Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Душа не умирает после смерти




К ТАКОМУ ВЫВОДУ ПРИШЛИ НЕДАВНО ГОЛЛАНДСКИЕ УЧЁНЫЕ. Оказалось, и в России специалисты давно занимаются подобными исследованиями.

...В середине 70-х американец Раймонд Моуди всколыхнул человечество своей книгой «Жизнь после жизни», в которой описал посмертные переживания людей, испытавших клиническую смерть. Публика жаждала продолжения — более веских, научно обоснованных подтверждений вечности души. Но, увы, так и не дождалась. Поэтому интерес к теме поугас, всеобщее ликование сменилось скепсисом.

Как вдруг — новое потрясение! Голландцы обнародовали результаты своих исследований. Они якобы установили, что после остановки мозга (то есть смерти) сознание (или душа) продолжает существовать. Некоторые российские учёные, обычно спокойно относящиеся к известиям о зарубежных сенсациях, вдруг взволновались и откликнулись на это сообщение бурной дискуссией в специальных изданиях и на научных сайтах в Интернете. Мы попросили наших ведущих специалистов прокомментировать сообщение голландцев и высказать свои соображения по этой теме. Мнения получились самые противоречивые...

Бочка мёда: что открыли голландцы?


Свидетельства людей, переживших реанимацию, стали для голландцев одним из главных доказательств существования души и её бессмертия. Они опросили 344 человека. Из них 32% «встречались» в момент клинической смерти с уже умершими людьми. 31% пациентов передвигались по «тоннелю». 24% «выходили из тела» и смотрели на себя со стороны. 23% видели ослепительный свет. 13% «проматывали кадры» прошедшей жизни. 8% узрели границу между миром живых и мёртвых.

Учёные под руководством Пима ван Ломмеля пытались выяснить, действительно ли эти состояния пациенты испытали, когда мозг был «отключён» (при абсолютно ровной линии энцефалограммы), а не тогда, когда он уже «включился». Утверждают, что им это удалось. Так значит, сознание вечно?

Ложка дёгтя: интересно, но неубедительно


Дмитрий СПИВАК, ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН, координатор программы изучения изменённых состояний сознания, доктор филологических наук:

— Голландцы работали по международному опроснику признаков изменённых состояний в связи с клинической смертью. Подобные наблюдения публикуются ежегодно на конгрессах Международной ассоциации исследования околосмертельных переживаний (я вхожу в её состав).

Сообщения о работе сознания при ровной линии энцефалограммы появляются периодически. Петербургские учёные несколько лет назад сообщали о подобных феноменах. Но дело в том, что ни одна энцефалограмма не даёт полной картины состояния мозга: полностью он отключён или нет. Вот если бы речь шла о томографии — послойном рентгеновском снимке мозга — это было бы очень интересно. А всё остальное не убеждает.

Вещие сны, выход из тела, воспоминания других своих существований — это так называемые изменённые состояния сознания. Их около двух десятков. Наш институт начал заниматься ими ещё в 1985 году. С лёгкой руки Натальи Петровны Бехтеревой и моего покойного отца Леонида Ивановича Спивака, которые были убеждены, что для общества нужно эти вещи как-то исследовать.

Что заставляет поверить в бессмертие души?

— Выход из тела, по мировой статистике, хотя бы раз в жизни испытывали до 30% людей. Во сне, в стрессовой ситуации, в спокойном бодрствовании, иногда — во время клинической смерти. То есть из любых 10 человек у троих когда-нибудь да было впечатление, что они смотрят на себя со стороны и в течение какого-то времени не управляют своим телом. У большинства (70%) после этого меняется отношение к жизни и особенно — к смерти. Выход из тела почему-то убеждает людей, что смерть — это не конец, что-то существует и за её гранью (даже тех, кто не переживал клинической смерти).

Мы — всего лишь биологические роботы!


Давид ИОСЕЛИАНИ, профессор, руководитель московского Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии:

— Я больше 35 лет работаю в кардиологии. Когда-то меня тоже очень интересовало, что переживают люди в момент клинической смерти. Но больные, с которыми я говорил, никогда ничего не помнили. Моим сотрудникам пациенты сообщали о «тоннеле». Но я думаю, что они просто «подгоняли» свои рассказы под то, что раньше об этом слышали и читали. Так что интерес к этой теме я потерял. Но в существовании души не разуверился и материалистом не стал. Наоборот. Жизнь не раз меня убеждала, что в мире существует много такого, что пока недоступно нашему пониманию. Расскажу самый яркий случай.

Я был в США. И там мне приснился страшный сон. Очень явный. Как будто приходят ко мне коллеги, и один говорит: «Знаешь, у тебя рак». — «С чего ты взял, — спрашиваю, — ты же меня не обследовал». — «Знаю...» И я в ужасе проснулся. Ровно через два часа — телефонный звонок. У сестры моей обнаружили рак, какая-то на ноге опухоль образовалась. Это сообщение застало меня врасплох. Я ничего не знал. Сестра жила в другом городе и всё от меня скрывала, не хотела волновать.

Вопрос, кто мы есть, откуда пришли и что с нами будет, волнует всех. Но ответа мы не получим. Остается только фантазировать. Я считаю, что человек — это биологический робот, который заселяется душой (стихийно или кем-то). Вечной материей. Когда робот отрабатывает свой срок, душа высвобождается из этого бренного тела и заселяет другое.

Другой мир — это не галлюцинация!


Андрей ГНЕЗДИЛОВ, врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, почётый доктор Эссекского университета (Великобритания):

— Смерть — это не конец. Это всего лишь смена состояний сознания. Я 20 лет работаю с умирающими людьми. 10 лет в онкологической клинике, затем в хосписе. И много раз имел возможность убедиться в том, что сознание после смерти не исчезает. Что разница между телом и духом очень чёткая. Что существует совсем иной мир, который действует по другим законам, сверхфизическим, находящимся вне пределов нашего понимания. В нём время и пространство преодолимы. Я имею достаточно большой опыт психиатра, чтобы отвечать за свои слова и отличать галлюцинации от реальности. Расскажу вам несколько случаев из своей практики. Объяснить эти феномены как-то рационально я не могу. Наука отнюдь не исчерпывает всего знания о мире.

Вышла из себя на 5 минут и снова вернулась в тело!

— Меня попросили посмотреть молодую женщину в онкологическом институте. У нее была остановка сердца во время операции. После клинической смерти могли остаться какие-то нарушения: проблемы с памятью, например... Она поделилась со мной странными переживаниями.

Вначале, после введения наркоза, она ничего не осознавала, потом почувствовала какой-то толчок. И вдруг очутилась в операционной, полуосвещённой. Сквозь туман увидела свое тело и хирургов, которые над ним склонились. Кто-то крикнул: «У неё сердце остановилось! Немедленно заводите!» И тут она страшно испугалась, потому что поняла, что это ЕЁ тело и ЕЁ сердце! А она даже не предупредила мать и дочку о том, что у неё будет операция! Тревога о близких тут же перенесла её домой. Дочка Маша играла с куклой. Мама вязала. Раздался стук в дверь, вошла соседка, в руках у неё было платье в горошек. Соседка сказала: «Вот это для Машеньки». Девочка бросилась навстречу. Задела стол. Упала чашка, старая. Бабушка всплеснула руками. Соседка сказала, что это к счас¬тью. Разбитую чашку подняли. Долго искали ложку — та оказалась под ковром. Увидев эту мирную картину, женщина успокоилась, тут же перенеслась обратно в операционную. И услышала, что сердце завелось, мол, продолжаем операцию, давайте скорее, а то повторная остановка может быть!..

Естественно, я заинтересовался, поехал к ней домой, расспросил близких. Всё до мельчайших подробностей сошлось: и с платьем, и с ложкой... Всё совпало один к одному!

«Мне не страшно — я удивлен!»

— Однажды увидел во сне своего больного — будто он пришёл ко мне после смерти. Поблагодарил меня за уход и поддержку... А потом говорит: «Как странно — этот мир так же реален, как и мой мир. Мне не страшно. Я удивлён. Я этого не ожидал». Просыпаюсь, думаю: «Нет, мы же ещё вчера виделись — всё было в порядке!» А когда пришёл на работу, узнал, что он скончался в эту ночь. Хотя ничто не предвещало его скорого ухода.

«Вы говорите по-английски?»

— Пожилая женщина была уже в агонии. Я сидел рядом. Она сказала мне: «Андрей Владимирович, я только что увидела себя. Меня звали Анни. Я была англичанкой. В белом платье, с букетом в руках спускалась по лестнице...» Я в шутку её спросил: «Do you speak English?» Вдруг она, неграмотная женщина, говорит: «Yes, I do». И продолжает говорить на чистейшем английском! Я не успел её расспросить — она ушла.

Свои ощущения не передать!


Андрей ПАНИН (1962-2013 гг.), актер:

— Это произошло в Юрмале. Мне тогда было лет 26. Я ещё учился во МХАТе. Мы ехали поздно ночью из ресторана. Человек шесть. И на всей скорости врезались. Во всё подряд: столбы, деревья... Мотор вылетел, двери заклинило, везде кровь, туфли все улетели... Одна девушка умерла. Я довольно быстро оклемался. Потом мы делились впечатлениями. Кто-то из ребят пережил клиническую смерть и говорил о некоем проходе. Проходе куда-то. Мне сперва показалось, что и я это видел, пока лежал без сознания там, в машине. Кажется, да, похоже! А на самом деле это было что-то малопередаваемое. Ощущение, что ты прикасаешься к чему-то совсем другому. Это не рассказать. Мутно всё. Потому что там иная система координат. А рассказы людей схожи (про тоннель и свет), потому что существа мы довольно примитивные. Можем различить только 3 измерения. А почему не миллион?

Всему виной гипоксия!


Александр САЛТАНОВ, заведующий отделением анестезиологии-реаниматологии НИИ детской онкологии и гематологии, профессор, член-корреспондент РАМН:

— Я по натуре романтик. И в молодые годы очень хотелось верить, что сознание вечно. Что именно об этом свидетельствуют видения людей, переживших клиническую смерть. Но убедительных подтверждений я так и не нашёл. Теперь мне за 60, и рассказы про тоннель, свет, выход из тела я могу объяснить весьма прозаично. При остановке сердца происходит гипоксия — резкое снижение кислорода в тканях головного мозга. Потом сердце «заводится», восстанавливаются кровоток и снабжение мозга кислородом. Смена в питании мозга приводит к определённым состояниям психики — одним и тем же у разных пациентов. Поэтому-то их истории так похожи.

Юлия ЖУКОВСКАЯ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх