|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)
Молитва
1. У кого молитва не свободна от худых помыслов, подобен тому, кто собирается воевать без оружия. Под молитвой разумею ту, что совершается непрестанно в глубине души, так что призыванием Христа уязвляется и попаляется сатана, воюющий тайно.
2. Дьявол, как лев рыкающий, ходит вместе с силой своей, ища, кого поглотить. Внимание сердца, трезвение, сопротивление и молитва к Иисусу Христу, Богу нашему, да не престаёт никогда. Лучшей помощи, чем от Иисуса, не найдёшь во всю свою жизнь. Только Он, Господь, знает, как Бог, то коварство, хитрости и приёмы, которые используют бесы, ведя брань.
3. Потрудимся, как Давид, взывая: «Господи, Иисусе Христе». Пусть горло охрипнет, но не устанут очи ума нашего иметь надежду на Господа Бога.
4. Противление заставляет помыслы умолкнуть, а призывание имени Христова прогоняет из сердца всё худое и пагубное и врачует ум дремлющий.
Любой прилог приходит в виде отображения в уме чего-либо чувственного, чтобы вызвать столкновение. Это может быть и образ какого-нибудь человека, который нас опечалил, или иметь другой вид сладострастия или корыстолюбия, что всё вместе открывает нашу наклонность к страстям и показывает, что ум был невнимателен.
В этом случае необходимо настойчиво призывать Господа и молиться, чтобы избавил ум от пленения.
5. Молитва сильно возмущает диавола, и он использует, обороняясь, разные полезные как будто бы воспоминания, чтобы пленить ум, отсечь память о Боге и заставить прекратить призывание Его имени, чтобы молитва сделалась бесплодной. Бесцельные воспоминания и мысли в час молитвы отвлекают и пленяют ум.
6. Если хочешь молиться как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться.
7. «Оставь дар твой, — говорит Господь, — перед алтарём и пойди примирись с братом твоим» (см. Мф. 5:24), и тогда приходи и молись невозмутимо. Потому что памятозлобие ослепляет мыслительную часть души и омрачает молитву.
8. Когда диавол, используя многие средства, не может помешать молитве праведника, тогда он отступает немного и мстит потом, как только тот завершит молитву. Диавол либо старается в нём вызвать гнев, разрушая то превосходное состояние, в котором пребывает ум, наставшее в результате молитвы, либо возбуждает в нём несмысленное сладострастие, оскверняя тем самым ум.
9. Когда помолишься как должно, ожидай искушений, но держись мужественно, оберегая плод молитвы. Ибо изначала ты обещался трудиться и хранить себя. После того, как потрудился, не оставляй без защиты то, что соделал, если оставишь — не будет тебе от молитвы никакой пользы.
10. Вся брань между нами и нечистыми духами ведётся не за что иное, как за молитву духовную, поскольку весьма беспокоит демонов молитва и неприятна им, в то время как нам — приятна, радостна и доставляет нам спасение.
11. Когда бесу завистливому не получается вызвать воспоминания во время молитвы, тогда он вызывает в теле нерасположенность к ней, беспечность или нерадение, либо предлагает какой-нибудь образ, якобы от Бога. Неопытный ум поддаётся на соблазн, и прерывается связь с Богом, которую ощущал подвижник в начале молитвы.
12. Не языком только восхищает человек спасение от Господа, как это было с разбойником на кресте, восхищает и мысленно. Ибо кровоточивая говорила в себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (спасусь — дословно, см. Мк. 5:28). Также и слуга Авраамов попросил Бога о Ревекке в сердце своём.
13. Отцы называют молитву оружием духовным, и без него никто не может выйти на брань, иначе будет пленён, и уведут его в страну врагов. Нельзя стяжать чистую молитву, если кто не будет настойчиво, с искренним и незлобивым сердцем призывать Бога. Потому что только Он даёт молитву молящемуся и научает человека разуму.
14. Кто поистине возлюбил Бога, молится нерассеянно, и, кто молится нерассеянно, поистине возлюбил Бога. Тот не может молиться нерассеянно, кто умом прилепился к земному. Если он не будет презирать это, невозможно человеку избавиться от страсти.
15. Ум, соединённый с Богом и в Нём пребывающий молитвой и любовью, делается премудр, благ, крепок, человеколюбив, милостив, долготерпелив и, следовательно, имеет в себе свойства Божественные. Когда же удаляется от Бога, становится скотен, сластолюбив, звероподобен и ведёт брань с другими за вещественное.
16. Дело ума — молитва, соединённая с созерцанием, и созерцание, соединённое с молитвой.
17. Как противна гортани пища несолёная, так уму — чёрствая молитва.
18. Не может ум во время молитвы говорить дерзновенно Богу: «Ты разрешил узы мои, Тебе принесу жертву хвалы» (см. Пс. 115:7-8), если, желая Божественного, он не отторгает от себя нерешительность, леность, многоспание и прочие страсти.
19. Тот не может быть дружен с молитвой, кто не отвергается всего земного.
20. Все добродетели помогают уму стяжать Божественную любовь, но более всех — чистая молитва. Ибо в ней ум обретает крылья и воспаряет к Богу, выходит за пределы всего сущего, и ничто, никакой прилог, не может его пленить.
21. Если слова молитвы не проникнут в глубину души, не сможешь тогда пролить слёз.
22. То, что замышляешь против обидевшего тебя брата, будет тебе препятствием в молитве.
23. Не бывает совершенной молитвы без призывания умом имени Господа. Если ум это достигает силой, вызывается боль и скорбь в сердце. Но «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|