Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Сергей Васильев: «Господь подарил мне встречу с праведником!»


Есть в Петербурге уникальный завод АТИ на улице Цветочная, 16. И знаменит он не только тем, что сохранился почти в неизмененном виде с дореволюционных времён. Свою истинную славу завод обрёл в начале 90-х годов, когда на его территории был открыт первый в России храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», где уже более двадцати лет служит настоятелем известный батюшка, митрофорный протоиерей Иоанн Миронов. Но ещё до появления храма, завод приобрел широкую известность, благодаря ежедневному вещанию с его территории «Православного радио Санкт-Петербурга», которое слушают тысячи людей со всех регионов России. Успешно действуют при заводе и православный театр «Странник», и общественная организация «Православный Санкт-Петербург», и православный клуб «Бодрствование», и ряд печатных изданий. Инициатором создания всех этих коллективов на промышленном предприятии был его генеральный директор Сергей Евгеньевич Васильев.

Мы встретились с ним в прекрасном зимнем саду завода с множеством пышных растений и живыми рыбками в маленьких искусственных водоёмах. Вот какой разговор у нас состоялся.




К вере привели меня мои грехи


— Сергей Евгеньевич, известно, что вы человек глубоко верующий. Ваша вера настолько важна для вас, что когда вы баллотировались на пост мэра нашего города в 90-х годах, то все свои выступления на радио, телевидении и перед избирателями начинали со слов «Христос Воскресе!» Это звучало тогда, мягко говоря, шокирующе, но вы совершенно не стеснялись выглядеть белой вороной на фоне других шести кандидатов на этот пост.

— А как я должен был приветствовать кого бы то ни было, если предвыборная компания в том году совпала с периодом от Пасхи до Вознесения? Я же православный христианин и для меня естественно делиться с другими христианами пасхальной радостью.

— А как и когда вы пришли к вере?

— К вере я пришёл уже в зрелом возрасте. А привели меня к ней мои грехи, в первую очередь. Впрочем, тогда я не считал свои увлечения алкоголем и курением грехами серьёзными. Тогда же все поголовно пили, и я начал увлекаться этим делом чуть ли не с 14 лет. Тогда же примерно и курить начал. Всё было весело и красиво поначалу, пока со временем я не оказался буквально на краю пропасти. Алкоголь стал реально мешать моей личной жизни, работе, нормальному самочувствию. И когда количество проблем многократно перевесило краткое удовольствие от процесса потребления спиртного, я понял, что самому с собой мне не справиться. Я стал активно искать того или тех, кто поможет мне выбраться из моей зависимости, и Господь привёл меня в известное тогда всесоюзное общество «Оптималист». Это произошло как раз в тот период, когда последователи основателя этой организации ленинградского учёного Геннадия Андреевича Шичко разделились на две группы. Одни считали, что за курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости нужно брать деньги, а другие доказывали, что этого делать нельзя, так как сам Шичко был сторонником бескорыстной помощи страждущим. Тот, кто отстаивал необходимость платного проведения занятий, был более яркой и харизматической личностью. Я сначала к нему хотел записаться. Но там нужно было ждать очереди больше месяца, вносить аванс.Меня такой отбор временем, очередью, деньгами не устроил. И я пошёл к тому, кого смело можно назвать нестяжателем — к Владимиру Алексеевичу Михайлову. И за эту судьбоносную для меня встречу я благодарю Бога по сию пору. Господь очень щедр в отношении меня, ведь он подарил мне встречу с тремя истинными праведниками и святыми людьми. К ним я отношу помимо Михайлова, отца Николая Гурьянова и владыку Антония Сурожского, с которым я имел счастье общаться во время своей поездки в Англию. И эти встречи Господь подарил мне именно тогда, когда я стал трезвым и верующим человеком.

— Расскажите, как произошла ваша первая встреча с человеком, который столь радикально изменил вашу жизнь, а также жизнь многих других людей. Ведь именно Михайлов создал и возглавил в своё время первое в постперестроечной России Иоанно-Предтеченское православное братство «Трезвение», которое объединяет сейчас тысячи мирян и представителей духовенства со всех епархий РПЦ.

— Изначально я всерьёз не воспринял Владимира Алексеевича, увы. Я же интеллигент и петербуржец во многих поколениях, дитя каменных джунглей, даже в детстве не знавший прелестей деревенской жизни. А тут передо мной выступает такой простоватый деревенский мужичок с новгородским говорком и говорит известные вещи о вреде пьянства, о необходимости писать какие-то дневники. Одним словом, решил я не ходить на его занятия, сам в очередной раз взял себя в руки и где-то неделю держался, не пил. А потом позвонил приятель, сообщил, что добыл где-то ящик чешского пива, и я снова не удержался от искушения. И опять понеслось... В общем, только со второго захода я стал слушать Михайлова и писать дневники, которые пишу по сей день. И по сей день я слушаю записи передач с его выступлениями и беседами. С тех пор я считаю его своим главным другом, учителем и своим крёстным отцом.

Моя жизнь разделилась на две части


С БАТЮШКОЙ Иоанном Мироновым
С БАТЮШКОЙ Иоанном Мироновым
— Как давно вы окончательно отказались от употребления алкоголя?

— С конца 1987 года. Рождество Христово 1988 года я встречал уже трезвым.

— Значит, вы трезвенник уже тридцать лет, почти половину жизни! Можно сказать, что ваша жизнь кардинально разделилась на две части — до и после встречи с Михайловым?

— Не то слово! С этой встречи началось не просто отрезвление, а подлинное трезвение, и мое полное духовное и душевное преображение, как бы пафосно это не звучало. Благодаря Владимиру Алексеевичу я крестился в 1992 году в Спасо-Преображенском соборе, после чего Михайлов стал ещё и моим крёстным отцом и наставником в вопросах веры. Через него я познакомился с известным старцем Николаем Гурьяновым с острова Залит, с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), священниками Александром Захаровым, Иоанном Мироновым и другими праведниками.

— Именно митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн благословил, как известно, Михайлова на трезвенническую деятельность?

— Да, он. И на утверждение трезвости, и на строительство храма благословил. Это было для нас тогда очень мощной поддержкой, потому что в то время духовенство воспринимало трезвенников как неких сектантов. Только батюшка Николай Гурьянов, а затем и владыка митрополит Иоанн нас поддержали. А вот благословение на освящение домового храма нам давал уже митрополит Владимир (Котляров). Правда, сначала он и слышать не хотел о том, чтобы освятить храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Мы тогда эту дореволюционную икону сами только обрели через одну паломницу, сын которой очень пил, и её благословили объехать сколько-то храмов и монастырей, чтобы отмолить его трезвость. Как-то она попала в Серпухов и там раздобыла ещё дореволюционный список с их известной святыни. Это был крохотный образок, с которого нам для храма сделали уже крупный список. Сейчас он у нас в храме весь украшен драгоценными дарами от благодарных людей, исцеленных с помощью Матери Божией. Так вот, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир сначала категорически запретил нам освещать престол в честь этой иконы, а потом вдруг решил сам приехать и посмотреть наш храм. Увидел, на каких задворках мы находимся, каким небольшим помещением под храм располагаем, и махнул рукой: «Вас тут не видно, не слышно, и не найдёт никто. Благословляю освящать храм в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”». В итоге, 18 сентября 1997 года, наш храм был освящён и вслед за ним стали постепенно распространяться по всей стране другие храмы, освящённые в честь этой уникальной иконы.

— Владыка Владимир и предположить не мог, наверное, что со временем здесь будут окормляться сотни прихожан.

— Да, сейчас у нас на Литургии до пятисот причастников бывает. И на каждой службе присутствуют люди со всех уголков России.

Как отец Иоанн стал настоятелем храма


— Как вы считаете, это происходит от того, что у вас настоятелем многие годы отец Иоанн Миронов служит?

— Да, будем говорить прямо, сейчас в основном это его заслуга. Трезвенники являются костяком прихода, но к отцу Иоанну едут со всех сторон не одни только страждущие отрезвиться. Основу прихода заложили бывшие зависимые люди, которые слушали выступления Михайлова по православному радио, а потом приходили к нему на занятия, оставались при клубе и окормлялись затем в нашем храме у священника Александра Захарова. Я сам принимал у него обет трезвости, когда батюшка служил ещё в Богоявленском храме на Гутуевском острове.

— Как получилось, что ему на смену пришёл к вам отец Иоанн?

— По Божьему промыслу, конечно. Ещё когда мы регулярно ездили за советами и благословением к старцу Николаю на остров Залит, он сказал нам как-то: «Зачем вы всё время ко мне ездите, если у вас в Петербурге есть мой брат во Христе — отец Иоанн?» Мы тогда и не знали его, и не слышали о нём ничего. Однако всё так совпало, что отец Александр уже просил отпустить его, говоря, что ему трудно окормлять и храм, и театр, и радио, и прочие наши проекты. Как-то отец Александр был занят, и Владимир Алексеевич нашёл рекомендованного отцом Николаем батюшку Иоанна и попросил его освятить купольный крест над храмом. А через какое-то время отец Иоанн сам позвонил мне и попросился в наш приход служить. Тогда мы втроём — я, отец Александр и сам отец Иоанн — поехали к Владыке Владимиру и упросили его назначить отца Иоанна настоятелем в наш храм. И вот уже 21 год он у нас служит, и, благодаря его пастырской известности, трезвенное движение получило мощную поддержку в лице такого благочестивого батюшки и опытного духовника.

— Вы сами на богослужения ходите в этот храм?

— Конечно, я же ктитор нашей домовой церкви, считаю этот храм почти семейным. И во всех важных делах я руководствуюсь духовными наставлениями отца Иоанна, как делал раньше при жизни старца Николая Гурьянова, куда мы регулярно ездили с Михайловым и другими его учениками. И это счастье, что мои родители успели перед своей кончиной исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в этом храме. До этого они были крещёными, но не воцерковлёнными людьми. Помню, как папа, отойдя от Евхаристической чаши после своего первого причастия, заплакал. Оказалось, что батюшка Иоанн назвал его именем, которым его только мама в детстве звала: «Женюшка».

«Вся моя жизнь — сплошное чудо!»



ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «Морской крестный ход» в Крыму
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «Морской крестный ход» в Крыму

— Были в вашей жизни чудеса, когда вы явно чувствовали помощь Божию?

— Постоянно чувствую, вся моя жизнь в последние тридцать лет — сплошное чудо! С уходом моего отца, кстати, связано настоящее чудо. Он вдруг пропал вскоре после смерти матушки, и мы нигде не могли его найти. Позвонили отцу Николаю Гурьянову, тот посоветовал идти наутро в Александро-Невскую Лавру и отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Уже во время молебна жене позвонили и сказали, в каком морге лежит тело моего отца. Оказалось, что у него случился сердечный приступ прямо в поезде. Тело отвезли в морг, а документы и телефон забрал следователь, кинул в ящик своего стола и забыл о них. А во время молебна почему-то вдруг вспомнил и нашёл в папиных документах мою записку со всеми нашими контактами. В морге сказали, что если бы мы в тот день тело отца не забрали, то его похоронили бы в общей могиле за государственный счёт как неопознанное лицо. И все эти 18 лет после его кончины я бы жил, не зная ничего об участи моего любимого батюшки.

С кончиной Михайлова тоже явное чудо связано. Он совершенно неожиданно для меня ушёл из жизни. Я приехал к нему в больницу, когда ещё не остыла чашка с чаем, который он пил. Встал утром, помолился, выпил чаю, лёг и уснул навеки. Всем бы такой мирной и непостыдной кончины, которую Владимир Алексеевич, несомненно, заслужил своими делами и молитвами! Поначалу родственники хотели увезти его на кладбище в родную деревню Новгородской области, где он построил первый свой храм, действующий и поныне. Однако отец Иоанн заявил, что такой благочестивый человек должен быть похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры рядом с архииереями. Для меня добиться такого разрешения было нереальным, но вдруг пришли люди, которые принесли разрешение на захоронение там и от правящего владыки, и от тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко. Я этих людей не видел больше никогда, но нам на Никольском кладбище выделили тогда два места.

