Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Протоиерей Владимир Сорокин:
«К сожалению, люди уже привыкли
к этой искусственной традиции»


ИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ СВЯЩЕННИК РАССКАЗАЛ, КАК НАДО ОТМЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД, НЕ НАРУШАЯ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Только начиная с 1919 года Новый год в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарем — 1 января. Этот день выпадает на Рождественский пост — время воздержания и молитвенного подвига. По традиции, введенной большевиками, большинство жителей России бурно отмечают этот праздник. В этот день принято дарить подарки, пить шампанское, устраивать увеселительные мероприятия. Каждое новогоднее празднование приводит к повышению смертности от неумеренного употребления алкогольных напитков. Тем не менее, для многих наших соотечественников этот день является семейным праздником, дарящим радость от общения с родственниками.

Мы попросили известного петербургского пастыря, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, благочинного Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора, кандидата богословия, протоиерея Владимира Сорокина дать пастырское наставление людям, привыкшим 1 января отмечать Новый год. Как им провести этот праздник, не нарушая Рождественский пост?

Нужна ли строгость и когда?


«В пастырской практике существует неписаное правило, что когда к священнику подходят люди и говорят, что в их семье принято, чтобы дети и внуки торжественно встречали Новый год, то батюшка обычно на это отвечает: “Идите, празднуйте с детьми и внуками Новый год, но старайтесь избегать скоромной пищи”. Сейчас такое разнообразие продуктов, что можно на праздничный стол поставить вкусные блюда, приемлемые для православного человека, соблюдающего пост. Так что, согласно пастырской практике, благословляется принимать участие в праздновании Нового года 1 января во время Рождественского поста», — сказал протоиерей Владимир Сорокин.

«102 правило VI Вселенского Собора устанавливает принцип икономии и акривии. Икономия — это послабление правил для человека с учетом некоторых обстоятельств, например, когда человек болен, или когда он находится в дороге. Этот принцип действует и в отношении беременных женщин и т. д. С учетом этих обстоятельств и согласно принципу икономии пост послабляется. Акривия — это усугубление правил для человека, который ведет себя цинично, который демонстративно грешит и не подчиняется правилам. Для такого человека пост ужесточается. Принцип икономии и акривии действует так же, как предписания лечащего врача. Врач может предписать одним больным щадящую диету, другим больным — более жесткую диету или вообще предложить оперативное вмешательство. В Церкви использование принципа икономии и акривии — это обычная пастырская практика», — подчеркнул отец Владимир.

«В своей пастырской практике я использую принцип икономии и акривии, — признался отец Владимир. — Когда ко мне приходит мама и говорит, что у нее дети, что на Новый год к ней съедутся гости и родные из других городов, что празднование Нового года — это единственная возможность собраться всей семьей, и просит у меня благословение на празднование Нового года, то я даю такое благословение, правда, предупреждаю ее, что после новогоднего празднества надо наложить на себя сугубое воздержание, сделать добрые дела, все сделать для того, чтобы это послабление поста не явилось разрушительным для ее целостного подвига в Филлипов пост. Обычно священники дают благословение на послабление поста для празднования Нового года. Но есть и более строгие батюшки, которые не благословляют праздновать Новый год во время Рождественского поста. Но я считаю, что такая строгость подходит не для всех, поэтому не стоило бы налагать на всех людей бремена неудобоносимые, как Господь сказал».

Будем сочувственны и внимательны!


«Сейчас в жизнь входит практика, которая применяется во многих храмах и даже на монастырских подворьях, когда в этот день с 31 декабря на 1 января совершается ночная Литургия. Эта Литургия — своего рода противопоставление новогоднему веселью. Но Православная Церковь не придерживается узкого подхода к решению проблем. Господь дал нам свободу, и мы должны мудро ко всему подходить. Священник, когда исповедует человека, читает молитву «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Церковь — это духовная врачебница, где люди получают рекомендации с учетом обстоятельств. Если человек, например, болен диабетом, и ему необходимо с утра что-то принять или даже съесть, пастыри согласно принципу икономии допускают его до Причастия, даже если утром он принял лекарство. Церковь дает священнику власть самому смотреть по обстоятельствам и принимать решения. Это право является очень ценным и важным», — отметил настоятель Князь-Владимирского собора.

«Нельзя подходить очень узко, однобоко и одинаково строго ко всем. Жизнь очень сложна. Человек, который не принял участие в праздновании Нового года в кругу семьи, может обидеть своих родных и таким образом поспособствовать разрушению мира в семье. Ведь Новый год — это не политический праздник, он не несет никакой негативной окраски, это случайно сложившаяся традиция. Это семейный праздник, который укрепляет семейные узы. Если же мы будем запрещать праздновать Новый год, то это может принести раздоры в семью, у людей и так мало возможности общаться друг с другом, а мы еще более будем ограничивать общение родственников. Это моя точка зрения, я никому ее не навязываю, но подчеркиваю, что есть пастырская практика послабления поста для празднования Нового года. И к этой практике я отношусь положительно. Церковь дала нам право самим применять принцип икономии и акривии», — подчеркнул священник.

«Если ко мне подойдет алкоголик и скажет, что он хочет отпраздновать Новый год, употребляя алкоголь, то, конечно, я ему отвечу, что ему надо молиться и каяться, а не Новый год отмечать. Но, если ко мне подойдет хороший семьянин, который скажет, что у них есть семейная традиция праздновать Новый год, то как я могу не дать ему благословение на празднование? Если я не дам благословение, то это будет очень жестоко. Мы должны к таким вопросам подходить мудро. Господь сказал: «Будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби». Мы не можем разрушать все вокруг, в том числе и семейные узы. В 102-м правиле VI Вселенского Собора есть очень хорошие слова: «Не должно гнать по стремнинам отчаяния», то есть не надо усугублять и без того непростую жизнь людей. Здесь речь не идет о размывании канонов и церковных традиций, а речь идет о том, чтобы со вниманием и сочувствием отнестись к сложившейся традиции. Хотя мы и понимаем, что эта традиция создалась искусственно, поскольку раньше Новый год был на Святках, а теперь его отмечают во время поста. Что же делать? К сожалению, люди уже привыкли к этой искусственной традиции», — заключил протоиерей Владимир Сорокин.

(www.rusk.ru/news_rl/2009/12)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх