|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Не заботьтесь ни о чём...
ТАКЖЕ, КОГДА ПОСТИТЕСЬ, не будьте унылы, как лицемеры... Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё...
Господь призывает нас скрывать подвиги и не уподобляться иудеям, которые во время поста посыпали голову пеплом и публично сокрушались. Это вызывало недоумение — постятся ли эти люди для Бога, или друг для друга. Помазывали они, впрочем, и головы, и умывали лица, но лишь по окончании поста. Впоследствии эта традиция была закреплена в Талмуде.
Как поясняет блаженный Феофилакт, «помазываться елеем после омовения у древних было знаком радости: так и ты показывай себя радующимся». И тут же замечает: «Под елеем разумеется также и милостыня, а под главою нашею — Христос, Которого должно умащать милостынями. А лицо умывать — значит, душу очищать и чувст¬ва омывать слезами».
С омытыми чувствами и светлыми лицами должны мы проводить посты, привлекая этим людей ко Христу, а не отпугивая их своими, не слишком великими, тяготами.
Не собирайте себе сокровищ на земле... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Эта мысль является продолжением предыдущей о лицемерах. Дело в том, что фарисеи не чужды были и мирским заботам. О них сказано: «...дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23:5).
В той или иной степени связь религиозности и роста доходов наблюдается во всех конфессиях. Зачастую это происходит почти невольно, благодаря пожертвованиям. И Господь не столько обличает, говоря «не собирайте», сколько предостерегает: имение может рано или поздно захватить сердце. И далее поясняет, что нам должно делать в этом случае.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло.
У евреев говорилось: «хороший глаз» — значит, щедрый, «худой глаз» — скаредный. То есть щедрость просветляет душу.
Никто не может служить двум господам.
Правильнее слова «не может служить» перевести с греческого так: «не может быть рабом».
Блаженный Иероним так толковал этот стих: «Ибо кто раб богатства, оберегает богатства, как раб; а кто сверг с себя рабское иго, тот распоряжается ими (богатствами), как господин».
Таким образом, став рабами Богу, мы становимся господами над своим имуществом. Оно не связывает и не гнетёт нас долу.
Не можете служить Богу и маммоне.
Маммона — слово непонятного происхождения, но, согласно блаженному Августину, у евреев оно означало богатство, имущество.
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Эти слова Спасителя во все века вызывали какую-то скрытую и явную полемику. Так, Ренан иронизировал, что Палестина — это такая местность, где не нужно заботиться о пропитании. Но могут ли жить, как птицы, северяне? У нас в народе «птицами небесными» называли подчас бездельников.
Между тем в Евангелии не сказано «живите, как птицы небесные», а только «взгляните». Как замечает по этому поводу св. Феофилакт, «Господь мог представить в пример Илию, Иоанна и сказать, как они жили, но Он напомнил о птицах, чтобы дать нам почувствовать, что мы неразумнее и их. Бог питает их, вложивши в них естественную смышлёность доставить себе пищу».
И если во времена голода христиане гибнут наравне с другими, то не по нерадению, а по обету сораспяться Господу за людей.
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут...
В этих словах не стоит видеть запрет на хорошую одежду. Вспомним, что сам Христос носил драгоценный, несшитый хитон.
И Господь вовсе не утверждает, что оденет Своих слуг беднее полевых цветов. Скорее, наоборот. Указывая на поле, лежащее, видимо, вокруг или поодаль, Христос обещает, что не меньше, чем о лилии, позаботится и о верных, которые посвятят себя проповеди Слова Божьего. И вот у нас в Церкви Господь никого так не украсил, как священнослужителей.
Однако, как указывает святитель Филарет Московский, иное дело, когда мы идем в дорогих одеждах мимо нищих, не замечая их, — не нарушена ли здесь любовь к ближнему?
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.
Спаситель возвращается к вопросу, как нам вести свои земные дела. Он вовсе не призывает оставить все мирские попечения. Вся суть здесь в слове «прежде».
Если бы пахарь не заботился о дне завтрашнем, не пахал, не сеял, то это, конечно, разрушило бы его хозяйство. Но Господь не требует от нас невозможного, а лишь заповедует различать главное и второстепенное. Святые отцы считали делом искание Царства, а земные заботы именовали поделиями. Так ли уж это непрактично?
За несколько десятилетий без Бога, несмотря на неимоверные усилия, чего мы добились? Миллионы погибли от голода, а сейчас вымирают от безработицы и пьянства. И даже те люди, которые неплохо зарабатывают, не могут приблизиться по качеству жизни к своим предкам, обычным крестьянам.
Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
В церковнославянском тексте сказано точнее: «довольно... своей злобы дня». Нам заранее всего не предугадать — ни тех несчастий, что обрушит на нас диавол, ни того попечения, которое проявит о нас Господь. Нервное истощение, страхи — вот наша плата за утрату сыновства Богу. Доверившись Ему — Отцу, мы как минимум сохраним душевное здоровье.
В. Г.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|