| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Нужно ли навязывать детям православную веру?


«Моя 12-летняя дочь не хочет ходить в церковь. Существуют разные точки зрения относительно христианского воспитания детей. Одни говорят, что веру навязывать нельзя, дескать, подрастёт ребёнок — сам определится, в кого и как верить. Другие считают, что ребёнка с малых лет надо воспитывать в вере. Кто из них прав? Говорит ли что-то Священное Писание о христианском воспитании детей?»

Людмила Белозерская, г. Калуга



«Пустите детей приходить ко Мне!»


В Священном Писании есть немало мест, говорящих о необходимости духовного воспитания детей. Вот одно из них: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6) В чём наставить? В Слове Божьем.

Господь Иисус Христос сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14). Почему Спаситель сказал: «Пустите детей?» Вероятно, потому, что это естественное желание детей — проявлять интерес к загадочному и сверхъестественному миру. Они не обременены заботами, как мы, и весьма восприимчивы к духовной теме. Помогать ребёнку приходить ко Христу — значит рассказывать ему о Христе, вместе с ним молиться, читать Библию и святоотеческую литературу, посещать церковь.

В Новом Завете описывается, как за Христом следовали семьями, слушали Слово Его (в одном эпизоде говорится, что слушавших Христа и насытившихся Его хлебом мужчин было более 4000, не считая женщин и детей — Мф. 15:38). Никто из родителей не спрашивал детей, а хотят ли они следовать за своими родителями, терпеть нужду, голод и усталость. Дети послушно шли за своими родителями, понимая, что так нужно.

Обязанность родителей


За христианское воспитание ребёнка отвечают родители. Они несут за это ответственность перед Богом и перед церковью. Что же касается нежелания ребёнка идти в церковь, то не секрет, что даже взрослые люди порой испытывают нежелание посещать церковь — что же говорить о детях? Наша задача — помочь ребёнку разобраться, почему ему не хочется идти в храм. Это могут быть лень, грех, болезни, происки бесов. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие над собой усилие восхищают его», — сказал Спаситель (Мф. 11:12). 

Святой Апостол Иоанн пишет «избранной госпоже»: «Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (2 Ин. 4). Кто их научил этой истине, кто наставил? Каким образом? Не проявляя ли мудрость и настойчивость? Не находя ли разумные доводы? Не употребляя ли родительскую власть?

Что говорили святые отцы?


Много советов относительно того, как воспитывать детей, содержится и в трудах святых отцов и современных учителей и богословов. Вот некоторые из них.

«Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих» (прп. Нил Синайский).

«Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силён обогатить их или даровать нужное и довольное» (прп. Макарий Оптинский).

«При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: “Как это стыдно или неприлично”, а говорите чаще: “Как это грешно и страшно”. Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его — пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание» (преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский).

«Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и чётко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании» (иеромонах Серафим Роуз).

Обязанность детей


Итак, родители ответственны за воспитание детей. Но говорит ли что-то Священное Писание об обязанности детей? Да. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Этой мысли вторит другой стих: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле», пишет святой Апостол Павел (Еф. 6:1-3). Почитать — значит любить, слушаться. Детям, почитающим своих родителей, Господь обещает благо и долгую жизнь.

Что же касается «навязчивости», о которой идёт речь в письме, то это слово не библейское. Библейские слова — назидать, наставлять, воспитывать. Воспитывать — питать от возвышенного. Питать — небесными дарами: Телом и Кровью Христовыми. Да и как человека можно воспитывать — вне Слова, вне Церкви, вне причастия?

Не упустите время!


Если ребёнка не воспитывали в христианской вере, не наставляли, не учили и водили в церковь исключительно по принуждению, став подростком, он может отпасть от Церкви. Такой подростковый бунт против Бога и Церкви не редкость в современных христианских семьях. Нужно ли с подростком в таких случаях спорить, в чём-то убеждать, настаивать на своём? Нет, но разумнее будет его просто отпустить, предав в руки Бога и молясь за него. Богу возможно всё! Однако путь таких людей, сознательно отвергающих Бога, часто пролегает через скорби. Скорби при этом могут испытывать не только дети, но и их родители.

О том, как велика ответственность родителей, особенно служителей Церкви, в воспитании своих детей в христианской вере, говорит следующий стих Писания: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 3:1-3).

* * *

Если ребёнок не воспитан с малых лет в христианской вере — это, безусловно, родительский просчёт. Можно привить ребёнку любовь к книгам, науке, культуре, развить в нём гениальные способности, но если при этом он не будет иметь живую веру, страх Божий, жизнь его вряд ли сложится успешно: «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Об этом говорят многие исторические факты и судьбы многих людей, добившихся больших высот в своей карьере, но закончивших жизнь трагически во причине своего неверия.

Сергей РОМАНОВ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |