|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Андрей Московой: «Христос разъяснит, что такое любовь!»
АНДРЕЙ МОСКОВОЙ, как и я — родом из «застойной» эпохи. Он — петербургский композитор, аранжировщик. За свою насыщенную творческую жизнь Андрей записал семь дисков с песнями и шесть — с инструментальной музыкой. Мы дружим давно, написали немало совместных песен. Мне показалось важным познакомить читателя с этим замечательным человеком и посмотреть на происходящее в стране его глазами, в результате чего и состоялся этот разговор.
Работал с Таисией Калинченко
— Андрей, расскажи, пожалуйста, читателям о себе. Насколько я знаю, ты закончил джазовое училище?
— Сначала была окончена семилетняя музыкальная школа при консерватории, потом училище имени Римского-Корсакова, а затем мне очень захотелось играть джаз. Шло такое время, когда было очень много джазовой музыки, гремели «Битлз», «Роллинг-Стоунз». В то время, в 60-х годах, в Петербурге (тогда ещё Ленинграде), находилось единственное в стране джазовое училище. Я поступил туда и впоследствии окончил это высшее учебное заведение.
— А потом?
— После армии я начал сотрудничать с Карельской филармонией. В Петрозаводске был вокально-инструментальный ансамбль «Онежский меридиан». Там я проработал года полтора, а потом перешёл в Ленконцерт. Здесь, в аккомпанирующем ансамбле, я начал работать с певицей Таисией Калинченко. Многие, может быть, помнят её, тогда она была очень популярна. Таисия Калинченко сыграла одну из главных ролей в телевизионном фильме «На всю оставшуюся жизнь» — медсестры в санитарном поезде. В этом мини-сериале (в нём 4 серии) она исполнила знаменитую песню, в ней были такие слова: «Сестра, ты помнишь, как из боя меня ты вынесла в санбат...» С этой певицей я проработал год. А потом был знаменитый вокально-инструментальный ансамбль «Калинка».
— А когда ты начал сочинять музыку?
— Тогда же, наверное, в «Калинке» и начал, в 70-е годы.
— Ты же писал и песни, и инструментальную музыку?
— Да, писал инструментальную музыку, а также занимался аранжировками! А занятие музыкального руководителя, в первую очередь, это и есть написание аранжировок.
Как Тукиш песни выбирал
— У тебя, наверное, ностальгия по тем временам?
— Особой ностальгии нет, но конечно, это время вспоминается. Было много хорошего, мы успешно гастролировали.
— А вот сравнивая песни современного периода с песнями советских времён, у тебя к чему предпочтения: чьи песни лучше?
— Знаешь, я одно могу сказать: современную российскую эстраду я не очень слушаю, предпочитаю слушать западную. Ведь там мастера работают, мастера по аранжировкам, мастера по вокалу. Конечно, здесь что-то подобное трудно найти. Поэтому предпочитаю слушать ту музыку.
— Ты писал для многих исполнителей. Мне кажется, у тебя наиболее удачный дуэт сложился с Анатолием Тукишем. В Питере он известный исполнитель, заслуженный артист России. Ты ведь с ним выпустил целую программу?
— Там была интересная история. Мы с Толей Тукишем знакомы давно, но мои песни он запел недавно, лет десять назад. Я ему как-то позвонил, говорю: «Толя, здесь у меня одна песенка есть, думаю, она тебе подойдёт». А он мне отвечает: «Андрей, у меня сейчас столько новых песен, что вряд ли понадобятся ещё». Потом подумал и говорит: «Давай заеду в гости. Посидим, поокаем, а заодно послушаем, может быть, что-то запишем». Когда он приехал, я стал показывать ему песни, которые до этого никто не пел. Он послушал и говорит: «Так, давай время сейчас не занимать. Ты на диск их мне сбрось, я дома послушаю». Проходит неделя, он мне перезванивает и говорит: «Напиши, что мы будем записывать». И называет мне одну песню, вторую, третью, четвёртую... Я говорю: «Толя, ты же не хотел ни одной песни!» Из 26 песен, которые он спел на одном из недавних концертов, 18 были мои. Это невероятно!
— Да, и самое главное, что там были исполнены и наши с тобой песни: «Матерь чистая моя», «А теперь нас двое», «Родительский домик». Это же всё-таки христианская тематика. А вот другие наши артисты не очень любят петь на такую тему.
— Дело в том, что там тексты не такие лобовые. Ты называешь их христианскими, а я бы назвал их общечеловеческими. Тексты, точнее, стихи, которые затрагивают многие струны наших душ. Не только веру в Бога, но и любовь, преданность, честь, доброту.
«Не пугайся, я сейчас в церкви!»
|
РОЖДАЕТСЯ музыка
| |
— Поскольку наша газета христианская, то мне хочется задать тебе узкие специфические вопросы. Даже не специфические, а вопросы, которые раскрывают твою душу, твою суть.
— Давай!
— Человек неверующий не может писать такие песни. У тебя в жизни, наверное, как и у любого верующего, был момент уверования в Бога, встречи с Ним?
— Конечно!
— Это было в детстве?
— Нет, я даже могу назвать год: 1990-й.
— А как это произошло?
— В Ленконцерте, в ансамбле, после «Калинки» я работал с Золтаном Локкером. Был у нас такой эстрадный певец, по национальности — венгр, а работал в Ленконцерте. Он пел венгерские песни, а барабанщиком у нас был Александр Фёдоров. Он пришёл к Богу немножко раньше меня.
— Он, насколько я знаю, в тюрьме сидел...
— Его прихватили в ресторане, где он играл. Из-за 15 долларов, что у него нашли в кармане, его арестовали. Это история вообще-то не очень приятная. Получилось так, что они не поделились с метрдотелем, у них проверили карманы, и их там сдали. Ведь обычно в ресторане кто-то один собирает деньги, которые платят музыкантам. В тот раз там была валюта. Вот якобы за валюту, за 15-20 долларов, я точно не помню, он попал в тюрьму.
— И в тюрьме он встретился с Богом? Мы в газете писали про эту историю.
— А после того, как Александр Фёдоров вышел, он позвонил как-то мне и говорит: «Андрюха, помоги мне, надо сделать несколько оркестровок. Но не пугайся, я сейчас в церкви. У нас имеется несколько христианских песен, к которым надо сделать аранжировки». Мы с ним поговорили, потом он меня, скажем так, затащил на службу. Я зашёл на его богослужение, как-то проникся и после непродолжительного времени покаялся в своём неверии и крестился.
Господь меняет приоритеты
— Скажи, Андрей, а в твоей жизни были какие-то интересные случаи, в которых ты бы чувствовал руку Божью, которая бы тебе явно помогала, исцеляла или от чего-то спасала?
— Я тебе могу сказать, что во всей моей жизни чувствую руку Божию. Не могу назвать каких-то конкретных чудес, хотя, наверное, они были. Потому что если бы Господь не водил всей моей жизнью, тогда не было бы встречи с моей женой, тогда не было бы трёх моих деток, которых я очень люблю. Не было бы моей семьи. Много бы чего не было.
— Ты, наверное, общаешься со многими композиторами и исполнителями и со всей творческой интеллигенцией. Почему творческим людям бывает трудно прийти к Богу и в Церковь?
— Я не думаю, что трудно. Я тебе скажу, что мои многие знакомые, с которыми я работал в Ленконцерте, пришли к Богу. Они продолжают работать на эстраде. Могу даже назвать их имена. Это, например, солист «Поющих гитар», Валерий Ступаченко, с которым мы вместе работали и в «Калинке». Он там пел несколько моих песен. Он пришёл к Господу, в Православие. Но в то же время он продолжает работать в «Поющих гитарах». Или Володя Дяденистов, заслуженный артист России, один из солистов Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». Кстати, первый исполнитель роли Иисуса Христа.
— Это в опере?
— Да, в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». И, кстати, до сих пор идёт эта опера.
Через неё, я точно знаю, люди приходят к Богу, идут в церковь. До этого мы были шаляй-валяй, ездили в «Калинке», он тогда познакомился с одной девушкой. Это было в 70-е годы. Он тогда же женился. Я потом, по прошествии многих лет, очень удивился. В такой среде очень часты разводы. А у них очень хороший брак, и я встретил их вместе, когда мы недавно виделись. Он не изменился, и она не изменилась. Я думаю, что Господь меняет не взгляды, а меняет приоритеты.
— Возникают другие ценности?
— Да, ценности. Потому что самое главное в нашей жизни — это Господь, а потом семья. Так заповедано: дом, семья, а потом всё остальное. А у нас ценности несколько другие. Даже если Господь и стоит у многих на первом месте, то потом они начинают менять приоритеты. А семья подразумевает, наверное, жену и детей (если это мужчина) или мужа и детей (если это женщина). А вот уже после этого — всё остальное: работа, карьера и всё прочее. У меня, во всяком случае, и у моих друзей, которые пришли к Господу, так и проставлены приоритеты. И в этом случае всё складывается.
В Библии всё есть!
— Понятно. А вот что сейчас происходит у нас — нет, не на эстраде, это уже другой вопрос — в стране? Как ты считаешь, у нас сейчас процесс приближения к Богу, или, наоборот, мы отдаляемся от Него? Хочется знать твоё мнение как творческого человека.
— Если бы ты задал мне этот вопрос в 90-х годах, когда разрешено стало верить в Бога, не надо было скрываться, не было партии, комсомола...
— А что, сейчас скрываться надо?
— Нет, но ты же помнишь, что тогда, в 90-е годы, у народа была сильная духовная жажда! Не случайно из Америки и других стран валом валили проповедники. А сейчас... Плохо, наверное, что нет духовного воспитания у молодёжи.
— Но основы православной культуры есть!
— Понимаешь, это всё равно даётся на откуп школе, а школа...
— А школа хочет или не хочет. Там есть ещё история мировых религий и основы светской этики, но, к сожалению, лишь небольшой процент детей изучает основы православной культуры. Директора школ и родительские комитеты лоббируют свои интересы.
— Я бы сказал, в Библии всё есть: и основы светской этики, если почитать внимательно книгу «Песнь Песней». Это любовь. Содержатся и разные исторические факты, и философия, и многое-многое другое.
— У нас говорят, что государство отделено от Церкви. А если посмотреть внимательно, то вспомни слова нашего гимна: «Хранимая Богом родная земля...» Если у нас атеистическое государство, то откуда Бог взялся? И все это поют.
— И почему Он тогда не будет хранить эту землю?
— А взять наш герб: святой Георгий Победоносец пронзает змея-дьявола. А кресты, которыми выдающихся людей награждают? Если мы атеистическое государство, то почему у нас легализована христианская символика?
— Это как всегда. У нас ведь две стороны. У нас и орёл-то с двумя головами: один в одну сторону смотрит, а другой в другую, и всё никак не могут друг на друга поглядеть. Может быть, пора светской власти с властью духовной договориться? Но я думаю, что такой процесс всё-таки происходит. Ты посмотри: ведь никогда же не было, чтобы Первый секретарь Компартии пошёл в Рождественскую ночь в церковь.
— Это кто?
— Ну а Путин-то и Медведев кем являются?
— А разве Путин — Первый секретарь?
— Нет. Я имею в виду, что в те времена это был бы нонсенс. Чтобы руководитель государства пришёл в церковь и перекрестился. Ведь никогда такого не было. Это же расценивалось, как подрыв устоев Советского государства.
— Теперь Путин сам приходит в церковь и ставит свечки за героев Новороссии.
— Я думаю, что орлы начинают разворачиваться друг к другу лицами.
— Да, но дух маммоны захватывает общество потребления. Дмитрий Медведев с гордостью заявил о том, что мы наконец-то (!) создали в нашей стране класс потребителя! Мне же в его словах послышалось следующее (перефразирую Писание): «И сотворил Бог потребителя!»
— К сожалению, это так. Многие, наверное, уж слишком заботятся о финансах, о своей материальной жизни. Понимаешь, ведь Господь как говорил: «Не дай мне, Господи, богатства и не дай бедности». Не помню, откуда эти слова?
— Это из «Притчей». «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: “кто Господь?”, и чтобы, обеднев, не стал красть..» (Притч. 30:7-9).
— Совершенно верно. Думаю, что крайности очень плохи: чрезмерное богатство извращает душу. Оно извращает всё и ставит всё с ног на голову. Посмотри на людей, которые ворочают миллиардами, миллионами: им всё не хватает. А не хватает на что, лишний остров купить, что ли? Бедность тоже извращает душу: ходить по помойкам и собирать бутылки — это тоже не украшает человека, который вынужден это делать по многим причинам, я не знаю — каким. Поэтому те слова очень точны: богатства не нужны, но и бедность — плохо. Нужна золотая середина, что и есть правильно: чтобы было на что жить, на что воспитывать детей. Я не хочу сказать, что не забочусь о хлебе насущном или не думаю о завтрашнем дне, хотя Господь и говорил так. Но Он всё даёт.
— «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и остальное приложится вам». То есть главное должно оставаться главным.
— Совершенно верно.
Телевизор предпочитаю не смотреть
|
НА ТЕЛЕКАНАЛЕ с певцом Анатолием Тукишем
| |
— А что сейчас тебя в жизни радует и что — огорчает?
— Семья очень радует. Меня радуют мои дети: и дочь, и оба сына.
— Они по твоим стопам пошли?
— Дочь пошла не по моим стопам, она математик. Сейчас она учится на четвёртом курсе Политехнического института в сфере чистой математики. Средний сын, Ваня, в этом году закончил Торговый колледж и поступил в Торговый институт на бюджетное отделение, то есть он будет учиться бесплатно. А младший, Никитка, при консерватории учится в самой лучшей музыкальной школе по классу рояля, а потом он взял ещё второй инструмент — кларнет.
— А что огорчает?
— А ничего не огорчает! Я ко всему происходящему отношусь всегда очень хорошо!
— А то, что происходит сейчас в мире, на Украине, например, тебя огорчает? Каково твоё отношение к этому?
— Если относительно политики, то как это может не огорчать, когда убивают людей? Если бы мне сказали, что такое может произойти, 4-5 лет назад, то я бы сказал: «Этого не может быть!» И вдруг такое. Погибают дети, старики, старухи, какие-то взрывы. Я просто не знаю. Чтобы не расстраиваться, я предпочитаю не смотреть телевизор. Просто эти невероятные события меня настолько удручают, что становится плохо.
— Это, наверное, наступает конец света?
— Думаю, что нет.
— Да ведь признаки описаны в Библии: обилие войн, слухов, землетрясений, голод, болезни (откуда, кстати, Эбола взялась?)...
— Кто-то из математиков или из физиков подсчитал с начала летописей, сколько времени на земле царил мир. И за всё время существования цивилизации набралось, по-моему, лет сорок без войн. Поэтому говорить о том, что это конец света, думаю, не стоит. Это является игрой политиков, тех людей, которые рвутся к власти. Им богатства мало, хочется быть ещё богаче. Им же плевать на всех остальных людей, они заботятся только о себе. Это всё политические игры, борьба за власть.
— Ведь какая-то же идеология это всё подпитывает, на чём-то спекулируют?
— В Германии тоже идеология была. И как весь народ, такой богатый, я имею в виду, духовно богатый — ведь 80 процентов великих композиторов — выходцы из Германии, — купился на бред? А писатели? А поэты? Шуберт, Бах, Гёте, Гейне... Сколько было немецких философов?! И такой нации смогли задурить голову за 5-7 лет.
— Они впали в какую-то прелесть, на них напал дух заблуждения. Это как наркотик.
— Вот точно так же происходит и сейчас. И сейчас такой же наркотик: вот давайте сейчас мы вступим в Евросоюз, вот там нам будет хорошо. Чем хорошо? Это меня очень удручает и расстраивает. Вот это то, чего бы я не хотел даже слышать. Не хотел бы ощущать, что это происходит. Вот мы сейчас сидим, разговариваем, а там, недалеко. 2000 километров от Питера, не больше, Белоруссию проехать — и граница вот уже.
— Сейчас показали самую последнюю новость — по Киеву бегают с портретами Бандеры.
— Что говорить о портретах, когда на рукавах у них почти свастика, все знаки карательных дивизионов, рот и ополчений. Это возрождение фашизма, который был осуждён в Нюрнберге. Следовательно, к этому так надо относиться.
— Почему же Европа всего этого как бы не видит?
— Не знаю. Мы перешли на политику. Не очень хочется об этом говорить. Об этом и думать не хочется.
Для чего стоит жить
— Андрей, вот молодёжь почитает наше интервью и скажет: «А для чего вообще стоит жить?» Сейчас столько обмана, соблазнов! Молодые люди просто путаются в обилии информации. В метро все сидят с мобильниками и что-то на экране напряжённо высматривают. Ты как бы ответил на этот вопрос: «Для чего человеку жить?»
— То, что они пользуются теми благами, которые предоставляет для них цивилизация, например, мобильниками, — это не самое плохое. Плохо, когда это разъединяет людей, потому что они перестают общаться так, как мы с тобой разговариваем. Они общаются виртуально, эсэмэсками. Зато у них в виртуальном общении куча каких-то друзей, с которыми они находят свой контакт. Но это их дело, это не по мне, потому что возраст другой. Мы не привыкли к этому, мы привыкли общаться с глазу на глаз. А молодёжи я посоветую не терять настоящих ценностей и не подменивать их. И всё-таки учиться.
— Учиться, учиться и учиться...
— Как говорил великий Ленин... Кстати, в этом нет ничего неправильного.
— Но ведь главное, чему учиться и у кого учиться! Вот Христос советует у Него учиться: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас...» И далее: «Научитесь от Меня».
— Христос говорил не о техническом образовании, а о духовном. Он имел в виду даже не душевное, а духовное. Вот за духовным обучением приходить можно только ко Христу, я согласен с этим на 100%, потому что Он разъяснит, что такое любовь, потому что Бог и есть любовь. Всё время и везде я вспоминаю слова, которые мы с детства (не только я, а больше жена, так как в семье воспитывают больше женщины, ведь на них ложится бремя воспитания детей) вдалбливаем детям: «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами». Сначала подумай, прежде чем ты что-то сделаешь: тому человеку будет приятно это? Хотел бы ты, чтобы именно ТАК с тобой поступили, как ты сейчас поступаешь? Поставь себя на его место и подумай: стоит ли это делать? Вот если так жить, то, наверное, это будет правильно.
Слушайте хорошую музыку!
|
С ЛЁТЧИКОМ-КОСМОНАВТОМ Андреем Борисенко
| |
— Возвращаемся к песням. Твоя главная песня уже написана или нет?
— Понимаешь, когда пишешь музыку или песни, то всё время думаешь, что главное — вот это. Записал альбом (не своих, а популярных песен прежних лет!) — «Легендарные песни 60-х». И думаю: «Ну, наверное, это будет главное. Люди будут слушать, и это останется». А до этого возник альбом на стихи Есенина. Ведь я никогда не думал, что возьму и сделаю целый альбом. Может быть, главная песня уже написана, а может быть, и нет. А не так давно я записал джазовый альбом, который называется «Около джаза». Но там уже мои джазовые измышления.
— Да, ведь у тебя наблюдается тяготение к джазу.
— К фильму был записан один инструментальный альбом.
— К какому фильму?
— Документальный фильм, называется «Мода». Но там довольно-таки современная музыка.
— Скажи, а какие у тебя сейчас планы на ближайшее время?
— Сейчас надо подготовить к зиме сад. Как сказала жена Наташа, надо срочно окопать яблони и полить их перед зимой. Вот какие у меня планы.
— Нет, творческие планы!
— А! Ты имеешь в виду творческие? Я не знаю. Сижу, пишу, а что из этого выйдет... Не знаю, посмотрим. Пошлю новый материал Толе Тукишу, Виталику Псарёву, Воеводиной Наде, обязательно Геннадию Бойко (народный артист РФ) — может быть, захотят чего-нибудь спеть.
— В заключение скажи, пожалуйста, какие у тебя будут пожелания читателям нашей газет? Учитывая то, что её читают разные люди, различных возрастов, профессий, вероисповеданий.
— Слушайте хорошую, правильную музыку.
— Андрея Москового!
— Нет. Под словом «правильная» я имею в виду хороший джаз, хороший рок.
— Фольк...
— Я не слишком большой любитель фольк-музыки, поэтому ничего не могу советовать, хотя кантри и кантри-рок очень люблю.
— Пусть выучат гимн Российской Федерации и каждое утро поют «Хранимая Богом родная земля...».
— Да. Это первое пожелание по поводу «Слушайте хорошую музыку». Второе пожелание — настоящей семейной любви, любви в семье. А под любовью я подразумеваю отношение к детям, отношение к своей супруге или супругу. И хочу пожелать такого достатка, чтобы было приятно жить и заниматься теми вещами, которыми наши читатели занимаются. Но большого богатства не желаю. Соответственно, и большой бедности.
— Некоторые обидятся. Те, кто свою жизнь связывают с бизнесом.
— Пусть обижаются. Наверное, большие деньги им не приносят большого счастья.
— Пусть делятся с другими.
— Если человек зарабатывает много, думаю, что лучше покупать не лишний остров, а построить детский дом. Многие, я знаю, так и делают, поэтому трудно говорить об этом. Я не пробовал разбираться: кто, что, куда вложил.
— И чтобы не было войны.
— Это стандартное пожелание. Я такого не стал бы желать, потому что война вообще никогда и никому не нужна. Даже вспоминать при пожеланиях не хочу. Не должно этого быть просто потому, что быть не должно.
— На этой земле всё может быть. Ну, у нас-то в стране не должно быть.
— Не дай Бог! Не дай Бог!
Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива А. Москового
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|