|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
Архимандрит Амвросий (Горелов):
«Если Бога нет в жизни,
то смысла в этой жизни
никакого нет»
(Окончание. Начало в № за август-сентябрь 2019 г.)
Главное – это личная жизнь христиан
– В поездке по одной стране мы познакомились с молодым священником. Мы были свидетелями того, как по дороге в свой храм, он общался со своими прихожанами. Через каждые десять метров он останавливался и разговаривал с людьми, которые сидели за чашкой кофе. Он их всех знал и обращался: «Как ты решил свой вопрос?» И они все к нему: «Ой, отец такой-то…» Мы пообщались с ним. Он сказал, что сейчас у людей серьёзный дефицит общения, и поэтому нужно, чтобы священство стало ближе к народу. Надо, чтобы был такой епископ, который будет говорить с молодым человеком, сидящем на ступеньках церкви, о вере, о Христе. Он сказал, что чувствует это по тем молодым людям, которые ходят в храм. Им нужен такой простой доверительный разговор – от сердца к сердцу, а не попытка затащить силой в храм». Как вы это прокомментируете?
– Я думаю, что здесь можно провести аналогию с воспитанием в семье. Ведь это естественно, когда сами родители показывают пример своей жизнью. Никакая проповедь, никакие разговоры не помогут. Когда Господь явно присутствует в нашей жизни, это всё объясняет и расставляет на свои места. И множество примеров в истории именно таких. Я думаю, что самое главное – это личная жизнь христиан. В древности язычники, со стороны смотревшие на христиан, говорили: «Смотрите, как они любят друг друга!». Это сочетается со словами Христа: «Потому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А если вы хоть какие-рассякие богословы, но друг с другом не можете найти общего языка и не имеете друг ко другу любви, то о чём разговор? Вот это нужно культивировать.
– Но для того, чтобы разговаривать в любви, нужна благодать?
– Благодать Божия – она постоянно изливается на нас. Если бы Господь прекратил это, у нас бы не было просто никаких сил к существованию. Другое дело, что мы сами не накапливаем её. Она проливается через нас как через рассохшуюся бочку, щели, в которой не заделаны и имя им – наши страсти. Они не позволяют нам накопить благодати Божией. Только что человек молился, только что причастился, только что чувствовал радость, мир душевный, спокойствие, простоту в общении, и раз – случилось осуждение. Даже не заметил. И всё сразу обыденным стало, всё неинтересно, уныло, скучно, серо. Лишь потому, что осудил! Вот оно! И всё утекло. Всё потерялось. Наше дело – трудиться заделывать все эти щели. Открываются – опять заделывать. Тогда мы можем накопить в себе благодать Духа Святого. То, о чём учил преподобный Серафим Саровский.
Без неё все наши труды смысл теряют. И в личной жизни, и в общественной. Всё, что имеет смысл, всё что действительно остаётся, зависит от этого – от стяжания благодати Святого Духа. Сколько дел было сделано во времена преподобного Серафима. Забыто всё, разрушено всё: и имена, и слова. А вот преподобный Серафим, который где-то там в лесу спасался, до соседней деревни Дивеево дойти не мог, он жив. И плодов это принесло массу.
Нет духовной жизни
без личной ответственности
– Хотели спросить вас о роли женщины в сегодняшнем дне – и как матери, и как воспитателя. Женщина, как человек, воспринимается на Западе, как-то либерально. Ей, как человеку, право управления и право голоса даётся мужем. А жена начинает выправлять по-своему. Есть некоторая возможность сохранить ту иерархию, которая была при Ветхом Завете или нам действительно по-новому как-то надо всё выстраивать?
– При чём тут Ветхий Завет? Апостолом Павлом о жизни семейной настолько реально всё объяснено, что искать больше нечего. Я думаю, что, если в семье культивируется настоящая христианская любовь друг другу, если люди не начинают искать какие-то оправдания своим страстям, то всё естественным образом развивается. Другое дело если растёт самолюбие каждого, вот это собственное Я, и тогда это разрушительно. И апостол Павел становится мне понятным. Я-то монах, мне не к лицу учить семейных людей и вообще говорить на эту тему.
– Он же, святой Павел, сказал: «Глава жене муж, глава мужу Христос». Самим Богом дана эта иерархия.
– Все об этом знают, но почему-то вопросы возникают.
– В монастырь сейчас едет много семейных людей, которые пытаются найти, собрать, сохранить семью…
– Едут к монахам решать свои семейные проблемы. Вообще это странно, понимаете.
– Но они едут к тому источнику, который, как они считают, чистый. К роднику.
– Вы знаете, большинство людей ищут ответы и не способны взять ответственность на себя: «А мне батюшка сказал вот так вот. Я так и сделал. Всё. Что вы от меня хотите?» Вы знаете, это вообще в принципе не правильная установка у нас. Не только у нас. Отношение к духовнику. Не может в духовной жизни что-то быть без личной ответственности. Тот же самый Амвросий Оптинский говорил своим духовным чадам: «Если вы спрашиваете что-нибудь, и я вам говорю что-то, а вы не слушаетесь, противитесь, то я вам уступлю». Это естественно совершенно. Это закон Христов. В духовной жизни невозможно ничего без личной свободы и ответственности. Господь даёт нам заповедь! «Хотите – делайте». Полная свобода. Чёрное или белое. А люди этого не хотят. Никто не хочет ответственности: вот так мне сказали, вот так я и сделал. Всё.
Что случилось с Европой
– Вы много лет прожили в России, в Европе и на Кипре. Есть, на ваш взгляд, разность между мироощущением христианина в России и в Европе?
– Если говорить о Европе, то там люди живут абсолютно язычески. Хотя, я ошибаюсь: не язычески, а безбожно. Лет двадцать назад видел в одной газете статистику. Во Франции только 12 процентов населения религиозных граждан. То есть, 12 процентов – это католики, православные, иудеи, буддисты и все, все, все. Остальные 88 процентов – они абсолютно равнодушны ко всему. Тебя встречают, улыбаются, спрашивают, как ваши дела, как ваши дети. Но понятно, что людям вообще-то наплевать на ваши дела и на ваших детей. Люди утеряли всё богатство. Это когда-то христианские земли ведь. Всё потеряно абсолютно, забыто. И это рождает огромные духовные проблемы, которые так вот на улице не видно, но они существуют. Я помню прочитал, что во Франции, огромное количество людей заканчивают жизнь самоубийством. Только во Франции каждый год умирает десять тысяч человек от самоубийства. Десять тысяч человек за год – это получается каждые двадцать четыре часа двадцать семь человек! Понимаете? У множества этих людей есть всё: работа, деньги. И дети есть. И так вот они заканчивают жизнь! Это не естественно. Человек без Бога просто задыхается как рыба, вынутая из воды. Если Бога нет в жизни, то смысла в этой жизни никакого нет. Абсолютно. Другое дело, когда человек формально религиозен. Пусть он когда-то был крещён, но забыл об этом и за жизнь пару раз в церкви был. Но, в принципе, он может вернуться туда, он – оттуда. А другой человек родился и вырос в абсолютно атеистической среде. Он даже не знает, как обратиться к Небу. И это страшно.
– А причина такой потери в чём?
– В чём причина? Тот же самый дух мира сего. Бытует такое мнение, что якобы Россия испытывала страшный пресс большевиков, семьдесят лет советской власти, ставившей цель совершенное разрушение церкви. Никита Хрущёв говорил: «Я вам последнего попа покажу». Греция, в которой четыреста лет правили турки и уничтожали церковь. А Европа якобы жила тихо-мирно. Я думаю, что это в принципе не верно. Европа испытала на себе гораздо большие разрушительные силы. Весь восемнадцатый, девятнадцатый век – это была открытая церковно-политическая война между католической церковью и масонами. Единственной силой в Европе, которая противостояла масонским ложам, была католическая церковь, больше никто. И папы римские, епископы, они были настолько наивны, что у ставленников в священники требовали подписки, что они не входят в эти организации и не разделяют их мнения. Бумажка такая. Как будто этим людям было трудно сказать неправду.
И в России это было. Во времена Серафима Саровского, тот же самый Николай Мотовилов – двадцать лет не мог устроиться на работу. По той простой причине, что он активно выражался против масонов. Не помните это?
– Да, и у нас такое было…
– Девятнадцатилетний парень закончил университет, и вот при встрече с каким-то губернатором он выразился недвусмысленно против масонских организаций. А этот человек и был как раз одним из крупнейших масонов. Тогда вся Россия была заполнена этими людьми. Какой-нибудь периферийный губернатор мог послать депешу министру внутренних дел, который находился ниже в этой организации, что ему нужно делать. Всё это управлялось невидимой сетью. И вот на жизни и карьере Николая Мотовилова был поставлен жирный крест. Двадцать лет он не мог устроиться ни на какую работу. Но в России этой организации всё-таки труднее было. В Европе, там было всё более организовано.
– Сейчас насколько сильна эта организация?
– Я, знаете, не любитель разговоров про жидомасонов. Но говорить, что этого нет – нельзя. Не случайно все американские президенты состоят в этой организации. Единственный кто не состоял, а христианином был –Кеннеди, но он и закончил печально.
– Мы, кстати, были в своё время в столице масонов. Это в Александрии, под Вашингтоном. Она же выстроена по принципу масонского символизма. И там башня, все этажи которой посвящены этой организации, разным формам её благотворительной деятельности.
– Я думаю, что все эти символизмы уже в прошлом. Теперь многие люди, я думаю, даже не подозревают, что находятся на службе этой организации. Сеть так устроена.
Россия – последний бастион православия
– Официальное количество масонов в Америке девять миллионов. По крайней мере по их сведениям. Фактически ни одна значимая политическая карьера в любом регионе Соединённых Штатов, даже успешное ведение дел, без поддержки братства невозможна. Получается, что весь исторический путь восемнадцатого – девятнадцатого веков и даже, может быть, начало семнадцатого, который принято у нас в истории называть «веком буржуазных революций», прогрессом историческим, он фактически был процессом разрушения веры.
– Процессом разрушения церкви. Да-да.
– Духовного разрушения в том числе и нашей культуры…
– Всего того, что потом пришло в Россию. Оно же пришло именно оттуда. Те же самые слова, те же самые темы, те же самые способы. Всё то же самое.
– Сегодня многие говорят, что Россия является на сегодняшний день последним бастионом православия, защитником православной веры.
– Конечно, а как же. Больше не видится других бастионов.
– А Грузия?
– И Грузия тоже. Но Грузия всё-таки маленькая страна. Есть и Грузия, и Сербия, и Болгария, и другие маленькие страны. Но видите, сейчас так много зависит от политики. Такое двуличие. Для церкви это большое искушение. Вот, например, ситуация на Кипре, в маленькой стране. Когда-то здесь было латинократье, правили римские папы. Франкократье – французы правили. Туркократье – турки правили. А теперь вот всем правят деньги. И это везде абсолютно. К сожалению, в большинстве стран, даже православных, правящая верхушка – она очень формально исповедует христианство. Что в Греции, что в той же Болгарии. И если исповедует, то это только формально, напоказ. Я думаю, что Россия – единственная, у кого есть возможность и силы способствовать нормализации духовной атмосферы в стране.
Бог будет всех судить по-разному
– Возьмём ещё такой момент. Говорят, каждый человек должен спасаться на своём месте. Своим подвигом, своим примером показывать образ христианской любви. Но, возвращаясь к евангельскому слову, Господь сказал: «Вас мало и будет мало» («Не бойся, малое стадо!»). И в то же время Господь всем хочет спасения. Но по этому слову получается, что это спасение – оно не для каждого. Оно только для малого количества. А какой же цели тогда служат остальные 88 процентов атеистически настроенных французов?
– Господь предупреждает о том, что тесен путь, ведущий в жизнь вечную и пространны врата, ведущие в погибель. Мало кто находит эти узкие врата. Но, во всяком случае, всё это в нашей воле. Если кто-то не нашёл их, то винить ему некого кроме себя, своего самолюбия и любви к миру сему. Всем даны заповеди Божии. Хотите жить? Вот вам заповеди. Хотите чего-то другого – у вас есть полная свобода. Другое дело, что существует милосердие Божие. Как Господь будет судить нас, только Он может знать. Я не думаю, что Он всех будет судить одинаково. Одного старца спросили на эту тему: «Как будет суд происходить?» А он привёл такой пример. На базаре когда-то продавали людей. Продавалось две девочки маленькие пяти лет. Пришла одна женщина богатая, христианка, и купила одну. Она вырастила её доброй, привила с детства христианские добродетели. А вторую девочку купила другая женщина, которая научила её с самых детских лет всему дурному, всем страстям и порокам. И научила служить этим порокам. Как вот Господь будет судить их? Ни у той, ни у другой произволения не было. Это то, что зависит только от Господа. Как Он на нас будет смотреть? Я не думаю, что люди, которые поддавались одним и тем же искушениям тысячу лет назад и сейчас, они будут судимы одинаково.
Вели беседу Владимир Косачёв
и Сергей Романов
Фотографии Сергея Романова
и http://agiosserafim.org
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|