Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Иеродиакон Никон (Муртазов):
Чудеса моей жизни


23-ГО ФЕВРАЛЯ 2019 ГОДА ПРАВОСЛАВНОМУ ПИСАТЕЛЮ, иконописцу и певчему Санкт-Петербургского Свято-Иоанновского монастыря исполнится 80 лет. В каждом номере мы публикуем его простые, наполненные жизненной правдой и любовью ко Господу, рассказы. В преддверии юбилея мы попросили отца Никона поделиться воспоминаниями о его жизни. Несмотря на немощи, обострившиеся за последнее время, отец Никон нашёл в себе силы откликнуться на нашу просьбу. Конечно, это неполный рассказ о его жизни, только некоторые её вехи. Более подробные факты можно почерпнуть в его книгах «Давайте уничтожим ад!», «Сила креста», «Журавлиная Гора» и др.

Редакция благодарит отца Никона за его воспоминания и желает ему многая и благая лета!


А здесь подошёл и мой юбилей


Полгода назад, на 83-м году жизни, почил о Господе мой родной брат иеросхиархимандрит Тихон (Муртазов), духовник Псковского Снетогорского женского монастыря, а здесь подошёл и мой юбилей, восьмидесятилетие со дня рождения.

Ничего особенного в этом нет, и он прошёл бы незаметно для меня и для всех близких мне людей, если бы не вопросы Сергея Романова, главного редактора газеты «Вечный Зов», которую я полюбил за многие годы сотрудничества, как читатель и автор кратких рассказов, простых и полезных для души.

Я полюбил эту народную газету за её разностороннюю тематику в жизненно важных вопросах и ответах истории нашей страны и православной церкви. Сергей Романов попросил меня рассказать кратко о себе в этот юбилейный для меня год.

Заранее прошу простить меня, читая мои автобиографические заметки, за тщеславие и нескромность мою на страницах газеты «Вечный Зов» и благодарю за снисхождение к моим немощам.

Спасла молебная скатерть


БОРИС в юности со скрипкой
БОРИС в юности со скрипкой
Я родился в Татарстане в 1939-м году в семье простого сельского труженика Муртазова Ивана Фёдоровича, накануне Великой Отечественной войны. Мне было два года, когда ушёл на фронт отец и не вернулся. Он погиб, защищая Родину. Мама осталась одна с тремя малолетними детьми. Она мужественно приняла тяжёлый крест на свои плечи. Работала заготовителем продуктов для фронта, завхозом в больнице и лесником.

С самых пелёнок я был болезненным ребёнком, кричал, весь краснел, осталось только умереть. Но бабушка меня спасла. Она положила на меня молебную скатерть, и я затих. Молебные скатерти были в каждом православном доме, и хранились они на божнице. Когда совершался в праздник водосвятный молебен, в каждый дом заходил батюшка с чашей святой воды. Чаша ставилась на молебную скатерть, произносилась краткая оздравная ектинья, и окроплялся весь дом святой водой. Потом шли к следующему дому. Народ был верующий, и так совершалось каждый раз.

1956-57 ГГ. МОЛОДОЙ БОРИС (будущий о. Никон) в Ново-Арышском тубдиспансере. Тихий час на природе
1956-57 ГГ. МОЛОДОЙ БОРИС (будущий о. Никон) в Ново-Арышском тубдиспансере. Тихий час на природе

Когда я немного подрос и стал ходить, то однажды выполз из подворотни на дорогу, а по ней ехал дед на маслозавод с бидонами молока, и уснул. На меня наехала его телега и колесом переехала мою ногу. Так пришли мои первые испытания жизни.

Война лишила нас не только продуктов, но и одежды. Я простыл и заболел туберкулёзом легких, а потом и костей.

Незримая рука сотворила чудо!


Детский сад, школа, игры ребят на улице, а я стоял в стороне, грустно наблюдая картину. И меня мама повезла на лечение в Казань. Недалеко от нашего села находится деревня Шахмайкино. Около неё находится глубокий овраг, так и называется — Шахмайский овраг, овеянный легендами разбойничьих нападений на путников случайно в ночное время. Только небольшая насыпь позволяет машинам ходить в город Чистополь.

Этой дорогой мне суждено было ехать в Казань на лечение. Дядя Ваня Дроботов вёл машину, и когда стали подниматься из оврага наверх на прямую дорогу, у машины отказали тормоза, и она поехала вниз. Шофёр и мама выскочили из кабины, а машина сама остановилась у самой кромки оврага. Ещё немного, и я полетел бы вместе с машиной вниз. Незримая небесная рука сотворила чудо! Об этом я ничего не знал, и только со слов мамы узнал об этом.

Дали в руки костыли и увезли домой


ПЮХТИЦА, ЭСТОНИЯ. Диакон Борис Муртазов. Конец 70-х — начало 80-х гг.
ПЮХТИЦА, ЭСТОНИЯ. Диакон Борис Муртазов. Конец 70-х — начало 80-х гг.
В Казани меня поместили на лечение в противотуберкулёзный санаторий. Лечение было такое: строгий постельный режим, хорошее четырёхразовое питание, свежий воздух, утренняя гимнастика в постели, витаминотерапия, тихий час. Всем давали пить рыбий жир. Воспитательская работа вечером и заочная учёба днём. Я пролежал там пять лет, ни разу не вставая ногами на пол. Сначала мне было тяжело привыкать к такому режиму. Я был ребёнок, и деваться мне было некуда, и мы все привыкли к санаторной жизни. А привычка вторая натура. Мама мне подарила свой музыкальный слух и голос. Я много пел, запоминая песни, играл на гармони.

Но пришло время выписки из санатория. Мама спросила главного врача Василия Ивановича Каварина: «А сколько он может прожить с этой болезнью?» Тогда мне было 16 лет. Он ответил: «Если не будет жениться, пить вино и курить, то до 35-ти лет проживёт».

Забегая вперёд, скажу, что этот срок я благополучно прожил и пережил. По выписке из санатория, дали мне в руки костыли и мама увезла меня домой в Чистополь.

Тогда же я начал писать иконы


Продав дом в селе, она купила полдома в Чистополе и жила с двумя сёстрами бывшего Чистопольского монастыря, как одна семья. Жили они бедно. В праздничные дни все шли в церковь. Анна Михайловна пела на клиросе, у неё был красивый голос. А Феодосия Павловна после службы убиралась в храме. Она была старше Анны Михайловны, но жизненная скорбь породнила их. Занимались шитьём ватных одеял, и мама помогала им в этом. Питание было скудное, по воскресеньям на обед, если не было поста, они добавляли в суп куриное яйцо, и всегда были всем довольны, благодарили Бога. За шитьём одеял они вечером тихо пели духовные канты, и я подпевал им или читал душеполезную книгу.

Тогда же я начал писать иконы, копировать их. Мне в этом деле помогла монастырская сестра иконописец Елена Степановна Мозохина. Научила, как писать масляными красками, а один добрый церковный прихожанин Николай Сергеевич Рузанов приносил мне для икон доски. А другая верующая прихожанка покупала у меня иконы со своей маленькой пенсии и бесплатно дарила односельчанам в совхозе, где она работала на парниках.

Уехали в Пюхтицу


ПЮХТИЦА, ЭСТОНИЯ, 1980-е гг. Братья архимандрит Гермоген и иеродиакон Никон с мамой Дарьей Матвеевной
ПЮХТИЦА, ЭСТОНИЯ, 1980-е гг. Братья архимандрит Гермоген и иеродиакон Никон с мамой Дарьей Матвеевной
Вскоре я поступил учиться в заочный Московский народный университет искусств им. Н. К. Крупской, который окончил и получил диплом преподавателя рисования.

Мой брат Александр закончил Саратовскую духовную семинарию и, получив сан священника, два года прослужил на приходе в небольшом городке на Каме, потом поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил с отличием и был приглашён митрополитом Алексием (Редигером) на службу в Эстонию в Пюхтицкий женский монастырь, в помощь протоиерею Петру Серёгину.

В Пюхтице мой брат прослужил 27 лет. Там же принял монашество из рук Святейшего Патриарха Алексия. Чистопольские сёстры Анна Михайловна и Феодосия Павловна одна за другой мирно почили, и мы с мамой, продав домик, уехали в Печоры Псковские, где по ходатайству батюшки отца Александра печорский благочинный помог нам купить небольшой домик недалеко от монастыря.

ХЕВРОН, храм Праотцов. После пострига
ХЕВРОН, храм Праотцов. После пострига

Предсказание схимонахини Онуфрии


Расскажу кратко о схимонахине Онуфрии из Одессы. Невысокая ростом, худенькая, в тёмных очках, прожила она на белом свете больше ста лет. Её знал мой брат. Она получила от Бога дар видеть век человека и его грехи. Когда в Одессу приезжал отдыхать Святейший Патриарх Алексий I, он всегда приглашал её для беседы. И вот однажды, когда я уже жил в Пюхтице, я узнал, что, по какому-то случаю, она приехала к нам. Её поселили в маленькой келье, и мой брат попросил меня сходить к ней. Мне хотелось узнать её мнение. Я пошёл на свидание с ней. Она приветливо меня встретила, дала несколько духовных советов, и в конце сказала: «55 лет проживёшь». Я обрадовался — у меня был запас годов, и, поблагодарив, сказал об этом брату. Он лучше меня её знал. Так шли годы.

ИЕРУСАЛИМ, Горненский монастырь. В келье матушки Георгии
ИЕРУСАЛИМ, Горненский монастырь. В келье матушки Георгии

В 1992-м году наша мама заболела онкологической болезнью. Батюшка пособоровал её, сугубо помолился о ней. Она увидела сон, в котором ей был показан домик без окон и дверей. «Это дом твой», — был голос. Она всё поняла. «А как же Борис, он же больной с детства, кому он будет нужен?» — «А он умрёт через год», — был ответ невидимки.

Мама проснулась и сказала мне: «Борис, тебе надо готовиться, через год ты так же умрёшь». Я немного расстроился, а потом вспомнил слова схимонахини Онуфрии, что проживу 55 лет. Так это будет как раз через год, в 1994-м году.

Счастливое исцеление


ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II вручает диакону Никону медаль прп. Сергия Радонежского
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II вручает диакону Никону медаль прп. Сергия Радонежского

У МОЩЕЙ святого Иоанна Кронштадтского
У МОЩЕЙ святого Иоанна Кронштадтского

Проводив маму на кладбище, я стал думать о приготовлении. Я стал чаще исповедоваться, причащаться. В это время к нам приехал Холин Анатолий Михайлович из Татарстана, председатель колхоза, и попросил ме¬ня написать иконы для домовой церкви, которую он построил для пожилых односельчан. Я согласился и выполнил заказ.

В роковом для себя году я лежал на маминой кровати, и увидел себя во сне в комнате среди белых стен без окон и без дверей. «Где я нахожусь?» — подумал я. И в это время покойная мама явилась мне, как бы выплыла слева, и сказала: «За тебя молится Филипп Дмитриевич», — и исчезла. Я проснулся и стал вспоминать Филиппа Дмитриевича, бывшего псаломщика нашей сельской церкви, который в 20-е годы был арестован за религиозную пропаганду и расстрелян в ноябре 1929-го года в Казани. Об этом писали в газете.

СВЯТО-ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. С протоиереем Иоанном Мироновым, игуменией Людмилой и монахиней Зосимой
СВЯТО-ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. С протоиереем Иоанном Мироновым, игуменией Людмилой и монахиней Зосимой

У меня была язва двенадцатиперстной кишки, когда я был в Пюхтице, в монастыре. Три раза она кровоточила, меня увозили в больницу. И врач сказал, что язва большая и меня нужно будет оперировать. Но через год Эстония отделилась от России, и я оказался во власти псковских врачей. И в это время я увидел этот сон.

Вскоре после него я стал здоровым, всё стал есть, и вот уже 28 лет у меня нет никакой язвы. Я исцелился.

Подарок Неба грешной душе


Несколько лет я нёс послушание на клиросе. Моим духовным отцом был схиигумен Савва (Остапенко). Потом все мы втроём с мамой стали жить в Пюхтице. Я получил сан диакона, служил и учился заочно в Московской Духовной семинарии. Писал и реставрировал иконы. Мною были написаны в разное время несколько иконостасов.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН и иеродиакон Никон с братьями и сёстрами на могиле матери
АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН и иеродиакон Никон с братьями и сёстрами на могиле матери

У ИКОНЫ Феодоровской Божией Матери, писанной по заказу из Почаева. Приложившись к этой иконе, исцелилась полуслепая женщина
У ИКОНЫ Феодоровской Божией Матери, писанной по заказу из Почаева. Приложившись к этой иконе, исцелилась полуслепая женщина

В 1991-м году, когда Эстония отделилась от России, мы с братом и мамой переехали жить в свой печорский домик, стали вместе служить в Варваринском храме, помогая настоятелю отцу Евгению.

Потом митрополит Псковский Евсевий попросил батюшку принять Снетогорский женский монастырь, и брат стал духовником этого монастыря. Я продолжал служить, пока не получил приглашение игуменьи Георгии, настоятельницы Горнего женского монастыря в Иерусалиме посетить эту землю. Это было в начале 1999-го года. Там я служил, пел, занимался реставрацией икон. Там же, в Хевроне, по благословлению Святейшего Патриарха Алексия принял монашеский постриг с именем Никон. Целый год я жил, молился, трудился, в Иерусалиме. Это неоценимое и незабываемое для меня время, подарок Неба грешной душе.

Как я попал в обитель святого Иоанна Кронштадтского


С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ГАЗЕТЫ «Вечный Зов» Сергеем Романовым
С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ГАЗЕТЫ «Вечный Зов» Сергеем Романовым

По приезду из Иерусалима у меня нашли катаракту глаз. Покойная мама явилась во сне настоятельнице Иоанновского монастыря игуменье Серафиме и попросила её помочь мне в лечении. Матушка с любовью отозвалась на просьбу мамы.

Когда я поехал из Печор в Санкт-Петербург на операцию глаз, я решил заехать к Ксении блаженной в часовню и заодно приложиться к иконам, которые я писал в Пюхтице, и посмотреть, в каком состоянии они находятся. Часовня была открыта, там шёл молебен. Я решил приложиться к иконам, пролез под шнурок, но батюшка, увидев меня, сделал мне замечание, что входить нельзя. Я извинился и сказал: «Я только хотел посмотреть, в каком состоянии мои иконы». Он всё понял, и, сняв с гробницы блаженной Ксении три гвоздики, вручил мне подарок от блаженной Ксении.

ПРОЩАНИЕ с дорогим братом
ПРОЩАНИЕ с дорогим братом

ОТЕЦ НИКОН С ПОМОЩНИКАМИ. Он ещё не совсем оправился после недавней болезни, но полон энергии и оптимизма
ОТЕЦ НИКОН С ПОМОЩНИКАМИ. Он ещё не совсем оправился после недавней болезни, но полон энергии и оптимизма

В Санкт-Петербурге опытный хирург сделал операцию на глазах, после чего я так и остался здесь, в обители Святого праведного Иоанна Кронштадского.

Имею церковную награду — медаль преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.

Иеродиакон Никон (МУРТАЗОВ)
Фотографии из архива отца Никона и А. Швец



Батюшка Иоанн Миронов о книгах иеродиакона Никона (Муртазова)




ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ... Как она удивительна! Как коротка! Одно поколение сменяет другое, проходят годы, десятилетия, века... Наша жизнь на земле — это короткий миг по сравнению с вечностью. Остановись же, человек, сделай усилие познать себя и своё место в этом мире. Как тебе много дано — ты способен на самопознание — стоит только пожелать.

Велика и славна божественная вера православная, вера Христова, которая столь возвысила человека, вырвала его из объятий обыденной суеты, греха и смерти. Русский народ в лучших своих сынах и дочерях воспринял эту животворную веру всем сердцем, всю жизнь свою и душу принёс в умилении в дар Богу, Который пленил его сердце Своим неизреченным милосердием, Который открылся ему как Жертвенная Любовь.

Простые рассказы о людях, обретших драгоценную жемчужину евангельскую, записанные отцом иеродиаконом Никоном (Муртазовым), не придуманы, но взяты из жизни 20-го века, века особых испытаний, тяжёлого горя и гонений на святую веру. Многие из лучших сыновей и дочерей Церкви этого века окончили свой земной путь в ссылках и тюрьмах, терпеливо неся крест исповедничества и свидетельствуя о Христе до крови. Множество издевательств и поношений претерпели все верные, не желавшие идти на компромисс со своей совестью. Но в этих скорбях и гонениях ещё больше явилась красота Божественной мудрости, которой веками учились люди из Евангелия и житий святых.

Чистоте и святости верного Господу христианского сердца, помощи Божией, приходящей к тем, кто вверяет себя доброму Небесному Отцу, подвигу человеческому, которого ждёт от нас Всемилостивый Господь, — вот чему посвящены замечательные рассказы отца Никона.

Дай, Бог, чтобы побольше русских людей, прочитав эти простые и задушевные повествования, почувствовали ту небесную сладость Духа Святого, которой причастны герои рассказов и их автор и которая не может сравниться ни с чем на земле. О ней некогда сказали послы святого князя Владимира, побывав на богослужении в соборе Софии в Царьграде: «Изведав сладкого, не хотим более горького».

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх