|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф Ватопедский о конце света
НЕТ, НАВЕРНОЕ, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗАДУМАЛСЯ БЫ О КОНЦЕ СВЕТА. Это событие тревожит и страшит одновременно. Всё имеет начало и конец. Земля не вечна. Современная пресса, телевидение и Интернет заполнены разного рода сплетнями и слухами относительно этого вопроса. Но знает ли кто-то действительную правду о том, когда это событие придёт и что ему будет предшествовать?
Безусловно! Кто же? Бог! Ему Одному всё известно. Бог открывает нам правду о конце света в Писании. Нужно только правильно понять сказанное. Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, так комментирует это событие.
Как сказано в Священном Писании, «всему своё время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1). А потому пора и нам пристально рассмотреть и оценить дух нынешней эпохи, к чему побуждают нас многие из возлюбленных братий. Знамения времён, приковывающие внимание всех, кто размышляет о проблемах современного общества, — знамения эти ныне очевидны. Ибо они, как мы думаем, указывают на явления эсхатологического порядка и внушают умозаключения, которыми нельзя пренебречь, как пустыми догадками. Основание веры нашей — и не нашей только, но и всех православных христиан в настоящем, прошедшем и будущем — твёрдо и незыблемо. Мы не страшимся никого, кроме Триединого Бога.
Да, в мире действует богопротивник-сатана, постоянно напоминающий о себе всеми видами греха и отступления. Но мы не боимся его, памятуя слова Апостола: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4) — и песнописца Святой Церкви: «Надеющийся на Господа уподобишася горе святей, иже никакоже движутся прилоги вражии» (Степенны 2-го гласа, первый тропарь третьего антифона. — Перев.).
Божественное Откровение, возвещающее нам, кто мы, как явились в мир и какова наша истинная отчизна, извещает — со всем тем, что надлежит ведать человеку о Боге, — также и о человекоубийце-диаволе, главном нашем враге от грехопадения до конечного дня, когда упразднятся сам диавол, смерть и всякое зло. Наше дальнейшее рассуждение будет посвящено событиям, предваряющим тот день, а именно — последним временам, когда всеобщий враг на краткий миг явит себя много могущественнейшим, чем во все предшествующие эпохи.
Учение Господа нашего об антихристе и кончине века
|
ИКОНА, изображающая события последнего времени
| |
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Ибо чуть раньше, указывая Наставнику на великолепие храмовых зданий, услышали от Него: «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24:2). Когда же после такого пророческого ответа дерзнули вопросить о грядущем, в особенности же о Втором и славном Его Пришествии, Господь, открывая с высоты Своего ведения то, чему надлежало быть, прежде всего остерёг их: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4). Всеведец знал замыслы древнего змея-сатаны, ибо тот, сам весь прельщение и обман, прибегнет к ним и тогда как к привычному средству.
Через Своих посланников и вестников — пророков, праведников и святых Ангелов — Господь непрестанно обращался к человеку и до «устроения полноты времён» (ср.: Еф. 1:10), когда наконец явился в облике смирения Сам, чтобы обновить и спасти его. Но человекоубийца-диавол и после того не оставляет своих козней, всевая в среду христиан плевелы и засылая к ним лукавых делателей. Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры. И как Господь наш, не довольствуясь многообразной помощью верным Своим рабам, пришёл Сам и совершил дело нашего спасения, так и обманщик-диавол, помимо великого множества пороков и соблазнов, напоследок явит главное своё орудие — беззаконника (Ср.: 2 Фес. 2:8) и сына погибели (Ср.: 2 Фес. 2:3), воплощение всякой неправды и пагубы, полноту и верх всех зол, когда-либо выпадавших на долю многострадальной земли. Это и будет антихрист — последнее звено в богопротивном замысле сатаны.
Конечно, ученики ещё не были готовы постичь всю глубину эсхатологической перспективы, раскрытой Спасителем. Но всеблагой Господь, Который обращался не только к Апостолам, но, по собственному Его слову, «говорил всем» (ср.: Мк. 13:37), а значит, и нам, указал способ защиты от хищных волков в одежде овец и от ложных вестников Второго Пришествия: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» (Мф. 24: 4-5). Конечно, последующий текст Матфеева Евангелия нельзя определить как всецело эсхатологический, ибо Господь говорит также о взятии Иерусалима римлянами в 70 г. Р. X. и страшных последствиях этого события. Но оставляя исторический аспект этого повествования в стороне как общеизвестный и бесконечно дорожа пророческим смыслом Откровения, обратимся к главной цели нашего труда — собственно эсхатологии.
«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24:12, 14). Следующий стих: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет» (Мф. 24:15) — и описание грядущих на землю ужасов относится, полагаем мы, не столько к исторической катастрофе Иерусалима, сколько к кончине века и антихристу, о чём говорит и это загадочное (как и подобает пророчеству) место: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21-22).
Бедствия евреев при разорении Иерусалима Титом, при всём их масштабе, вряд ли можно признать худшими из тех, какие случались и тем более могут случиться на земле. В мире творилось бесчисленное множество злых, чудовищных и мерзких дел, но ни одно из них не запечатлено исторической памятью человечества как превосшедшее все остальные.
Описанные у святого Матфея трагические события произойдут лишь в конце времён, при «беззаконнике» и «сыне погибели», когда почва для них будет подготовлена духовной деградацией человечества. Ибо «нормальным» состоянием людей станет порабощённость всеми видами греха, а любовь охладеет не то что «во многих» (Мф. 24:12), но за малым исключением во всех (ведь корыстолюбие и себялюбие уже и теперь превозносятся как подвиг и забота о всеобщем благе).
Изъясняя речение Господа: «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:7), мы вынуждены признать, что до сих пор не постигли его должным образом. Не наше ли время — самое лукавое, и не в наши ли дни каждое государство считает своим долгом причинить вред соседу, а политики, действующие лицемерием и обманом, видят в ограблении чужих стран залог благополучия собственных? Когда до такой степени процветали казнодейство, ложь, притворство, ненависть и открытое насилие сильного над слабым? Всякое понятие о правде и справедливости попрано, средствами же успеха признаны своекорыстие и обман, якобы «заложенные» в самой природе человека, так что преступники сплошь и рядом восхваляются как герои.
Достигало ли нынешней меры бесстыдства «восстание народа на народ», когда правило «твоя смерть — это моя жизнь» становится нормой международных отношений? Итак, если уже теперь налицо крушение всех нравственных устоев, что ещё препятствует пришествию «сына погибели» и полному торжеству всех замыслов сатаны? А между тем царящая в мире сумятица усугубляется всё новыми распрями в недрах нашей «процветающей» цивилизации!
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|