горьким вкушением: тогда чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога».

Если святитель Иоанн Златоуст, как уже отмечалось выше, придерживался в основном взгляда, согласно которому до грехопадения весь мир был нетленен, то святитель Григорий Нисский вслед за Василием Великим отстаивает мнение о нетленности и бессмертии только одного первозданного человека, усвоившего после грехопадения тленную природу животных, на что символически указывает облачение его в кожаные ризы: «Итак, поскольку всего того, что к естеству человеческому примешалось из жизни бессловесных, прежде в нас не было, пока человечество не впало в страсть по причине порока; … так тогда и мы совлечёмся мертвенного и этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью); тогда всё, что было в нас из кожи бессловесных, свергнем с себя по совлечении хитона.

«Адам». Слоновая кость, 10–11 век. Константинополь. 
Изображение с сайта wikipedia.org
«Адам». Слоновая кость, 10–11 век. Константинополь. Изображение с сайта wikipedia.org

А воспринятое нами от кожи бессловесных – плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть. … Ибо морщиноватость и дородность тела, сухощавость и полнота, и всё иное, что бывает с текучим естеством тел, что общего имеют с оною жизнию, которая чужда текучаго и скоропреходящего препровождения настоящей жизни?»

Преподобный Ефрем Сирин хотя и придаёт большее значение буквальному смыслу (как и святитель Иоанн Златоуст), однако не обходит вниманием и символическую сторону Быт. 3:21: «Ризы сии были или сделаны из кожи животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облёк ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кожи животных, умерщвлённых, может быть, перед их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, и в самой их смерти увидели смерть собственного своего тела».

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) также говорит о том, что человек после трагедии грехопадения по физической природе уподобился тленным животным:

«Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лёжа спать, – естественная принадлежность зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам богоданных благ отпали и соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. …

Когда душа чрез вдуновение создана была разумною и мысленною, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в неё и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мёртвость, тленность и скотность.

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастною; но как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению. И обе они, то есть душа и тело – растлились, и срастворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: причём душа окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление».

Здесь можно отметить еще один важный аспект. Согласно свт. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину и другим св. отцам, человек изначально не был подчинён закону «скотского рождения от семени»: в первоначальное намерение Божие не входило умножение людей «привычным» нам образом, хотя человек и создан был как мужчина и женщина. «Облачение в «кожаные одежды» означало то, что … человек не только лишён был нетления своей природы, но и осуждён на страстное рождение от семени по образу животных.Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», – писал прп. Максим Исповедник.

Какого Адама сравнивают с шимпанзе?

Приведённые святоотеческие тексты, раскрывающие богословие «кожаных риз», подводят нас к выводу: исследуя родственную генетическую, физиологическую и анатомическую преемственность животных и людей, наука имеет дело лишь с человеком, уже изгнанным из Эдема.

Изучая его телесную природу, облечённую в «кожаные одежды», естествознание вполне закономерно и «законно» говорят об эволюционном, историческом родстве с приматами. Однако с точки зрения православного богословия эти выводы сущностно, онтологически не относятся к первозданному Адаму и его потомкам, а сами по себе есть одно из парадоксальных следствий грехопадения прародителей: богоподобие не уничтожается, но как бы отходит на второй план перед подобием «скотам полевым».

Тварный мир существует в соответствии с благим божественным смыслом, замыслом (логосом), но образ его существования (тропос – по преп. Максиму Исповеднику) может этому замыслу не соответствовать. Реализовав свою свободу как противление Божественной воле, Адам получает горькое право на «автономное» существование (И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло – Быт.3:22).

Соответственно, и история становления, и сегодняшнее бытие мира, как и его собственное бытие, предстают перед ним, находящимся в падшем состоянии, как случайный, слепой, бессмысленный, мёртвый, хаотичный процесс, где есть место не только конкуренции, естественному отбору, смерти, жестокости, страданию. Эфемерно существуя «автономно от Творца», невозможно, исходя из рационального и чувственного опыта «увидеть» иначе собственное происхождение.

«Итак, бесы делят себе по частям видимую тварь (состоящую из) четырёх стихий, приуготовляя нас зрить (её только) чувством для возбуждения страсти, не ведая содержащихся в ней божественных логосов», – говорит прп. Максим Исповедник.

С древних времён, вероятно, преемственно – от самих прародителей – человечество сохранило в разных мифологических образах и гимнах скорбную память об утраченном Эдеме как о прошедшем «Золотом веке». На эту особенность постоянно обращали внимание этнографы, религиоведы, культурологи, археологи, исследующие историю, начиная с палеолита. Разницу мы видим лишь в мировоззренческих интерпретациях.

Так, первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер, рассматривая библейское повествование о сотворении человека и грехопадении, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира.

Между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов.

(Печатается в сокращении)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх