Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Протоиерей Александр Борисов: «Это был пророк своего времени!»

9 сентября 1990-го года был убит протоиерей Александр Мень


ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР БОРИСОВ — настоятель московского храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, он — ученик и сподвижник отца Александра Меня. Чтобы понять, что это за приход, достаточно посмотреть на входе объявления, которыми пестрят стенды этого храма: «Поможем…», «Приходите...», «Курсы по реабилитации...», «Катехизация» и т. д. и т. п. Невооружённым глазом видно: жизнь в храме кипит ключом. «Каков поп — таков и приход» — гласит незамысловатая житейская мудрость. Чтоб оценить это изречение по достоинству, я и побывал в этом приходе и встретился с её настоятелем протоиереем Александром Борисовым, в результате чего у нас произошла следующая беседа.

Он везде искал крупицы истины


— Отец Александр, вы — духовное дитя отца Александра Меня. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке и о вашем общении с ним.

— Об отце Александре уже много сказано и написано. Я думаю, что это был действительно выдающийся служитель, можно даже сказать пророк, в каком-то роде, своего времени. Не в том смысле, что он предсказывал будущее, а в том смысле, что он говорил людям то, что Бог хотел им сказать.

— Что вас больше всего поражало в нём?

— Христоцентризм, он ставил во главу угла Евангелие. Доброжелательное отношение к христианам других конфессий. Он называл их братьями и считал, что расхождения, различия — в обычаях, традициях — не главное, но главное — единство, и то, что нас объединяет — неизмеримо больше того, что нас разъединяет!

— Почему отношение к нему такое неоднозначное?

— Потому что он — человек, который смотрел не в прошлое, а в будущее. У нас, к сожалению, большинство духовенства подчас идеализирует XIX век и вольно или невольно ностальгирует по тому, что там было. Я думаю, что если бы XIX век был такой хороший, то не было бы революции, так что события говорят сами за себя. И поэтому, конечно, человек, который ориентируется на Священное Писание, на братское отношение к другим конфессиям, вызывает сразу неприятие. Потому что у людей, к сожалению, как тогда, так и в наше время, доминирует стремление восхвалять своё и отвергать чужое. Он был как раз из тех людей, которые везде стараются видеть крупицы истины и не выносить никаких окончательных приговоров никаким религиозным исканиям, а с уважением относиться к каждому религиозному поиску: будь то первобытный человек, будь то гражданин Рима, будь то человек другой веры, потому что у каждого человека это — зов!

Почему его убили?


В ПРИХОДЕ отца Александра чтят память отца Александра Меня
В ПРИХОДЕ отца Александра чтят память отца Александра Меня

— Что вас больше всего привлекало в нём?

— Много вещей. Даже трудно сказать. Во-первых его необычайно радостный вид, радостное христианство. Христианство ведь — не система запретов, как часто выступает оно в наше время, а христианство радости, есть даже соответствующее название нашей главной книги — Евангелие (Благая, Радостная Весть — ред.). Его, конечно, необъятная эрудиция, его замечательное чувство юмора, его умение всегда найти ответ на задаваемые вопросы, а вопросы на лекциях были очень разные. Его ответ всегда был достойный, глубокий и соответствующий миссионерской направленности его служения.

— Можно сказать, что его смерть свидетельствует о том, что он — человек Божий?

— Конечно! Я думаю, что дьявольским силам он очень мешал, очень был нежелателен. А тогда было такое время разброда в коммунистических кругах, разные были ориентации. Поэтому думаю, что некоторые группировки могли действовать самостоятельно, какая-то из них решила, что этого человека надо убрать. Так что, без сомнения, это было дело спецслужб, это никакое не уголовное преступление.

— Он не знал, кто был этот человек?

— Это неизвестно.

— Он якобы скрыл имя.

— Нет, нет. Я думаю, что он не знал. На вопрос «Кто это вас?» он ответил: «Это я сам!» Он, видимо, недооценил опасность раны, потому что продолжил путь на электричку и потом уже пошёл обратно, вернулся. Умер от потери крови в результате удара в затылок — была перерублена артерия. Он, наверное, предчувствовал, что будет покушение, потому что было много угроз, но, с другой стороны, он строил планы на ближайшее будущее. Потрясающе то, что накануне своей смерти, 8-го сентября 1990 года, вечером, он читал свою последнюю лекцию о христианстве. Совершенно потрясающую по содержанию, по теме. Как он её произносил! Он был блестящий оратор, прекрасный голос, он удивительно владел им. Это как бы завершение, самый апофеоз служения! А на следующий день его убивают! И поразительна магия цифр: похороны его состоялись в День усекновения главы Иоанна Предтечи. Он действительно для многих тысяч людей был предтечей. Полгода его кончины приходится на день обретения главы Иоанна Предтечи. Такое невозможно было предугадать, это не совпадение — это явный Божий знак!

— Отец Александр был миссионером Божиим. Как вы считаете, насколько сейчас актуально для нашей России то, что он говорил? И достаточная ли, на ваш взгляд, у нас сейчас проводится просветительская работа?

— Работа проводится, конечно. Но вы понимаете, таких ярких личностей рождается очень немного. Это человек вполне уровня Булгакова, Бердяева, Соловьёва, которого он очень любил. Такие люди рождаются не часто.

Кормим бездомных и изучаем Евангелие


— Вы — ученик и последователь отца Александра Меня. Ваша община претворяет в жизнь его идеи?

— Не то что претворяет. Мы, так же как и отец Александр, ориентируемся, прежде всего, на христоцентризм. Прежде всего начинать надо с Евангелия. И главное — Слово Божие. Традиция, форма, конечно, должны быть. Отец Александр всегда говорил, что для того, чтобы пить воду, всегда должен быть стакан — нужна форма, но чтобы стенки стакана не были такими толстыми, чтобы для воды оставалось место, чтобы форма не съедала содержание.

— Расскажите о служениях вашего прихода.

— К сожалению, одно из ярких служений нашего прихода — кормление у нас бездомных — 30 марта было закончено. Запретили власти.

— Мне рассказывали, что у вас прямо в храме кормили.

— Да, прямо в храме это было. По 500-600 человек.

— И вы не боялись, что они вам, извините, заразу занесут?

— Да нет, ну что вы! А почему? Мы храм проветриваем. 15 лет кормили — и ничего! Ещё у нас есть служение беженцам — в Тульской области. Там бедные деревни. Собираем вещи, возим. Но, главное, что у отца Александра было, правда, это тогда существовало нелегально, — это евангельские группы, когда люди собираются и читают Евангелие вместе.

— Я слышал, что приход разделён на группы.

— Не то чтобы на группы — просто есть группки. Они читают Евангелие. Разрастается группка — она делится пополам, как инфузория (улыбается).

— На неделе где-то собираются?

— Да. И в храме собираются, и по домам. Чтобы люди знали друг друга, чтобы имели язык общения, на котором они могли бы сказать о своей вере. Этот язык вырабатывается в общении, когда люди об этом говорят. Чтобы не так, как у прекрасных животных было, которые всё понимают, но молчат.

В какое время мы живём


— Что вас сейчас очень радует, что огорчает?

— Радует, конечно, прежде всего, что открыты храмы, что Библия и Евангелие общедоступны, что у нас море религиозной литературы, правда, разного качества, но всё равно, столько духовной литературы не было за всю тысячелетнюю историю. Есть надежда, что слово Божье, а Бог говорил, что «Моё слово как дождь: если сходит на землю, то обязательно принесёт плод», — принесёт плоды!

— У вас такой позитивный взгляд на то, что сейчас происходит. Вы всё-таки считаете что это выльется в пробуждение для России?

— Ну, надежда есть, надежда есть! Отец Александр Мень говорил, что 17-й год и последующее 70-летие нанесло России такой ущерб, такой урон, что понадобится несколько поколений, чтобы нам выбраться из ямы, в которую попали. Пока ещё это время не прошло.

— А что сейчас мешает людям приходить в церковь?

— Мешает гедонизм. Стремление к деньгам, к отдыху. Люди выбирают телевизор, компьютерные игры, попадают в страшную зависимость от них. Мешает стремление человека к удовольствию.

— Получение удовольствия становится для людей целью?

— Да. Сейчас даже никто и никого ни к чему не принуждает. Люди попадают в ловушку сами.

— Отец Александр, у вас в жизни были такие ситуации, случаи, когда Бог вас от чего-то спасал, зримо и явно вмешивался в обстоятельства?

— В общем-то можно сказать, что да! Когда я из Академии наук перешёл в Духовную академию, я вполне мог оказаться между двумя стульями — оттуда ушёл, а сюда меня не взяли. Вот Господь меня хранил!

— Вы ведь биолог?

— Да.

— А что бы вы сказали людям, которые требуют каких-то доказательств существования Бога? Сейчас много людей образованных, подкованных, трудно таким доказывать очевидные истины!

— Ну, я бы сказал, что Бог оберегает нашу свободу, поэтому Его бытие, как говорит Писание, видимо из рассматриваемого сотворённого Им мира. Это бытие иного плана. А когда человек требует в материальном мире явственное логическое доказательство Бога, то это неправильная постановка вопроса.

— Ну, с другой стороны, в Писании сказано, что через рассматривание явлений они (эти доказательства) видны. Если человек наблюдательный, он поймёт. Правильно?

— Да, да! Я к Богу именно с этим обратился. Созерцая тихий летний вечер, я почувствовал, что за всем этим прекрасным видом должно быть нечто! И я пошёл дальше. Это было в 19 лет!

— Интересно.

— А вообще я отца Александра с детства знал. Я с его братом учился с 1-го класса. Мы же жили в одном дворе, я дома у них бывал чуть ли не каждый день.

— А здесь в храме служит брат отца Александра?

— Нет, Павел Вольфович не служит, в том смысле, что он не в сане. Он был программистом. У нас он сейчас заведует киоском.

— Пожалуйста, скажите своё пожелание читателям.

— Читайте Библию! Тем более, что она сейчас везде есть.

— Особенно Евангелие!

— Которое есть Радостная Весть! Спасибо!

— Пожалуйста.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фото автора


P. S. В ближайшем номере газета опубликует интервью с родным братом отца Александра Меня — Павлом Вольфовичем Менем. Он расскажет о том, каким был о. Александр.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх