Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Валерий Слёзин: «Бог, конечно, ведёт человека!»


В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ мы опубликовали часть беседы с профессором Валерием Слёзиным. Разговор получился таким интересным, что не уместился в формат двух страничек, и вот продолжение. Наш собеседник, известный учёный, рассказал нам, как его прадед наводил в Чечне порядок. А ещё говорили на вечные темы — о Боге, о жизни, о смерти, о тайнах человеческой психики и о том, что такое счастье.

Умирал, но вернулся


— Вот вы учёный. Вам случалось сталкиваться с чем-нибудь необъяснимым с точки зрения науки?

— Да, когда чуть не умер. Я был альпинистом, и однажды в горах Кавказа в нас ударила молния, я был обожжён до обугливания. Я потерял сознание, а потом на какое-то время перенёсся в другую реальность.

— И что вы испытали там?

— Я куда-то вознёсся и где-то вращался.

— Душа из тела выходила?

— Да. Я чувствовал, что куда-то лечу, но меня это не пугало. А потом меня стали тормошить, просили, чтобы я помог другому человеку, потому что знали, что я врач. И я очнулся, до меня это дошло. Мне удалось собраться, и я сделал ему укол в сердце, и сердце забилось, но мозг уже умер. Сердце побилось и остановилось. А вот я вернулся к жизни.

— А как вы считаете, почему удалось вам вернуться?

— Когда я лежал без сознания, моей жене, которой сейчас уже нет в живых, приснилось, что меня засыпали камни, и она разгребает меня, и я ожил. По-видимому, вот эта «незримая энергия», о которой говорил Бехтерев, меня и оживила.

— Что он понимал под этим термином — «незримая энергия»?

— Нематериальная сила.

— А где была ваша жена в тот момент?

— В Ленинграде, а я — на Кавказе.

— Интересно. Получается, что люди могут чувствовать друг друга, несмотря на расстояние...

— Могут, да, и не только родные. Когда с нами это случилось, начальником лагеря был такой Виктор Жирнов, мой хороший знакомый. И он проснулся ночью в страхе, стал звонить моему родному брату, который в лагере руководил спасательным отрядом, сказал, что нужно срочно собирать отряд. Тот ответил: «Ты что, среди ночи? Ещё контрольный срок не вышел, надо подождать». Брат ничего не почувствовал, а Жирнов почувствовал. Вот вам и «незримая энергия», о которой говорил Бехтерев. У него масса примеров на эту тему.

Молитва меняет состояние мозга


— Валерий Борисович, вы проводили интересные опыты, исследуя влияние молитвы на сознание...

— Да, в лаборатории нейро- и психофизиологии Института мозга человека РАН я проводил такие опыты. Для этого мы пригласили семерых воспитанников и слушателей Духовной семинарии и академии и записали их электроэнцефалограммы.

— И что получилось?

— Мы открыли четвёртое состояние мозга! До сих пор было принято выделять всего три состояния мозга — быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждому из них свойствен свой ритм биотоков. Но вдруг выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвёртого состояния сознания — медленного, или молитвенного, бодрствования.

— А что происходит при этом с сознанием?

— Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же люди погружались в молитву, происходило замедление ритма биотоков до 3 герц. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до двух-трех месяцев.

— Что означает это состояние? Это что-то хорошее, полный покой?

— Нет, это не покой, это уход к Богу, хотя не нам об этом судить. Не всё же можно доказать, измерить с помощью приборов. Как мне сказал один священник: «Я вышел к Богу, но Бог ко мне не подошёл, потому что здесь, в вашей лаборатории, этого не сделать».

— А бывает такое, что люди во время молитвы не чувствуют время.

— Да, я знаю.

— Ставили такие опыты?

— Нет, опытов таких не ставил, но ко мне приходил Антоний, митрополит Александрийский, он говорил о том, что во время молитвы (а у них служба идёт целых 5 часов, и на 50-градусной жаре, он в шерстяном облачении и с больным сердцем) он не чувствует время. А однажды случилось такое: после 5-часовой службы он опустил руки в ведро с водой, и вода стала сладкой. Он признался, что ему даже стало страшно. Все верующие — они немножко неверующие, даже митрополиты.

— А что потом сделали с этой водой? — Её пили все люди. После этого случая его слово в местной общине стало непререкаемым, как абсолютная истина: раз вода стала сладкая — значит, святой.

Не всякий бог есть Бог


ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ в Обществе православных врачей
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ в Обществе православных врачей

— Вы верите в Бога?

— Я верю, но большую часть своей жизни я был атеистом. Только после сорока лет я пришёл в храм и крестился. Это было начало пути к Богу. А когда я сделал открытие «медленного» молитвенного бодрствования, мы с женой обвенчались — прожив вместе больше тридцати лет.

— Наверное, вам многое говорит интуиция?

— Да. Например, иногда мне нужна книга, и я нахожу её внезапно. Очень часто я вижу что-то во сне, и мне это потом помогает. Я считаю, что Бог, конечно, ведёт человека.

— Бог один, но религии разные. Как понять, где же истина?

— Интересный вопрос. Проводя свои опыты, я приглашал в лабораторию и представителей других конфессий. Приходил католический ксендз, мусульманин, индус, дзен-буддист. Вот когда я «снимал» медитацию, там была обратная реакция: ускорение частот, а не снижение.

— Интересно... А что с остальными?

— У католика было замедление ритмов, но не такое сильное. У мусульманина, читавшего намаз, особых изменений на электроэнцефалограмме не было, но мощность его альфа-ритма явно снизилась. У дзен-буддиста ритм сначала ускорялся, а потом снижался — правда, незначительно.

— Если молитва — это «выход к Богу», получается, что православная молитва сильнее приближает к Богу?

— Может быть, и так. Хотя японские учёные попробовали тоже провести такой эксперимент, и у них получилось, что медитация дзен-буддиста четвёртого уровня приводит к такому же замедлению ритма, что и православная молитва.

— И о чём же это говорит? Бог всё-таки един?

— Не мне судить — един, не един... Вернее, так: я думаю, что Бог един, но далеко не всякий бог, которого считают Богом, есть Бог. Чтобы приблизиться к единому Богу, нужно всё-таки войти в нашу веру, войти в православие.

— Католики тоже христиане.

— Да, конечно. Но тот католический ксендз сам признал, что православные — более сильные молитвенники. Католики же упростили многое, у них и литургия длится меньше, чем у нас. Возможно, потому такие результаты.

Зачем мы живём?


— Вы прожили долгую, интересную жизнь, общались с разными людьми. Как вы считаете, в чём смысл жизни человека?

— Если рассматривать земную жизнь как путь куда-то, то в конце пути кто-то приходит к истине, а кто-то нет.

— Вы считаете, что смысл жизни — это нахождение какой-то истины?

— Да, конечно, иначе нет смысла.

— Но это общий смысл. А смысл жизни каждого из нас в отдельности?

— Я думаю, у каждого из нас своё предназначение.

— Не все его реализуют, к сожалению.

— Не все. У человека есть свобода воли, он свободен выбирать. Если он хочет жить по воле Божьей, он осуществит своё предназначение. А если нет, то нет.

— Всё зависит от нас?

— Получается, да.

— Почему в наше время так много несчастных людей? Растёт число самоубийств, люди не видят смысла в жизни.

— Потому что такое оно, наше время.

— В жизни многое стало не так?

— Очень многое.

— А что, по-вашему, сильней всего влияет на людей? Вот отчего им плохо?

— Жизнь становится всё менее естественной. Люди даже общаются через компьютер, не видя друг друга. Живут в виртуальной реальности.

— А что в перспективе?

— Если так будет дальше, мы просто не сможем так жить. Человечество умрёт, поскольку отойдёт от своей сути.

Счастье биологично


— Что такое счастье для вас? Что это за категория, если она существует?

— Счастье — это семья, счастье в единстве с близкими людьми. Если моя жена увидела во сне, что я попал в беду, значит, у нас была связь через незримую энергию. Это и есть счастье.

— А если у человека нет семьи по какой-то причине, или жены или мужа нет?

— Значит, нет счастья. Есть удовлетворение. Сейчас, например, я пишу книги и получаю удовлетворение. У меня есть смысл жизни. Но можно ли это назвать счастьем? Нет.

— А если есть мир с совестью, мир с самим собою, мир с окружающим миром?

— Да, это очень хорошо. Но я это не называю счастьем. Счастье — именно в семье, когда видишь первые шаги ребёнка. Когда я катил коляску, а дочка шла рядом, держась за неё, и вдруг она отпустила коляску и пошла. Вот это было счастье.

— А люди ищут что-то необычное, каких-то острых ощущений, и пытаются что-то придумать...

— Нет, счастье естественно, биологично, оно не придумано. Это то, что дал нам Бог — рождение детей, семья. Надо ценить свою семью, не разрушать её. Вы помните слова Татьяны, обращённые к Евгению Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана, — Я буду век ему верна». Белинский написал о лицемерии Татьяны — что она не должна была так говорить, надо было отдаться Онегину. Зачем нужна какая-то мораль? Живи и радуйся. И это всё. Ну и что? И человек будет жить, лишённый чести и совести. Даже исполнение долга есть своего рода счастье, когда ты его исполняешь полностью, не обращая внимания на всякого рода препятствия и даже на угрозу смерти.

Не надо терпеть до последнего


— А чувство Родины — это тоже счастье?

— Чувство Родины — врождённое, генетическое. Любое животное защищает место своего проживания и охоты. Разрушение исконного чувства разрушает человека.

— Глобализация, стирание границ? Миграция?

— Да, конечно. Этого не должно быть. Вот сейчас все твердят: «толерантность», «терпимость». Но вы помните, что сказал классик? «Здесь суждено мне было белый свет увидеть. Здесь научился я терпеть и ненавидеть». А что это значит? Терпение и ненависть рядом стоят, никуда не денешься. Долго терпеть нельзя. Адвокат А. Ф. Кони защищал горбуна, над которым все издевались, и однажды он не выдержал насмешек и убил старосту. Староста привычно крикнул ему что-то вроде: «Эй, горбун!» Раньше тот всё терпел, а тут что-то случилось. Кони встал, когда должен был произнести свою защитительную речь, и молчал три минуты. И все вознегодовали, на что Кони ответил: «Вот видите, три минуты я испытывал ваше терпение, и как вы вознегодовали, а он терпел всю жизнь!» Почему человек должен терпеть чужую культуру на своей земле?

— Но миграция будет всегда. Если мигранты, приезжая к нам, везут с собой свою культуру, что тогда?

— Значит, эта культура должна адаптироваться. У меня, например, одна бабушка была шведка, другая была немка, один дедушка был поляк. Но я-то русский.

— А как вы ощутили это? Вас как-то озарило?

— Меня не озаряло, я всегда был русским, я им родился. Естественно, у меня отец и мать были русские, крещённые в православной церкви. Да, бабушка была шведка, а прапрадед Александр Павлинский был польский магнат, жил во времена Николая I. Его сын в 16 лет был в Чечне в гарнизонном отряде.

— Ваш прадед?

— Да.

— А что он делал там?

— Порядок наводил.

Чеченцы уважают силу


— Почему, интересно, с Чечнёй было столько проблем?

— Потому что там жили бандиты. Чечня — это было бандитское племя, которое обеспечивало своё существование за счёт грабежа. Притом, мужчина не имел права работать. Это для мужчины был позор. Он должен был только выхаживать коня и точить кинжал. Они всё время занимались грабежом. Так называемая набеговая система хозяйствования. Их все ненавидели, потому что они были паразитами: всех грабили и этим жили. А мой прадед заявил, что не даст им грабить — здесь Российская империя, российские законы. За ограбление черкесских сел, казачьих сел, за нападение он приходил в аул и сжигал его. В Министерстве геральдики я прочёл его послужной список: он сжёг 19 аулов. И после этого они перестали грабить. Стали сами работать.

— Досталось бы вашему прадеду от защитников прав человека, живи он сейчас, в наше время!

— Но он не хотел нарушать их права! Он говорил им, что не собирается казнить и наказывать. Живите своей жизнью, верьте в своего Аллаха, но не грабьте никого. Говорил, что для того он там и есть, чтоб не давать им грабить, и что он эту функцию выполнит.

— Наверно, трудно было прадеду?

— Конечно. Он был многократно ранен, в отставку вышел раньше срока. Но зато добился того, чтобы русская женщина могла ночью пройти по чеченскому аулу, и её никто не смел тронуть. Это и есть закон. Он так считал: ничьи обычаи я не трогаю, ничей язык я не ущемляю. Но право человека, чтобы жить спокойно, чтобы его никто не убил, не изнасиловал — это я обязан защищать, это моя, так сказать, гарнизонная функция. И чеченцы его уважали, его приглашали на свадьбы, считали, что он джигит.

— Чеченцы уважают силу, всё-таки.

— Да, уважают силу. Вот когда Черномырдин выпустил Басаева из роддома, никто его не уважал за это. Это был позор. Бандитов нужно было уничтожить.

— И сейчас, наверно, нужно жёсткость проявлять? Приезжих много, и они ведут себя по-разному. Ведь должны они нас уважать?

— Да, должны уважать. Ты приехал? Вот наши законы — соблюдай их. Не нравится — поезжай домой, тебя никто не держит. Это естественно, и какая может быть терпимость?

Дагестанец вручил мне кинжал


НЕСМОТРЯ на свои годы, проф. В. Б. Слёзин много работает
НЕСМОТРЯ на свои годы, проф. В. Б. Слёзин много работает

— С другой стороны, вот сейчас формируется отрицательный образ кавказца в сознании многих людей. Но ведь есть среди них и нормальные люди...

— Есть, конечно. Недавно ко мне приходил дагестанец-аварец, попросил об интервью для газеты «Исламский путь», и мы с ним пообщались. Я спросил у него, как дела обстоят в Дагестане. Он сказал мне, что у них идёт террор, что пять его друзей-корреспондентов были убиты. Я спросил: «И как быть?» А он ответил, что они это преодолеют. Им это не нужно. Конечно, террор финансируется Америкой и Саудовской Аравией, оружие идёт тоже оттуда, это не дагестанский террор, это импорт.

— А как они к русским относятся?

— Хорошо. Там, в Дагестане, порядка 40 национальностей, все говорят по-русски. Даже мулла ведёт службу на русском языке. Мулла им говорит, что надо соблюдать закон, и не должно быть никаких терактов и убийств. Недавно выступал у них один святой, и он сказал, что дагестанцы сотни лет живут с Россией, Петр I освободил Дагестан от Персии, которая жесточайшим образом всех подавляла, поэтому мы будем жить с Россией, и все, кто нам мешает, будут уничтожены. Вот что мне рассказал дагестанец. А потом я ему подарил свою книгу, а он мне вручил дагестанский кинжал.

— Приятно было?

— Ну конечно! Я сказал тогда, что у меня мать с Кавказа, дедушка был сослан на Кавказ, прадед жил на Кавказе, прапрадед там жил, и поэтому я ценю их подарок.

Беседу вёл Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх