|
|
— Я нынче летом как раз у него была — в Минеральных Водах, поклонилась его святым мощам, на могилке побывала. Его очень там почитают. — Кто бы что ни говорил, для меня бесспорна его святость. Я не собираюсь ни с кем спорить или что-то доказывать. Потому что рядом со мною были близкие мои, глубоко знакомые люди, что для меня роднее родных, которые служили ему, соприкасались с ним. С самого детства, каждый день он присутствовал в разговорах этих людей и в моей жизни. А вырос я на колодце, где старец Феодосий воду черпал. Мы пили из этого источника. Ах, как мне дорог этот колодец, куда ведро спускали на верёвочке. Берегли люди этот колодец, чистили! А появился он, по преданию, там, где Божия Матерь явилась старцу Феодосию. Одному недавнему чуду, связанному с ним, я свидетель. Водитель у меня был, выпивал, попал в аварию, все кости переломал, лежачим стал. Повезли его к Феодосию, к его мощам. И все слышали в храме, как вдруг кости у него треснули, треск этот был слышен. А потом кости соединились. И выздоровел мой водитель, сейчас диаконом в Майкопе служит. Мы пили из этого источника!
— Коснулся моей жизни и старец Серафим Тяпочкин. Есть предание, что это именно тот священник, который взял икону Николая Чудотворца из рук девушки Зои, остолбеневшей во время кощунственного танца. Всем известна её история. Так это было или нет, не могу утверждать. Господи, не дай нам неправду о старце сказать! Я этого очень боюсь. Но об этом я слышал не раз. Так вот, когда он служил уже в Ракитно в Белгородской области и решался вопрос о моей учёбе в духовной семинарии, а я не смог к нему поехать, он прислал мне фотографию свою и благословил на священство. Это такие Божии благовестники, что грех в том сомневаться. Старцы были и в Сибири. Помню с детства люди ездили к ним из Белоруссии, с юга России, из Новороссийска. Только до Москвы — полторы тысячи километров, и от неё — почти три тысячи. Не запомнил имя старца, но помню рассказы, как в тоненьких фуфаечках приехали наши к нему в Сибирь, а там морозы! Но никто не обморозился. И ещё помню из рассказов: избушечка у него маленькая, глянули в окно, а там потолок голубой, как небо... Года полтора назад я следы его почти нашёл. Как мне рассказали, похожий старец жил в одной из деревушек Томской области.
А Иоанн (Крестьянкин)? Вся его жизнь, его доброта, само его присутствие освещали душу и утешали. С ним я встречался в Псково-Печерском монастыре, беседовал и не один раз, ещё с юности, но не исповедовался. Обычно иду на исповедь к батюшке дежурному. Для меня страшно было всегда привязаться к вещи, к иконе и даже к святому человеку, чтобы не впасть в прелесть. Это меня бабушка моя Феодосия Иосифовна так наставляла, она моим первым духовным наставником была. И старцы, тут и пример старших большую роль сыграл, всегда воспринимались живым голосом Бога. Мы их воспринимали больше как пророков. Это не к гадалке сходить. Вопрошали о важном, получали ответ, терпели всё, но исполняли. Я верил и верю: нельзя из праздного любопытства вопрошать Господа. А если вопросил, то подчиняйся. А через кого? Через священников и через старцев. Если они сказали мне в Ленинград ехать, значит, надо подчиняться, иначе будет беда. Господь им открывает правду о нас, грешных. Чем ещё дороги старцы народу? Они выживать помогали, давая практические советы. Они конкретно помогали жить: подсказывали, как хлеб насущный добывать, как болезнь одолеть, как себя защищать, как Господа держаться, чтобы не предать Его. Время-то было суровое, атеистическое. Эта литургия никогда не прервётся
— Так что старчество не прекратилось после оптинских старцев и с приходом к власти богоборцев, как смело утверждали некоторые в эпоху перестройки. Да и сейчас некоторые утверждают... — А я скажу, что таких «неформальных святых» во все времена было много. Канонизированы оптинские старцы, Серафим Саровский... Но сколько их не канонизировано! Я и сейчас со страхом отношусь к тем, кого вижу на паперти, каких-то юродивых, блаженных. Если это — личина, то Господь их осудит и в ад пойдут, а моё дело почтить их, потому что они как слуги Божьи. И нам они были примером смирения перед Господом. Показывала бабушка на какую-нибудь блаженную и говорила: смотри, как она живет, так Богоматерь терпела — наша Царица Небесная. Некоторые блаженные шли на все лишения, терпели всё. И обретали такое, что неоценима была их помощь людям. Благодаря таким небожителям мы верующими стали. Слава Богу, такова стезя моя, что я лично встречался со многими старцами. Ездили как-то в Почаев к мощам Иова Почаевского, а там старец Иосиф. Мы тут же к нему под благословение, просто обнять Божьего человека, если он допускал. И с благоговением, с трепетом, со страхом подходишь к таким людям, потому что каждый из них — это сосуд Божий.
— Если вспомнить наших знаменитых старцев девятнадцатого века, которые жили на территории нынешнего Красноярского края — Даниила Ачинского, которого Серафим Саровский называл своим братом, таинственного Феодора Кузьмича, прославленного в соборе Сибирских святых как Феодор Томский, к ним на поклон не только крестьяне шли и ехали за тысячи километров, но и владыки. Епископ Томский и Енисейский Афанасий, его преемник епископ Парфений, епископ Иркутский Михаил окормлялись у них. И относились к ним с таким же трепетом, о котором вы только что сказали. — А сколько раз ездил я в Псково-Печерский монастырь к знаменитому своими отчитками старцу Адриану (Кирсанову). И как бесценна его жизнь, его близость, его доброта, само присутствие его в жизни, его пророчества... Как я молюсь за него!
— Но ушли от нас недавно: и архимандрит Адриан, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), и Николай Гурьянов, и троице-сергиевские старцы Кирилл и Наум. И снова слышатся голоса о том, что конец пришел старчеству на русской земле... — А не возможна жизнь без старчества! Оно не прекратилось и не прервалось. Эти молитвенники наши рассеяны по всей России. Знаю, как много на юге, в горах живёт старцев-отшельников. И слава Богу, что так сложилось на нашей земле. А отец Георгий, которого я в Новороссийске в детстве видел! Белый весь, благообразный. Ему денег дадут, тут же раздаст, постельку беленькую постелют, а он на газетку ляжет и спит. Никаких благ ему не надо. Нет, старцы никогда не кончались. Они всегда были. Открытый портал в рай — наши старцы! Только вера сердечная нас спасает! Вот они-то её уберегли и берегут на нашей земле. А кто говорит, что наши старцы прервались, это в них говорит человеческая меркантильная природа. Никогда старчество не прервётся на нашей земле, потому что это литургия избранных на невидимое Небо. Они — жертва бескровная, хотя люди с кровью и плотью. Вон как Илья Пророк плакал, что обесчестился его народ, а Господь что ему сказал? Что есть ещё праведники, есть. Не стоит земля без праведника. И праведники эти являют собою великое небесное воинство... — Не так давно участники IV духовно-просветительского форума «Вехи российской истории. Сибирский аспект» вернулись из поездки по Ачинскому и Боготольскому районам. Ездили по местам духовных подвигов праведных Даниила Ачинского и Феодора Томского — наших старцев, участников Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода. К слову сказать, праведный Феодор прожил в Томске только пять лет, а 21 год он жил на территории нынешнего Красноярского края, и мы сейчас хлопочем о том, чтобы он вошел в собор святых Красноярской митрополии. Так вот, на мой взгляд, замечательные слова сказал на встрече с горожанами в Ачинском краеведческом музее священник из Енисейска отец Сергий Лукашенко о том, что святые — это Божия награда нашей земле. — Замечательно сказано, так и есть!
— В советские годы могилы старцев закатали асфальтом. Память о них в народе вытравили. И как вернуть эту награду Божию нашей сибирской земле? Вот через такие форумы, через книги о них, через паломнические поездки постепенно возвращаем народу имена этих некогда знаменитых наших прозорливых старцев, к которым за тысячи километров люди ехали, даже из европейской России, чтобы получить совет, духовное утешение, укрепление в вере. Что интересно, на этом форуме писатель Владимир Яковлевич Шанин открыл нам имя Василия Каптеревского, материалы о котором он нашел в архиве. Как полагают историки, это был князь Волконский из Санкт-Петербурга. Он повторил духовный подвиг старца Феодора Кузьмича, покинув высшее светское общество и уйдя в отшельники. Скончался незадолго до революции в селе Каптерево недалеко от Шушенского. Вот ещё одно преданное забвению имя, которое надо вернуть людям. Думаю, для этого потребуется работа в петербургских и красноярских архивах. Открылось недавно и имя святой Елены, так её народ звал, которая по благословению Божией Матери крестила ребятишек в Нижне-Ингашском районе во время Великой Отечественной войны. В Бородино, в Рыбинском районе растёт почитание почившего уже в недавнее время монаха Иова, который, судя по всему, был чадом знаменитого одесского старца Кукши. На форуме вспомнили и Георгия Канского — дядю Гошу, благообразного старца, который знал наизусть церковные службы, Священное Писание, помогал духовными советами... — Уже не тот ли Георгий, что жил некогда в Новороссии?
— Может, и тот. Жизнь этих наших сибирских подвижников требует изучения. А память о них народ хранит. Как бы то ни было, вы тому свидетель, даже в атеистические годы люди, жаждущие духовного наставления, получали его через старцев, юродивых, блаженных. Но о нашем времени говорят совсем иначе: время духовного наставничества минуло (я лично слышала это на радио «Радонеж») и ничего не остаётся православному народу, кроме того, как спасаться самим без наставников через церковные таинства, через чтение Евангелия и Псалтири. А тут как раз подоспел Интернет. И кинулись в него и стар, и млад. И происходит то, о чём писал апостол Павел в Послании к Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Вот такой появился вездесущий «старец» по имени — Интернет. Очень бы хотелось продолжить наш разговор о духовном наставничестве уже в нашу эпоху — эпоху интернета и лжестарцев. — Ну что ж, тема обживания виртуального пространства Церковью захватывающая, обещаю продолжить этот разговор... — Благодарю, владыка. Беседу вела Валентина МАЙСТРЕНКО, Фотографии из архива митрополита Пантелеимона | К оглавлению | К следующей странице |
|
|