|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
Россия — страна пророков!
КТО БУДЕТ СПОРИТЬ С ТЕМ, ЧТО РОССИЯ — НЕОБЫЧНАЯ СТРАНА? Необычная своей историей, географией, культурой, людьми. Наш характер и менталитет сложились под влиянием православной веры, чудесным образом пришедшей на Русь тысячу лет назад. Мы приняли эту веру, как никто другой, по-детски наивно и просто, приняли душой и сердцем. Идеалом нашим стала святость. Идеал этот светлый и во многом недостижимый. Потому и зовёмся мы святой Русью.
Старцы, юродивые и провидцы, как никто другой, являются носителями этого идеала. Об удивительных способностях этих людей идёт речь в данной статье.
«Вот и я ответил ему»
Однажды, повествует древняя монастырская летопись, преподобный Сергий Радонежский (1321-1391 гг.) сидел за трапезой с братией. Вдруг, как рассказывали присутствовавшие при том, он встал из-за стола, отвесил поклон в сторону и произнёс:
— Радуйся и ты, пастыре Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою!
Сидевшие с ним спросили, недоумевая:
— С кем ты говоришь, отче?
— Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву, — ответил оец Сергий. — Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему.
Несколько монахов, встав из-за стола, поспешили к тому месту и действительно догнали святителя Стефана, который уже продолжал путь. Он подтвердил сказанное — слово в слово. Подобных свидетельств, дошедших до нас, было бы, несомненно, значительно больше, если бы носители этого дара не старались скрывать его.
Найденная лошадь
Лишь по смерти Серафима Саровского (1760-1833), когда на столе его, рядом с пачкой нераспечатанных писем, нашли стопку готовых, написанных на них ответов, стало известно об этом его даре. Рассказы тех, кто обращался к нему со своими бедами, сохранили немало свидетельств его прямого знания.
Как-то пришёл к нему один из окрестных крестьян:
— Батюшка, у меня лошадь украли, и я теперь без неё совсем нищий, а ты, говорят, угадываешь.
Отец Серафим, — рассказывал потом крестьянин, — взял его за голову, приложил к своей и сказал:
— Огради себя молчанием и поспеши теперь в село (он назвал имя этого села), и когда будешь подходить к нему, то свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома, там ты увидишь калиточку, войди в неё, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.
Крестьянин тут же отправился по этому указанию и действительно нашёл свою лошадь точно там, где сказал ему отец Серафим.
«Я тушу пожар в Новгороде»
Странно, дерзко повёл себя Василий Блаженный — юродивый, пророк и чудотворец (склеп его находится в Покровском соборе на Красной площади в Москве). На пиру у царя Ивана Грозного он трижды выплеснул на пол поднесённую ему от царя чашу. А на окрик разгневанного царя ответил, казалось бы, и вовсе бессмыслицей:
— Я тушу пожар в Новгороде.
О том, что речи юродивого имели пророческий смысл, было известно. Тотчас же в Новгород был отправлен гонец. Вернувшись через несколько дней (столько занял путь туда и обратно), он подтвердил: именно в тот день и час там вспыхнул великий пожар, истребивший чуть ли не полгорода.
«Не говори — знаю!»
Горький, рассказывая о времени, когда он жил в Нижнем Новгороде, привёл случай, произошедший с хорошим его знакомцем, Пименом Власьевым. «Как-то в субботу помылись с ним в бане, — вспоминал Горький, — и пошли в трактир пить чай. Вдруг Пимен, глядя на меня милыми глазами, говорит:
— Постой-ка.
Рука его, державшая блюдечко чая, задрожала, он поставил блюдечко на стол и, к чему-то прислушиваясь, перекрестился.
— Что ты, Пимен?..
— А видишь, мил друг, сей минут Божья думка души моей коснулась, скоро, значит, Господь позовёт меня на Его работу...
— Полно-ка, ты такой здоровяга!
— Молчок! — сказал он важно и радостно. — Не говори — знаю!
В четверг его убила лошадь».
Факт, приводимый Горьким, не единичен. Нередко неведомым чувством люди узнают вдруг о приближении своей смерти и обычно не ошибаются никогда. О дне своего ухода, знал, например, Достоевский: рано утром того самого дня, который оказался для него последним.
О дне своего ухода известно было и украинскому философу и поэту Григорию Сковороде (1722-1794). Он был совершенно здоров, когда, прийдя в слободу Ивановку, объявил всем о приближающейся своей кончине, сам вырыл себе могилу, вернулся в свою «комнатку», переменил бельё, положил под голову свои сочинения и умер. Знал свой день и час В. Н. Татищев — известный русский историк (1686-1750). Также будучи совершенно здоров, он принял причастие Святых Тайн и велел рыть себе могилу.
Летописи упоминают о некоторых из русских князей, которым было дано, как бы заглянув в будущее, узнать о своем последнем дне.
О некоторых таких прозорливцах писал в своё время Григорий Богослов (Григорий Низианин, 330-360 гг.): «Владычественный их ум от Духа принимает такие образы, по коим они соприсутствовали будущему, как настоящему».
Тайна Иоанна Грозного
Свидетельства о пророчествах и предзнаниях рассеяны по страницам истории государства Российского. Царь Василий III решил насильно постричь в монахини свою супругу, Соломонию, чтобы взять в жены Елену Глинскую. При этом он запросил, как полагалось в то время, благословения на новый брак у Патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского. Все трое ответили царю единодушным отказом. Патриарх же Иерусалимский, Марк, пояснил причину, как открылось это отцам Церкви: «Если дерзнёшь вступить в законопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью». Василий III поступил вопреки этому пророчеству. Сын, родившийся от этого его брака, действительно удивил многих своею лютостью и вошёл в историю под именем Ивана Грозного.
Под знаком пророчества оказался и наследник царя. Взойти на трон после Ивана Грозного должен был старший его сын Иоанн. Когда Василий Блаженный умирал, царь вместе с обоими сыновьями и дочерью Анастасией пришёл проститься и просить его молиться за них. И здесь, на смертном одре, Блаженный обратился вдруг к младшему сыну царя, Фёдору, и в присутствии всех предрёк, что вовсе не старшему, не Иоанну, а ему, младшему, предстоит принять царство. Как известно, так и случилось. И когда опустел трон, на него взошёл младший, Фёдор.
Рассмеялся, а потом прослезился
Мало у кого из носителей этого дара мы сможем узнать, как пришла к ним эта способность, что чувствовали они при этом. Известен лишь эпизод из жизни Василия Блаженного, когда дар этот впервые у него проявился. В детстве родители отдали его подмастерьем к сапожнику. Однажды в мастерскую пришёл купец заказать себе новые сапоги и очень беспокоился, чтобы вышли они и красивы, и прочны. Когда же купец ушёл, Василий сначала рассмеялся, а потом прослезился.
Хозяин стал допытываться, чему смеялся он и о чём плакал. Василий долго не хотел говорить, потом сказал, что не надо было бы купцу так печься о сапогах, которых и не носить — они ему не понадобятся. И правда, купец так и не пришёл за заказом. Через несколько дней он неожиданно умер.
Пророческие стихи Лермонтова
Целый ряд подобных прорывов в будущее, прозрений находим мы и у русских писателей и поэтов.
Как и в обыденной жизни, прозрения эти чаще всего касаются событий гибельных, катастрофических. Не этим ли предчувствием грядущих событий можно объяснить странные прозрения писателей, относящиеся к революции? За сто лет до революции и того, что последовало за ней, Лермонтов написал пророческие строки:
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон.
Повторяю, это писалось за сто лет до «чёрного года», до свержения и убийства последнего российского императора вместе с его женой и детьми, до массовых казней и лагерей. «И пища многих будет смерть и кровь...»
«Бунт начнётся с атеизма»
Вспомним пророческие строки Достоевского из его «Дневника писателя» в 1877 году: «Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясёт все царства мира изменением лика мира всего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови». И ещё: «Бунт начнётся с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются...»
Причём писались эти пророческие строки за сорок лет до событий 1917 года, когда в общественной жизни не было, казалось, ни малейших признаков надвигающейся трагедии. Неудивительно, что последующие семьдесят лет к этим строкам новые властители России предпочитали не обращаться и не вспоминать их. Все эти годы под таким же забвением и запретом находилась и пророческая антиутопия Александра Богданова «Красная звезда», в которой ещё в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного режима, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.
Александр ГОРБОВСКИЙ
(Окончание в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|