Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Юрий Рысков: чудесные истории моей жизни


ГИМН СОСТРАДАНИЮ В ФИЛЬМЕ ОБ ИТАЛЬЯНСКОМ ВРАЧЕ ДЖУЗЕППЕ МОСКАТИ

ВСЕМ, КТО ЛЮБИТ ХОРОШЕЕ КИНО, нужно обязательно посмотреть фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь» (режиссер — Джакомо Кампиотти, 2007 год). Этот итальянский фильм в английском варианте имеет название «Doctor of poor», т. е. «Доктор бедных», поскольку речь в нём идёт о реально жившем докторе, который лечил бедных людей, и не просто лечил, а отдал им всю свою жизнь. Фильм фактически является биографией неаполитанского врача и великого гуманиста Джузеппе Москати, канонизированного Католической Церковью около 30 лет назад.



И ЭТО, ПОЖАЛУЙ, САМОЕ ПОТРЯСАЮЩЕЕ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ — тот факт, что главный герой был реальным человеком из плоти и крови, а вовсе не вымышленным персонажем. Почему? Да потому что иначе в реальность созданного образа, наверное, было бы трудно поверить — настолько он близок к тому идеалу, к которому призывал Своих учеников Христос.

Стремление этого католика приблизиться ко Христу, делом исполнить Его заповеди — весьма показательно и полезно даже нам, православным христианам. Как и в евангельские времена было полезно отдельным представителям богоизбранного народа узнать, что язычник, хананеянка и самаритянин делами своими оказались ближе к Богу, чем они сами.

Именно поэтому, нисколько не проповедуя экуменизм, мы и предлагаем вниманию читателей рассказ об этом фильме, который, в конце концов, является всего лишь художественным произведением, а не агиографическим памятником.

* * *

Живым и непосредственным предстает Москати в фильме. В его образе нет ничего ходульного, выдуманного и схематичного. Это молодой человек, студент медицинского университета. Он может запросто подговорить друга сбежать с лекций, чтобы искупаться в море, он шутит, влюбляется — словом, живёт полной жизнью. Гораздо более полной, чем люди вокруг него, привыкшие к условностям этого мира, которые он постоянно «взрывает».

Он по-настоящему живой, потому что чувствует вкус каждого отдельного момента, ценит и любит каждого человека, встречающегося ему на пути. Он способен замечать то, что не замечают другие, потому что его внимание целиком погружено в настоящее и более всего — в людей. Он не скользит по ним поверхностным взглядом, как это привыкли делать многие из нас. И общаясь, и знакомясь в суете, он по-настоящему видит каждого, погружаясь в его жизнь, проблемы, желания и беды. Он все это делает не специально — просто так он устроен. Жить потребностями ближнего для него естественно, можно даже сказать, что это и есть его главная потребность. И в этом же — его уникальность и непохожесть на большинство из нас.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Исцеляющая любовь»
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Исцеляющая любовь»

* * *

Его любовь действительно исцеляет людей, причем не только тела. Он остро чувствует чужую боль, собственно, поэтому и становится врачом. Москати всю свою жизнь декларировал, что главная сила — любовь. Он постоянно доказывал это, сочетая блестящие врачебные способности с любовью к ближнему. Москати утверждал, что даже простое сочувствие исцелит больного скорее, чем равнодушное исполнение врачом своих обязанностей, и убеждал в этом своих учеников. Собственно, эта сила любви делает его не простым врачом, а выдающимся. Больные любят его как родного. И это немудрено — без его внимательной помощи многие из них уже давно бы погибли. Его любовь действительно исцеляет людей, причём не только тела. Уличный воришка, стянувший у него кошелек, становится его лучшим другом. Мальчик, участь которого обществом была предопределена — либо умереть на улице от голода, либо в тюрьме. В его потребности и страхи никто не стал бы вникать, если бы не Москати. Никто бы не понял и не узнал, что таким его сделала бедность и что он в свои 12 лет — единственный кормилец в большой семье. Никто бы не оценил его веселого задорного нрава, его живого характера и даже не узнал, что главная его мечта — научиться плавать в море.

Москати оказался единственным человеком, у которого все эти переживания маленького мальчишеского сердца нашли живой отклик. И такой отклик в нём находят не десяток, а сотни, тысячи людей. Он помогает им не только как врач, он дает им пищу и деньги на лекарства, а когда больных становится слишком много, он даёт им и свой кров — прямо дома устраивает госпиталь для людей, которым нечем платить за лечение в больнице. Когда город охватывает эпидемия чу¬мы, он сам идёт в бедные кварталы, чтобы остановить заразу. Он обладает уникальной способностью — разглядеть божественное создание, живую человеческую душу, за лохмотьями и струпьями, за ужасным ликом нищеты и болезни. Он обладает способностью разглядеть человеческую душу за ужасным ликом нищеты и болезни.

ЦЕРКОВЬ ДЖЕЗУ НУОВА (Италия, Неаполь), где хранятся мощи св. Джузеппе Москати
ЦЕРКОВЬ ДЖЕЗУ НУОВА (Италия, Неаполь), где хранятся мощи св. Джузеппе Москати
* * *

Эта высшая степень неравнодушия — неотъемлемый элемент его внутреннего устроения.

Любовь обостряет его врачебную интуицию, помогая в диагностике. Он ставит точные диагнозы там, где самые опытные врачи ошибаются. Характерен эпизод, когда он с каким-то невероятным чутьём бросается реанимировать человека, которого сочли умершим, и буквально воскрешает его. Он не просто совершает опредёленные манипуляции — он смотрит каждому больному в глаза, смотрит с любовью, от которой больной буквально расцветает, ведь он понимает: наедине с болезнью он не один. У него есть Москати.

Любовь обостряет и его человеческое чутьё. Когда близкий его душе человек умирает, он просто не может этого не почувствовать. Он чувствует это почти сверхъестественным образом и бросается к тому, рядом с кем больше нет никого. Он всегда рядом с теми, кому он больше всего нужен. Он словно живёт не сам по себе — через него действует любовь Творца к своему больному созданию — роду человеческому. Созданию вечно страдающему, бесприютному и несчастному. И это создание тянется Ему навстречу — через Москати и через таких, как он.

Своим умом, красотой и талантом Москати мог бы многого достичь. Деньги, почести, карьера и главная красотка в городе могли быть у его ног, если бы он только захотел. Но все эти вещи никогда не были его целью и даже не имели для него самостоятельной ценности. Он мог бы стать прекрасным мужем, но красотка не смогла бы стать ему такой же прекрасной женой, не смогла бы нести тот крест, который для него единственно возможен. И он не сердится за это на неё, он понимает.

При этом мир не любит Москати — он слишком неудобен для мира. Москати раздражает даже самых близких людей и проходит через зависть и предательство. Но его любовь оказывается способной исцелить и эти качества. Даже самое ожесточённое, обиженное, завистливое сердце чудесным образом сбрасывает с себя эту проказу и возвращается к себе настоящему, возвращается к Богу.

ИКОНА Джузеппе Москати
ИКОНА Джузеппе Москати

* * *

Москати в жизни не надо было ничего для себя — пример того самого редкого нестяжательства и жертвенности, которые мы с таким удивлением наблюдаем у святых. А ещё это человек с очень сильным внутренним стержнем, уверенный в правильности того, что он делает. Москати невозможно было поколебать — он как гора, которую не сдвинуть с места.

Говоря о Москати, ловлю себя на том, что полностью идентифицирую его с актером Беппе Фиорело, — настолько он его хорошо сыграл, настолько вжился в роль.

В мировом кинематографе есть целый ряд фильмов, бесспорных с художественной точки зрения, которые относятся в то же время и к явлению религиозной культуры, пересекаются с ней. Первое, что приходит на ум — это, конечно, «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, а из наших, отечественных, фильмов сюда же можно отнести «Остров» Лунгина и «Поп» Хотиненко. Всегда радостно, когда удаётся сложная для экранного воплощения метафизика христианства, удаётся без пошлости и фальши. Порой такие фильмы становятся даже своего рода художественной проповедью, настолько сильно воздействуют они на зрителя. А для кого-то — в первую очередь для людей, находящихся пока что за порогом Церкви — такие фильмы могут стать своего рода первым доказательством реальности Христа, живым воплощением Его проповеди и наглядным свидетельством Его к нам любви.

Безусловно, «Исцеляющая любовь» — фильм именно такого рода. Его стоит посмотреть также из-за прекрасной режиссуры, блестящей игры актёров и драматично закрученного сюжета. А в финале даже самому сдержанному человеку трудно будет не заплакать.

Елена БАЛАЯН
(Источник: «Православие.Ру»)



Некоторые факты из жизни Москати


ПОСТУПКИ ДЖУЗЕППЕ МОСКАТИ как нельзя лучше рассказывают о том, каким милосердным и чистым он был человеком. К примеру, когда его звали на помощь к больному, живущему в квартале с дурной славой, он не отказывался. Если кто-то заводил речь об опасности таких районов, Москати говорил: «Нельзя бояться, когда идёшь делать доброе дело». Однажды знакомые встретили Джузеппе на одной из площадей, которая располагалась далеко от места его проживания. На вопрос о том, что он здесь делает, врач со смехом ответил: «Прихожу сюда, чтобы стать плевательницей для бедного студента». Парень был болен начальной стадией туберкулёза, и если хозяева комнаты, которую он снимал, узнали бы об этом, его бы выгнали. Джузеппе ежедневно приходил, чтобы собирать и сжигать грязные платки и менять их на чистые.

Он очень много времени уделял студентам и начинающим врачам, делясь с ними своими знаниями и опытом, говоря: «Рядом с больным нет иерархии». Многие задавали ему вопрос о том, как он выдерживает колоссальные ежедневные нагрузки, лишая свой организм полноценного отдыха. На что неаполитанский врач отвечал: «У того, кто причащается каждое утро, неиссякаемый запас энергии». Все цитаты Джузеппе Москати — яркое свидетельство чистоты его души.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2018

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх