|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Владимир Легойда: «Святейший времени не тратит зря!»
Осенью этого года в москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошли два очень важных события: IV фестиваль православных СМИ и IV съезд православных миссионеров, в которых принял непосредственное участие и главный редактор газеты «Вечный Зов» Сергей Романов. На них обсуждались актуальнейшие для Православной Церкви темы. Мы публикуем интервью, взятое во время проведения фестиваля православных СМИ у председателя Синодального информационного отдела РПЦ МП Владимира Романовича Легойды.
О фестивале
— Владимир Романович, на ваш взгляд, удался ли фестиваль и оправдались ли ваши ожидания?
— Конечно же, фестиваль удался и ожидания оправдались. Хотя и вижу, что было много недоработок.
— Не все учтено?
— Да, не все учтено. Хотя фестиваль четвертый, но мы, в нынешнем составе нового отдела СИНФО, проводим первый. В целом, я очень доволен.
— А какая была основная цель?
— Есть два основных направления в работе нашего отдела, я их условно называю «внешний» и «внутренний». Внешний — взаимодействие с большими СМИ, работа по тому, чтобы голос Церкви был слышен и был представлен в этом медиа-пространстве. А второе — это работа по созданию единого пространства церковных СМИ и выработка единой стратегии. Эта работа только начинается.
— В конце второго дня была важная встреча, когда участники делились своими мыслями и замечаниями. Насколько важно вам было услышать голос участников?
— Для меня обратная связь очень важна! Будем анализировать. С чем-то я не согласен, но в основном замечания очень правильные, по делу, будем смотреть.
О рынке православных СМИ
|
ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ
было много неформальных встреч и бесед. С В. Р. Легойдой
| |
— Владимир Романович, почему так случается: приходишь, скажем, в какую-то церковь, видишь, что прихожане нуждаются в просветительских материалах, издание им интересно, а руководство не желает связываться, оно даже не понимает, зачем вообще нужна газета?
— Я думаю, что здесь очень много разных причин. У нас очень часто работу средств массовой информации воспринимают как сервисную. Что я имею в виду? Мы, мол, все работаем, а вы про нас рассказываете. Это ваша функция. Это не совсем так. Люди говорят: «У нас тут такая местность, люди бедные, зачем нам газеты и журналы? Будут их покупать или не будут? Мы лучше иконочки положим сюда». Все нужно: и газеты, и иконочки! Святейший Патриарх неоднократно говорил, что храмы должны быть центром распространения просвещения. А ведь даже в центре Москвы есть приходы, где нет в продаже ни одного печатного СМИ!
— Вы сказали в своем докладе на открытии фестиваля о новых формах рассказов о церковной жизни. Что за формы вы имели в виду?
— Новые формы — это понимание того, как нам обсуждать проблемы, волнующие общество, чтобы общество слышало, в чем состоит наша позиция. Мы сегодня должны поднимать не только узкоцерковные вопросы, а говорить о нравственности, о воспитании детей, о недопустимости пропаганды греха и насилия на телевидении. Как здесь сделать максимально понятным и эффективным голос Церкви? Что это должно быть? Мы должны участвовать в светских ток-шоу? Создавать свои ток-шоу? Придумывать новые формы, адекватные новому человеку? Это то, о чем говорил Патриарх на встрече с участниками фестиваля, приведя в пример Апостола Павла. Приходит Апостол Павел к афинянам и говорит: «Вот у вас тут памятник невидимому Богу». Скажите, где у нас памятник невидимому Богу, о котором мы можем сказать обществу, чтобы оно нас услышало? Тут вопрос...
О Святейшем Патриархе
— Скажите, вас как человека что больше всего сегодня огорчает, что больше всего радует?
— Огорчает то, что я пока не умею максимально эффективно использовать время, которое есть. А радует то, что, наверное, Господь не оставляет. Бывают ситуации, когда сильно устаешь, смотришь в одну точку, и голова не работает. А потом это проходит, ничего, дальше побежал.
— Патриарх задает тон работы?
— Святейший — да, я уже об этом много раз говорил, но хочу с вашего позволения повторить, потому что считаю это очень важным. Одна из характерных черт Святейшего Патриарха, которая меня совершенно потрясает и вдохновляет одновременно, — это то, что он не тратит времени зря. Я встречал очень много трудолюбивых людей, и сам привык много работать, но я не встречал, чтобы так работали, с такой целенаправленностью, самоорганизацией... Патриарх вообще не тратит время зря. Я не хочу сказать, что он не отдыхает, но это... какой-то отдых в работе!
— То есть он знает, что главное, что второстепенное.
— Всегда. Он не ведет праздных разговоров. Я очень много работал рядом с Патриархом и был в разных непубличных ситуациях, но я ни разу не видел, чтобы он просто так сидел и ничего не делал. Всегда максимальное использование времени. Это, конечно, очень сильно мобилизует всех вокруг, хотя иногда уже «язык кладешь на плечо».
— Можете поделиться вашей главной мечтой?
— У меня две дочери, одной два года, а другой два месяца. Глядя на то, что сейчас происходит, я очень переживаю за них. Я обеспокоен тем, в каком окружении им придется жить. И при этом мне хочется, чтобы, несмотря на жестокость окружения, в котором мы существуем, и нашего внутреннего мироощущения, которое нас тоже иногда вынуждает быть жестокими, — чтобы они выросли христианами. Мне очень этого хочется.
О возрождении страны
|
С ПРОТОИЕРЕЕМ ДМИТРИЕМ Смирновым, давшим газете в марте нашумевшее интервью | |
— Скажите, вы верите, что Россия возродится? Каких, на ваш взгляд, тенденций больше: положительных или отрицательных?
— Безусловно, есть положительные тенденции. Мне кажется, главное — чтобы люди у нас обретали веру. Когда я учился в университете, мы много говорили о том, как человечеству выжить. Но мне кажется, что важнее вопрос «а какое человечество выживет»? Давайте посмотрим на Священное Писание. Почему, скажем, происходили такие вещи, как потоп? Потому что людям просто незачем было жить, они уже расчеловечились. Это уже были не люди. Сейчас я говорю без глубоких богословских выводов, но мне кажется, это важно понимать — какие будут завтра люди? Что мы из себя будем представлять?
— Как вам кажется, нужна национальная идея или нет?
— Она нужна, но ее нельзя придумать. Она должна вызреть.
— Изнутри?
— Национальная идея — это ведь некая коллективная форма работы народа, а народ — это такая сложная организация, которая связана с системой образования, общих ценностей, и прочее — прочее... Вот нам бы удержать сейчас народ от вымирания и разобщенности.
— Еще один вопрос — были в вашей жизни моменты, когда Бог явным образом вмешивался в ситуацию, спасал вас или поддерживал?
— Вы знаете, у меня вполне определенное отношение к тому, что такое чудо. Мне близки слова Блаженного Августина о том, что большим чудом является умножение хлебов, но не меньшим чудом является и произрастание хлеба. Мне кажется, что концепция понимания чуда, как чего-то сверхъестественного — это не христианская концепция. Ее в свое время придумал английский философ Юм, а люди потом стали с этой придумкой спорить, доказывая, что чудес не бывает. Для меня чудо не есть что-то сверхъестественное, хотя в моей жизни были моменты, когда Господь приклонял Свою милость. Скажем, моя первая дочь, родившись, сразу попала в реанимацию. Я в жизни так не молился! Нам врачи сначала сказали одно, потом — другое. Вечером я вообще не понимал: доживет ребенок до утра или нет? А утром сказали, что совсем нет опасности, хотя эти два диагноза — они не стыковались. Так нередко бывает в нашей жизни, но когда ты сам сталкиваешься с этим, то, конечно, благодаришь за это Бога. Еще были такие моменты в общении с людьми, со священниками, когда ты не представлял себе, что можно так почувствовать человека, и так далее.
— Покаяние — это ведь тоже чудо! Никто не понимает, как это происходит.
— Безусловно.
— Дух сокрушается, а человек что-то переживает внутри себя.
— Да. Потом со мной были такие вещи, о которых я не могу рассказать публично, и это как раз то, о чем вы спрашиваете.
— Хорошо. В завершении поделитесь, пожалуйста, вашими планами и скажите пару слов пожеланий читателям!
— Одно из обращений Христа к нам звучит так: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Мне кажется, нам нужно просыпаться, жить и засыпать с этими словами. Это то, чего человеку в его падшем состоянии катастрофически не хватает.
И когда ты видишь, что часто этого нет, то становится просто страшно за то, что мы, называя себя учениками Христа — христианами, этому не соответствуем. Очень хочется и самому обратить на это внимание, и ваших читателей, чтобы мы старались жить так, чтобы Христос мог назвать нас Своими учениками.
Вел беседу Сергей РОМАНОВ
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|