— Идея крестного хода после утренней литургии 1 января в честь святого мученика Вонифатия из Свято-Троицкого собора Лавры на Никольское кладбище кому принадлежала?

— Владимиру Алексеевичу. Это он добился в своё время разрешения постоянно совершать крестные ходы в первый день нового года, ведь на кладбище находятся могилы зачинателя православного трезвеннического движения в дореволюционной России священника Александра Рождественского и Владыки Иоанна (Снычева), благословившего возродить это движение спустя 70 лет.

— Наверное, Владимир Алексеевич и представить не мог, что эти крестные ходы будут останавливаться вначале у его могилы.

— Да, рассказывают даже случаи, что по усердным молитвам родственников у его простого деревянного креста некоторые исцеляются от греха пьянства. Я уж не говорю о том, что многие люди, которые никогда его не знали, слушают сейчас записи его передач и освобождаются от алкогольной зависимости. Речи Михайлова не потеряли со временем своей актуальности даже для меня. Вот что ценно и удивительно!

Его лекции были настоящим откровением!


— В чём, по-вашему, главная заслуга Михайлова?

— Прежде всего, в том, что он был первым человеком в новой России, кто соединил дело отрезвления народа с православным просвещением и воцерковлением людей, что было очень трудно в тогдашней постперестроечной стране, когда не было поддержки этой идеи ни среди мирян, ни в среде большинства священников. Он нашёл множество материалов о традициях православной трезвости и трезвения в Императорской России, распространил икону «Неупиваемая Чаша» и сделал её широко известной в нашей стране. Владимир Алексеевич был первым преподавателем метода Шичко, который осознал, что совершенно недостаточно просто стать трезвым человеком. Это только лишь первая ступень на пути подлинного трезвения, без которого на место одного греха пьянства могут прийти «семь злейших» других, ещё более страшных для погибели души человеческой. Поражало его нестяжательство в наш век, где все стремятся к получению прибыли. Через Владимира Алексеевича проходили огромные суммы, которые ему жертвовали на создание клубов в разных городах страны, куда он ездил и летал, а он ни копейки на себя не тратил. Более того, при всей своей занятости, мог часами вести беседы с каким-нибудь опустившимся несчастным, чтобы просветить его светом истины. Удивляло его стремление к знаниям. Он изучил множество специальной научной, медицинской, богословской литературы и стал настолько образованным в сфере отрезвления и духовного оздоровления, что смог успешно читать лекции на курсах повышения квалификации врачам-наркологам. У него не было диплома о медицинском образовании, но его лекции были для этих врачей настоящим откровением.

Каждый день благодарю Бога


— А для вас «деревенский мужичок» Михайлов когда стал авторитетом, Сергей Евгеньевич?

— Да как только я смог преодолеть свою гордыню и понял, что встретил для себя главного учителя и второго отца — и крёстного, и духовного. Владимир Алексеевич был единственным человеком, который мог ругать меня так, что мне становилось стыдно до слёз. И я плакал, искренне каялся и горько сожалел, что опять огорчил своего крёстного.

— Ваше обращение к трезвеннической жизни как-то повлияло на коллектив, который вы много лет возглавляете?

— Сам факт моего отказа от употребления алкоголя и стремление к благочестивой жизни стал определяющим для того, чтобы рабочие завода пришли ко мне в своё время и попросили возглавить их коллектив. Это была чистая инициатива снизу. Я просто арендовал здесь помещение для своего охранного предприятия, и люди местные меня знали. Я сам бы вряд ли ввязался в эту авантюру, если бы не благословение отца Николая Гурьянова, который всё время повторял: «Серёженька, только не бросай завод. Потерпи».

Конечно, на территории завода действует строгий сухой закон, и у нас нет урн для курения. Однако я не властен контролировать поведение своих рабочих и служащих за стенами предприятия. Так же я не могу влиять на их духовную жизнь административными методами. Только собственным примером, может, и влияю как-то. Сегодня я практически ни во что уже не вникаю, а только координирую общую деятельность всего предприятия. Фактически заводом уже полностью руководит Андрей Александрович Нечаев, которому я и передам вскоре и своё гендиректорство.

— Не жалко своё детище кому-то другому передавать?

— А что жалеть, если в хорошие руки отдаю. Вот вам ещё одно чудо, которое можно воспринимать как наследие Михайлова. Послушала его выступления на радио одна верующая женщина, трезвенница с огромным стажем, и позвонила мне. Возьмите, говорит, на работу к себе моего внука, он будет верно служить. Я послушал благочестивую женщину, взял на работу её внука Андрюшу, который был тогда ещё студентом и подрабатывал у нас поначалу курьером. Потом стал инженером, потом руководителем отдела, потом моим замом, а сейчас вот дорос до гендиректора. Так же случайно у нас появился и режиссёр театра «Странник», который до этого два года у меня на заводе ямы копал, пока я не узнал, кто он по образованию. Сама пришла к нам и Людмила Александровна Ильюнина, которая стала главным редактором издаваемого нами журнала «Православный летописец». Без моих видимых усилий пришли в коллектив и другие значимые люди. Всё совершается по промыслу Божию.

Так что на заводе всё отработано и отлажено, а сам я помогаю в организации крестных ходов по трём морям боевой славы в поддержку мира на нашей планете. В этом году прошли с 19 мая водным крестным ходом от Керчи до Севастополя с иконой благоверного князя Александра Невского, закреплённой на мачте так, что ни ветер, ни морские брызги не страшны. А в 2012 году мы с этой иконой прошли первым в Европе крестным ходом, когда несли крест к могиле Анны Вырубовой в Финляндии. Побывали мы тогда в Выборге, в Риге, в Лиепае, в Таллине, в Хельсинки, в Стокгольме, в Копенгагене.

— Сергей Евгеньевич, а как произошла ваша встреча с владыкой Антонием Сурожским?

— Опять же по святой Божьей воле, я думаю. Сам я и не мечтал попасть к нему на приём, но когда брал благословение на поездку в Лондон по своим делам, отец Иоанн Миронов наказал своему духовному брату Антонию от себя поклон передать при встрече. «Как же я смогу там встретиться с ним?» — удивился я. — «Ничего, встретишься, я помолюсь», — ответил отец Иоанн. И, действительно, стоило мне позвонить его помощникам во время пребывания в Англии, как нам уже на следующий день была назначена встреча с известным на весь мир митрополитом. Мы приехали с женой к назначенному времени, зная, что нам выделили всего 20 минут. Нас встретил такой приветливый батюшка в шлёпанцах на босу ногу и в простом светлом подряснике. Усадил нас рядом и два часа с нами проговорил. Владыке Антонию всё было интересно, он был очень простым в общении, но за этой его простотой нельзя было не понять, что перед тобой поистине святой человек. Потрясли меня и встречи с монахом Рафаилом (Берестовым) на Афоне, где я многократно бывал. Маленький, прозрачный почти, в чём душа держится, казалось бы, а такая силища в нём духовная. Такой храм с фарфоровым иконостасом на Афоне построил!..

Чем дальше живу, тем больше осознаю, что все эти удивительные события и благодатные встречи не состоялись бы, если бы не было в моей жизни самой главной встречи — реальной встречи с Владимиром Михайловым тридцать лет назад. И пока я жив, буду делать всё, чтобы дело Михайлова тоже жило. И каждый день я благодарю Бога за то, что он подарил мне встречу с праведником и настоящим христианином, который до конца выполнил своё жизненное предназначение.

Вела беседу Светлана ТРОИЦКАЯ
Фотографии из архива С. Е. Васильева


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх