Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Михаил Салтыков-Щедрин: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления!»


КТО ТАКОЙ МИХАИЛ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН? Многие знают его как писателя. А между тем он в своё время состоял на государственной службе, и, конечно, кому как не ему была известна жизнь тогдашнего государства. Её-то и описывал он в своих удивительных рассказах и сказках, наполненных тонким юмором и сарказмом. Почитайте некоторые выдержки из его произведений и спросите себя: а изменилось ли что-нибудь в нашей матушке России? Ничего, ничего ровным счётом не изменилось! А ведь, почитай, 150 лет прошло с тех пор!

ИЗ ДОСЬЕ

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, 15 (27) января 1826 —28 апреля (10 мая) 1889. Писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки». Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина (Щедрин — псевдоним) было получено в домашних условиях, с ним занимались сестра, священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте, Царскосельском лицее. С 1856 по 1858 гг. являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел.

В 1858-1862 гг. служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Наиболее известные произведения: «Премудрый пескарь», «Губернские очерки», «Невинные рассказы», «Сатира в прозе», «История одного города», повесть «Господа Головлёвы».

Похоронен в Санкт-Петербурге.


30 КРЫЛАТЫХ ФРАЗ О РОССИИ, ВЛАСТЯХ И НАШЕМ НАРОДЕ

1. Когда и какой бюрократ не был убеждён, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

2. Если на Святой Руси человек начнёт удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.

3. Пошлость имеет громадную силу; она всегда застаёт свежего человека врасплох, и, в то время как он удивляется и осматривается, она быстро опутывает его и забирает в свои тиски.

4. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

5. Это ещё ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

6. Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

7. Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шёл — и тот весь выпил!

8. У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

9. Нет, видно, есть в Божьем мире уголки, где все времена — переходные.

10. Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления!

11. Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной.

12. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.

13. Человек без ума в скором времени делается игралищем страстей.

14. Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность.

15. — Нынче, маменька, и без мужа всё равно, что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

16. Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а всё существенное изображалось самым мелким шрифтом.

17. Всякому безобразию своё приличие.

18. Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности.

19. — Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть?

20. Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

21. Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.

22. — Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!

— Однако, mon cher (мой друг — ред.), если потребуют уплаты? — картавил Коля.

— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Ещё платить — ещё кредит! Нынче все государства так живут!

23. Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умён он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.

24. В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ к сатирическому роману «История одного города»
ИЛЛЮСТРАЦИЯ к сатирическому роману
«История одного города»
25. Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...», а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы...» Представьте себе, что этого «кабы» не существует — какой обмен мыслей вдруг произошёл бы между собеседниками!

26. Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.

27. В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.

28. Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

29. Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.

30. Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют...


Кстати говоря


БОЛЬШИНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ имеют карикатурно-сатирическую направленность. Но были у Михаила Евграфовича и совсем другие произведения.

Так, в одной из самых ранних и лучших его сказок («Пропала совесть») совесть, которою все тяготятся и от которой все стараются отделаться, говорит своему последнему владельцу:

«— Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведёт да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается...

По этому её слову так и сделалось.

Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть. Растёт маленькое дитя, и вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, — завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх