Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, церкви и духовной жизни




Продолжение. Начало в №№ 12.2014 (194) — 1-2 (195-196), 2015 гг.

МИФ № 41. ДОГМАТЫ — ЭТО ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ РАЗУМУ.

Бог — вне материального мира, Он непостижим нашими органами чувств вне Его откровения. Кроме того, истинное знание о Боге невозможно без внутреннего преображения человека. Для святого человека духовный мир так же реален, как для нас мир физический. Как для учёного важны знания и эксперимент, так для истинного богослова — духовный опыт личного богообщения. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Крещение» писал: «Я ещё не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».

В богословии чисто интеллектуального усилия недостаточно, и причин тому две:

а) Богословие — наука опытно-практическая. Можно на «отлично» выучить сольфеджио, но это не сделает тебя скрипачом без многолетних ежедневных практических занятий. Можно выучить «Добротолюбие», но совершенно не уметь молиться.

б) В результате первородного греха прародителей повреждены все силы души человека, в том числе и разум. Без просвещения Божественной благодатью мы неспособны к восприятию духовных истин. Кроме того, никакой тварный разум (человеческий, ангельский, демонский) в принципе не способен познать бесконечного Бога во всей полноте.

Догматы — это аксиомы, которые открыл о Себе Бог. Когда-то один человек спросил на занятиях по катехизации: «Ну, зачем так сложно христианство говорит о Боге, что Он не просто Один, а Един по сущности, но Троичен в Лицах, нельзя ли попроще?» Однако Бог таков, мы не можем в угоду понятности искажать образ Бога. Даже строение тела человека далеко не просто, но никто же не говорит, что человек внутри состоит просто из «мяса».

МИФ № 42. МЛАДЕНЦЫ (ДЕТИ ДО 7 ЛЕТ) БЕЗГРЕШНЫ.

Разбор этого мифа можно начать с ответа на вопрос: каков вообще источник греха у всех людей? Этот источник — первородный грех, наследственное повреждение человеческой природы всех потомков Адама и Евы вследствие отпадения прародителей от Бога. Таким образом, можно говорить о том, что у младенцев природная порча проявляется в значительно меньшей степени (по причине их неразвитости), но она есть и у них.

Согласно 124-му Правилу Карфагенского собора 419 г., человек, отвергающий необходимость крещения младенцев или отрицающий для них крещение во оставление грехов, подлежит анафеме.

МИФ № 43. БАЗИСОМ ВЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЧУДЕСА.

Базисом веры является доверие Богу и Его Церкви, подкреплённое личным опытом богообщения. Чудеса порой даются нам Творцом как ответ на наши молитвы, как вразумление, как средство укрепления веры. Нужно учитывать, что чудеса бывают истинные и ложные.

Источником первых является Бог, а вторых — падшие духи. Ко всякому чуду личного и общественного свойства необходимо относиться с особенной осторожностью и даже в самом, казалось бы, убедительном случае стараться сохранить по отношению к нему трезвую нейтральность. Необоснованная жажда чудес и знамений осуждена Самим Богом (Мф. 12:38-39) и святыми отцами, так же, как и доверие к прорицателям, магам и целителям (Втор. 18:10-14).

МИФ № 44. СВЯЩЕННИК — ПОСРЕДНИК МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И БОГОМ.

Священника действительно можно рассматривать и как посредника, но, главным образом, между Богом и человеком. В Священном Писании засвидетельствовано, что Христос во время Своей земной жизни лично избрал 82-х (12+70) Апостолов. Дар прощать грехи Господь Бог передал Апостолам, а те — епископам и от них священникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).

Священная иерархия богоустановленна. Сам Христос повелел прокажённому показаться ветхозаветному священнику и принести жертву (Мф. 8:4). По словам св. праведного Иоанна Кронштадтского, «Демократия в аду, а на Небе — Царство». Ведь даже в Святой Троице существует единоначалие (монархия) Бога Отца. Во Святой Троице не три взаимосолидарные воли, а одна единая, проистекающая от Отца (как от Причины), через Сына и проявляющаяся в Духе Святом.

Что касается Церковного Таинства Покаяния, то будем помнить о разнице между раскаянием (сожалением о совершённом грехе) и покаянием (отвержением греха, отвращением, избавлением от него, решимостью не повторять грех). В отношении избавления от того или иного конкретного греха различают три этапа: покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нём в покаянной молитве на сон грядущий и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и покаяться в нём в Таинстве Исповеди, получив разрешение от греха от священника (епископа).

МИФ № 45. СВЯЩЕННИКАМ ПРОЩЕ СПАСТИСЬ, ЧЕМ МИРЯНАМ.

Лишь в том смысле, что священник свою жизнь сознательно посвящает служению Богу и имеет решимость быть проводником Его воли. Бог никому не обещал автоматического спасения принятием Таинства Крещения, монашеского пострига или священного сана, но лишь приобщённостью к Нему, исполнением Его заповедей.

МИФ № 46. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ И СВЯЩЕННИКОВ ФИНАНСИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ.

Для начала следует разобраться в структуре Церкви не как богочеловеческого организма, а в более узком смысле — церкви земной. Первичным звеном её является община верующих, приход одного храма. Церковные приходы финансируются их членами и благотворителями, церковных налогов или обязательной десятины у нас нет. Около 15% своих доходов приходы отчисляют на содержание Епархиального управления и Патриархии. То есть финансирование происходит не сверху вниз, как в государствах, финансирующих деятельность религиозных объединений, а снизу вверх.

Российское государство оказывает незначительную в целом помощь в восстановлении некоторых крупных соборов и монастырей, относимых к объектам культурного наследия, в т.ч. и потому, что оно явилось инициатором их изъятия и разграбления в советскую эпоху.

Согласно данным социсследования, которое провёл исследовательский центр портала SuperJob.ru, среди 3000 респондентов, проживающих во всех федеральных округах России, за строительство и восстановление культовых зданий за счёт госбюджета выступили 50% опрошенных, против — 32%, затруднились с ответом 18% респондентов.

В той или иной степени (субсидии, налоговые льготы и пр.) большинство государств мира поддерживают крупнейшие на своей территории религиозные объединения.

МИФ № 47. СВЯЩЕННИКИ ЯВЛЯЮТСЯ НАЧАЛЬНИКАМИ ДЛЯ ХРИСТИАН БЕЗ СВЯЩЕННОГО САНА.

Важно различать послушание каждого христианина Богу, монашеский обет послушания старцу и следование мирянином советам духовника. В годы постатеистического возрождения нашей Церкви появилось такое искажение духовнической практики, как младостарчество. Однако разумный священник никогда не будет грубо вести себя с прихожанами, командовать, отдавать приказы в духовной жизни, духовник — это не деспот, а советчик, мудрый наставник.

Верующие должны осознавать, что храм — это не просто организация под руководством священника, а приход (община верных), в котором священник является предстоятелем перед Богом во время богослужений, духовным наставником, советчиком, проповедником. Там, где есть несколько приходов, верующие могут выбирать общину и священника по своему усмотрению.

МИФ № 48. МНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВЯЩЕННИКОВ ПО ЛЮБЫМ БОГОСЛОВСКИМ ВОПРОСАМ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ.

В православном богословии различают догматы и теологумены. По догматическим вопросам (богооткровенным аксиомам, имеющим принципиальное значение для богообщения и спасения) двух мнений быть не может. Что же касается теологуменов (частных богословских мнений), то здесь есть определённый простор для вариаций. К теологуменам, например, относятся вопросы возможности спасения младенцев, убитых матерями во чреве, вероятности того, попадут ли животные в Рай...

МИФ № 49. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНЕ ВОЗЛАГАЮТ ТОЛЬКО НА ДУХОВНИКА.

Типичный пример магического подхода к духовной жизни! Считают так: «Пусть батюшка не разумеет тот или иной вопрос, но за моё послушание Бог откроет ему; и если я без рассуждения поверю ему, то независимо ни от чего мне благодать сделает то, что надо». Но Господь не сказал: если есть двое слепых, но второй верит, что первый не слепой, то первый упадёт в яму, а второй за эту веру не упадёт. Нет, Господь сказал: если слепой ведёт слепого, оба упадут в яму (Лк. 6:39).

МИФ № 50. МОЛИТЬСЯ ДОЛЖНЫ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЩЕННИКИ, ЭТО ИХ РАБОТА, ДЛЯ ЭТОГО ИМ ПОДАЮТ ЗАПИСКИ И ОПЛАЧИВАЮТ ИХ ПРОЧТЕНИЕ.

В Таинстве Священства Сам Бог одаривает ставленника благодатью совершать церковные службы и духовно окормлять паству. К сожалению, в нашей жизни ещё часто встречается такое недоразумение — люди подают записки на молебен, а в самом молебне участвовать не считают нужным, считая, что пожертвования, которое они оплатили, вполне достаточно, молиться будет священник.

Можем ли мы просить священника или ближних помолиться о наших нуждах? Конечно, можем, но в дополнение к нашей личной молитве! Христианству чужд магизм, попытка манипулирования Богом, в основе нашей веры лежат личные отношения с Творцом, вплоть до теснейшего единения с Ним в Таинстве Евхаристии (Причащения).

Предположим, что у человека есть просьба к царю, который принимает всех желающих в любое время. Но проситель не хочет идти сам и посылает просьбу письмом, объясняя, что ему самому некогда, у него и без того много дел, и вообще ему проще оплатить работу курьера или почтовую марку. Как вы думаете, бросится ли царь с радостью исполнять просьбу того, кто сам ради неё даже пальцем пошевелить не готов и решил откупиться мелочишкой?..

МИФ № 51. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ХРАМЕ.

Келейная и общая молитвы имеют своё обоснование в Священном Писании. О келейной молитве сказано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

Об общей молитве Христос в Евангелии говорит так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).

МИФ № 52. ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ХРАМОВ — МЕСТО УСТАНОВКИ СВЕЧЕЙ И СОВЕРШЕНИЯ ЧАСТНЫХ МОЛИТВ.
В храмах совершаются соборные молитвы, церковные Таинства и прочие священнодействия. Главное из них, Таинство Святого Причащения, совершается на главном общественном богослужении — Божественной Литургии.

МИФ № 53. ДЛЯ СПАСЕНИЯ ДОСТАТОЧНО БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (НЕ ВОРОВАТЬ, НЕ УБИВАТЬ).

«Вся праведность ваша, как запачканная одежда...» — пророчествовал Исаия.

«Делами закона не оправдается <...> никакая плоть» (Рим. 3:20). Тем не менее, рассматриваемое утверждение вызывает несколько вопросов: что значит быть порядочным и каков незыблемый критерий порядочности?

С момента легализации абортов Лениным, в современной России они стали «обычным» явлением. Мы фактически живём в состоянии войны, где ежедневно погибают тысячи невинных. Для многих это нормально («порядочно»)...

Если можно спастись добродетельным поведением, то для чего Бог воплощался и шёл на Крест? Вспомним, что десять Заповедей были даны Богом через пророка и боговидца Моисея, то есть Заповеди сами по себе не требовали Боговоплощения.

Бог дал человечеству не подверженные времени и нравам общества ориентиры порядочности — Свои Заповеди.

Причём выдающиеся святые свидетельствуют, что по мере духовного совершенствования подвижник видит в себе всё больше и больше грехов, а не успокаивается своей порядочностью. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

Обычно люди вспоминают о десяти Ветхозаветных Заповедях. Но эти Заповеди были даны, можно сказать, диким племенам. Исполнение этих заповедей в буквальном понимании должно предшествовать Крещению, ведь нецерковный человек однозначно не исполняет три главнейших из них. Для христиан же Христом даны Заповеди Блаженства. Это уже более высокий духовный уровень.

МИФ № 54. БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ СПАСУТСЯ.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).

«И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18).

Спасение — это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит.

Христос засвидетельствовал, что даже из тех, кто считает себя христианами, спасутся не все: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

МИФ № 55. НЕ СОГРЕШИШЬ — НЕ ПОКАЕШЬСЯ. ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ, ТОЛЬКО НЕ ЗАБЫВАЙ ГРЕХИ ВОВРЕМЯ СМЫВАТЬ НА ИСПОВЕДИ.

Это тезис из серии: «Не запачкаешься — не помоешься».

Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам» (Мф. 27:3).

Покаяние — это изменение жизни, в буквальном переводе с греческого «перемена ума», а раскаяние — лишь сожаление о содеянном.

МИФ № 56. ИЗ 12 АПОСТОЛОВ ОТСТУПИЛ ОТ ХРИСТА ОДИН ИУДА.

По страху и малодушию от Христа отступили все Апостолы, кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Пётр отрёкся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27.)

Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов впоследствии отдали свои жизни за Христа.

МИФ № 57. НИ В ОДНОМ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ НЕВОЗМОЖНО ПОЛУЧИТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ БЕСПЛАТНО.

К счастью, и всегда можно было, и сейчас. Ценники за свечи, записки, требы и Таинства в тех храмах, где они есть, являются лишь рекомендованным размером пожертвований. Не верите? Спросите у свечницы. Если она запамятовала, то напомните ей слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, — это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, — нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва... Ни в коем случае не следует устанавливать жёсткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств» (из доклада на ежегодном заседании Епархиального собрания города Москвы, 21 декабря 2005 г.). С другой стороны — в Православной Церкви нет догмата о том, что свечи являются необходимым элементом спасения. Свеча — это жертва на храм и вещественный символ молитвы.

МИФ № 58. СВЯТЫЕ — БЕЗГРЕШНЫЕ ЛЮДИ.

В полном значении этого слова безгрешен лишь Христос, святые — это люди, приобщённые ко Христу, уподобившиеся Ему в той степени, что могут служить примером другим членам Церкви. «Канонизация святых — это не пропуск в рай, а пример для нас».

Процесс Богоуподобления бесконечен: чем ближе прозрачный сосуд с водой к источнику света, тем лучше видна находящаяся в воде грязь; чем более святые приближались к Богу, тем яснее видели себя как величайших грешников.

МИФ № 59. МОЩИ — ЭТО ТОЛЬКО НЕТЛЕННЫЕ ТЕЛА ЛЮДЕЙ.

Этим широко распространённым заблуждением активно пользовались для антирелигиозной пропаганды большевики. Видя в храме раку (гроб), многие люди действительно себе представляли, что внутри находится нетленное тело, тем более что такие прецеденты встречаются, например, нетленное тело преподобного Александра Свирского, но это исключительные случаи.

Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые и нетленные тела.

МИФ № 60. В РАЮ И АДУ БУДУТ НАХОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ДУШИ ЛЮДЕЙ, БЕЗ ТЕЛ.

Смерть — временное разлучение души и тела. Во Втором Пришествии Христовом все люди будут воскрешены с нетленными телами, так как человек без тела — не вполне человек, ведь тело — это часть человеческой личности.

Источник: «Азбука веры»
(Продолжение следует)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх