Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Георгий Ковалевский: «Он — гений, восхвалявший Бога!»


ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ. Одно из помещений нижнего храма петербургского Феособора. Только что закончилась очередная лекция для прихожан, посвящённая творчеству И. С. Баха. Но слушатели не расходятся. Им интересно, что будет происходить здесь дальше. Мы сидим в тишине. Напротив меня — ведущий лектория Георгий Ковалевский. Он — сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения. Георгий — специалист по творчеству Баха и знает о нём как будто всё. Сейчас я буду задавать ему вопросы. Однако, как трудно говорить о ТАКОМ человеке, как Иоганн Себастьян Бах! В особенности — после той замечательной лекции, которую мы только что прослушали.

Короткая справка

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (31.03.1685-28.07.1750 гг.), немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог, написал более 1000 произведений. Работал во всех жанрах, кроме оперы. Обобщил достижения музыки 16-18 вв. Наиболее известные прозведения: месса «Си-минор», «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». Непревзойдённый мастер полифонии. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в 21-м веке.
(Из Википедии)


«Цель музыки — трогать сердца»


Я вспоминаю фильм Тарковского «Солярис» и музыку Баха, прозвучавшую там. Эта музыка в своё время потрясла меня, врезалась в душу. Хоральная прелюдия фа-минор, написанная на 129-й псалом: «Из глубины взываю к Тебе, Господи!»

— Георгий, в чём для вас гениальность Баха?

— Для меня гениальность — это когда Божественное откровение преломляется через человеческую натуру в виде какого-то творчества.

— Это общее определение...

— Да. Что касается Баха, то здесь — совершенство во всём. На всех трёх уровнях: и в плане музыкальной техники, и в плане эмоциональном, и духовном.

— А вот Андрей Тарковский говорил: у Баха нет эмоций.

— Как так нет?

— Он считал, эта музыка поднимает нас в некие высшие сферы, где нет ничего, только дух. Это как стратостат поднимается в небо, всё выше и выше, земли уже больше не видно, одни облака. И вот так же и в музыке Баха — нет простых человеческих чувств, они где-то остались внизу...

— Нет, я так не считаю. Эмоции есть, и они очень сильные. Это эмоции радости, ликования, скорби, раскаяния, утешения — весь спектр человеческих эмоций. Поэтому музыка Баха обладает такой мощной силой воздействия.

— Она будит ответные чувства...

— Конечно. Он сам говорил, что цель музыки — трогать сердца.

Его вера была настоящей!


СЛУШАЕМ КАНТАТУ и читаем её перевод с немецкого
СЛУШАЕМ КАНТАТУ и читаем её перевод с немецкого

Пространство словно расширяется, и я вижу сверкающий зал и оркестр, и вижу поющих людей. У них ноты в руках, их серьёзные лица печальны. Я слышу рассказ о страданиях Божьего Сына, пришедшего в мир, чтоб за нас умереть. Оттого, что евангельский текст положили на музыку, он звучит по-особенному. Эта музыка плачет...

— Когда я слушал «Страсти по Матфею», мне казалось, что я попал в храм. Я не знаю других композиторов, кто бы так проповедовал музыкой...

— Да, у него очень сильная, очень глубокая проповедь. Отец Пётр Мещеринов, который мне близок в своём понимании Баха, говорит, что из всех композиторов Бах наиболее близко подошёл к той границе, где сливаются музыка и Божественное слово. А дальше музыка уже смолкает, остаётся только Божественное слово.

— Чтобы так проповедовать, надо действительно верить...

— Конечно, а как же иначе? У него всё от сердца, вся музыка, вся его проповедь. Он писал на полях партитур: «Одному Богу слава», «Иисус, помоги». В конце жизни он говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

— Он — гений, воспевавший Бога. А было ли у Баха богословское образование?

— Нет, у него вообще не было высшего образования, Бах никогда не учился в университете. Но он всегда много читал, покупал все новинки лютеранского богословия, книги по философии — всё, что было тогда на прилавках. Он не жалел на это денег, хотя у него была большая семья, а книги были дорогие. Он внимательно их изучал, он подчёркивал нужные мысли. В описанном после его ухода из жизни наследстве значится 52 священные книги.

— Интересно, что Бах — лютеранин, он для церкви писал свою музыку, а она получилась для всех.

— Его музыка универсальна, потому что она — внеконфессиональна. Сама его вера была внеконфессиональной, потому что была не поверхностной. Поверхностная вера — это соблюдение обрядов, приверженность к какой-то внешней атрибутике. Человек ходит в церковь, а Бога не знает. А глубинная вера — это вера, которая знает предмет, которая соприкасается с Божественным, а не с тем, что вокруг него происходит. Видит самую суть.

Не считал себя гением


Я пытаюсь представить себе, как же Бах сочинял свою музыку. Наверно, это было что-то необычное. Вот он садился за орган, и на него сходило вдохновение. Или, лучше сказать, озарение?.. Озарение свыше?

— А как это было? Вот как он творил?..

(Я стесняюсь сказать: сочинял, это слово мне кажется слишком простым, Бах же гений, а гений — творит.)

— Или это какая-то тайна?

— Такого понятия, как «гений искусства», в то время просто не существовало. Это тот миф, который появился в романтическую эпоху, когда человек стал соревноваться с Творцом. Тогда вошёл в моду этот романтический ореол «непонятого художника», кстати, к Баху это очень часто применялось. Вот он был такой несчастный, злобное церковное начальство на него шипело, а он, возвышенный гений, творил на века, в стол, зная, что когда-нибудь потомки откроют его творения...

— А что, это было не так?

— Да над такими представлениями в баховское время просто посмеялись бы! На вопрос, как он достиг такого совершенства, Бах отвечал, что если вы будете заниматься столько, сколько я, вы будете такими же. То есть не было там никаких умолчаний, таинственных слов. Современники Баха вообще не считали его композитором. Он был для них талантливый импровизатор, талантливый органный мастер...

— И всё?

— Всё. Они не считали его гениальным, он и сам не считал себя гением. Он никогда не писал для будущего. Многие вещи были сделаны для заработка.

— Интересно...

— А что же тут странного? Он просто делал своё дело и не думал, как его оценят. Ремесло — вот что было в основе баховской музыки. Но ремесло в хорошем смысле слова, это не было для Баха чем-то унизительным. Он знал своё призвание, и он садился и писал, но когда он садился писать, происходили какие-то вещи необъяснимые, которым нет названия. Это таинственный момент, когда Божественный глагол касался его слуха...

— Вот, было же что-то такое...

— Что-то было, но в основе был упорный труд и умение претворить свои идеи в чёткую, практическую форму.

Делал по-своему


ПАМЯТНИК Иоганну Себастьяну Баху в Лейпциге
ПАМЯТНИК Иоганну Себастьяну Баху в Лейпциге
Мне всё ещё не верится, что всё так просто, и я спрашиваю:

— Что он был за человек? Насколько его личность соответствовала гению его Божественного дара?

— Это загадка! Бах не вёл дневник, не писал своим друзьям каких-то пламенных посланий, сохранившиеся письма Баха — бытового характера. Исследователи не могли понять, как скромный органист, который ссорился с начальством, имел не самый гладкий характер, вспыльчивый нрав, резкий, скуповатый, — как человек, который вёл такую внешне ничем не примечательную жизнь, мог создавать такие творения!

— А почему он ссорился с начальством?

— У него был независимый характер. Он с юности был человеком задиристым, эмоциональным и очень упрямым. Не терпел, когда что-то ему говорили в директивном порядке. Начальство ему начинает что-то приказывать, у него внутри что-то вспыхивает, ну и вот... Мог идти до последнего, зная даже, что он неправ. Всегда отстаивал свою позицию.

— Он не любил кому-то уступать?

— Покладистость не была его чертой. Он был неудобным человеком, мог надерзить вышестоящим, а с нижестоящими даже мог устроить потасовку, как однажды случилось с одним фаготистом, который во время репетиции позволил себе нелицеприятные высказывания в адрес Иоганна Себастьяна. Было целое судебное разбирательство, так как Бах порвал ему камзол и надавал по морде. Потом они извинились друг перед другом. То есть он не был «оторванным» гением, который витал где-то в небесах. Он был человеком земным, мог позволить себе какие-то радости, мог сходить с друзьями в кафе, сочинять музыкальные шутки.

— Чувство юмора было у Баха?

— Конечно!

И горе, и счастье


Я пробую вспомнить, что я знаю о жизни Баха. Но я знаю так мало! Вспоминается только тот факт, что у Баха было 20 детей.

— Как он жил? Его жизнь была сложной?

— Она не была лёгкой, но не была и трагичной. Многие люди, жившие в то время, испытывали то же самое. Первая трагедия Баха в том, что он в 9 лет потерял мать, а в 10 лет остался круглым сиротой. Такое раннее столкновение со смертью оставило глубокий след в его жизни.

— Кто его воспитывал?

— Старший брат, музыкант. Вот интересно, что начиная с XVI века, практически все Бахи были музыкантами — кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером. Всего у них в династии более 50 известных музыкантов и несколько хороших композиторов.

— Ничего себе! Я и не знал!

— Бах женился, когда ему было 23 года, на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. У них родилось 7 детей. Но жена умерла, когда Баху было 35 лет. Через год он женился вторично. От двух жён у него было 20 детей, из них выжило 10.

— Бедный Бах! Потерять половину детей...

— Зато брак был счастливый.

— Второй или первый?

— Оба. И некогда было ему унывать! Он должен был работать, чтобы содержать семью. Подрастали сыновья, которых надо было учить. Бах с честью справился с этой задачей. Четверо его сыновей стали известными композиторами, которые в своё время превзошли славу своего отца.

— Это правда, что перед смертью с ним случилось чудо?

— Да. У Баха была катаракта, которую в то время было трудно вылечить, и в результате неудачных операций Бах совсем ослеп. Но перед смертью он прозрел и, умирая, говорил, что видит свет.

Возвращение Баха


Мой собеседник с увлечением рассказывает мне о жизни Баха. Я слушаю и думаю, что Бах был всё-таки счастливый. Он делал то, что он любил. Его ценили, его музыка была востребованной. Графы и князья, при дворе которых он служил, относились к нему с уважением. Даже сам король Фридрих II, принимая его во дворце, считал за честь возможность пообщаться с Бахом. А что дальше?..

— Искусство становится более светским, и музыка тоже. На первый план выходит эмоциональное начало. Вы понимаете, что будет, если из музыки Баха убрать всё, что связано с Богом, оставить только эмоциональное начало?

— Восприятие изменится.

— Вот именно.

— Смысл потеряется.

— Вот-вот!

— Только как же они это сделали?

— А очень просто: отделили музыку от слова. Музыку Баха стали исполнять без слов. И люди перестали понимать тот смысл, который Бах в неё вложил.

— Ну как же так?

— Они воспринимали её только с эмоциональной стороны: весёлая, грустная... Чувственность стала играть очень важную роль. Но ведь Баха нельзя подвести под такие стандарты! Конечно, Бах всегда заботился о форме выражения, но для него важнее был духовный стержень.

— Долго так продолжалось?

— Практически весь 19-й век. Альберт Швейцер, всемирно известный мыслитель и музыковед, один из первых понял, что за композитор Бах. Швейцер стал возвращать его музыке смысл. Он вернул в неё слово, и тогда снова стал возникать эффект проповеди.

— А у нас? Как к нему относились в России?

— Бах проник к нам не сразу. Первым препятствием в России были чисто конфессиональные вопросы: музыка Баха была инославной. А второе — то, что музыка Баха была непривычной. Сложные баховские конструкции казались очень странными. Сначала с Бахом знакомились частным порядком — в списках, потом, постепенно, возникал интерес, появлялись баховские общества. А настоящее знакомство с Бахом состоялось позже — в 20-е годы 20-го века.

— В безбожное время...

— Ну да... Тем не менее, слушали Баха...

Актуален на все времена


ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ никак не расстаться
ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ никак не расстаться

Мне в голову приходит неожиданный вопрос:

— Если бы Бах воскрес и посмотрел наш телевизор, послушал, что по радио передают, какой могла бы быть его реакция?

— Мне кажется, что первым делом он заткнул бы уши. В баховское время люди с большей ответственностью относились к тому, что и как звучит вокруг них. Они заботились о том, чтобы не осквернить свой слух. Бах даже в самых страшных снах не мог себе представить того грязного потока, который обрушивается на современного человека.

— Вы думаете, он не стал бы слушать что попало?

— Думаю, что нет. Он однажды сказал золотые слова, актуальные для музыкантов на все времена: «Цель и основа всей музыки — не что иное, как прославление Бога и восстановление души. Если ты не имеешь этого в виду, тогда это не настоящая музыка, но дьявольский шум и треск».

— А вот чем его музыка актуальна сейчас, в наше время? Есть в ней какое-то послание современному человеку?

— Я думаю, да. Мы живём в потребительском обществе, люди хотят развлечений. А Бах напоминает нам о том, что жизнь дана нам не для этого. Жизнь — это полигон, где человек проходит испытания. Это очень глубокая истина, которую, мне кажется, он понял и на личном опыте. Страдания могут быть очень сильными, но они помогают человеку обрести веру, прийти к Богу. И, в конечном счёте, стать счастливым.

— Как композитор Бах сейчас востребован?

— Да, в мировой культуре Бах стабильно остаётся популярным. В России всё сложнее. Я считаю, что у нас нет культуры исполнения произведений Баха. Нельзя их оперными голосами исполнять! Это звучит искусственно, фальшиво, очень скучно. Я очень надеюсь, что у нас появятся исполнители, которые будут видеть не просто ноты, но и то, что за ними скрывается.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Я желаю им с большим вниманием относиться к тому, что мы слушаем, и стараться искать то, что может помочь нам развиться духовно, стать лучше, искреннее, добрее. И если не хватает сил, то надо помнить: есть такая музыка, и есть такие люди, которые нам могут эти силы дать.

— Спасибо вам, Георгий, за такую интересную беседу!

Мы расстались, а я ещё долго сидел в тишине. Мы сказали так много, но мне почему-то казалось, что мало. Ведь мы говорили о музыке. Музыке Баха. А разве словами расскажешь о музыке? Это как море. Можно произнести много слов, чтоб его описать — голубое, огромное, тёплое... Но всё равно их не хватит, и все они будут, как камушки, которые потонут в этом море. Потому что слова всегда меньше того, что за ними стоит. То же самое — с музыкой Баха. Может быть, не случайно Бетховен воскликнул, услышав её: «Не ручей! — Море должно быть ему имя» (der Bach по-немецки — ручей).

Есть предание, что перед смертью Бах сказал: «Наконец я услышу настоящую музыку!» Может, было такое, а может, и нет. Но я думаю, что он мог так сказать. Его последнее произведение, которое он диктовал, уже ослепший и прикованный к постели, был хорал «Я иду к Твоему трону».

Бах не боялся умирать. Он знал, куда идёт. И он ушёл на небо, где его ждал Бог, в Которого он верил и Которому служил.

А нам осталась музыка...

Материал подготовил Игорь ЗАЙЦЕВ
Фотографии С. Романова


P. S. Георгий Ковалевский приглашает всех, заинтересовавшихся творчеством Баха, посетить музыкальные лекции, которые проходят по воскресеньям в храме Феодоровской иконы Божией Матери сразу после евангельских чтений. Начало в 14:00. Телефон для справок: 8-904-600-74-90.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх