Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

«Россия, Русь, храни себя, храни!»


3 ЯНВАРЯ — 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ РУБЦОВА.
19 ЯНВАРЯ — 40 ЛЕТ СО ДНЯ ЕГО ТРАГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ.


Николай Рубцов известен сегодня любому человеку, чьей Родиной является Россия. Всякий, кто связывает себя с миром русской культуры, с судьбой России, с верой православной, уже не мыслит себе жизни без его стихов. Накануне 75-летнего юбилея со дня рождения великого поэта мы встретились с известным исследователем творчества Рубцова, петербургским писателем Николаем Коняевым, для того чтобы поговорить о поэте и феномене его творчества.

Видения на холме
 
Взбегу на холм и упаду в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
Засвищут стрелы, будто наяву.
Блеснет в глаза кривым ножом монгола.
Сапфирный свет на звездных берегах,
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
И вижу я коней без седоков
С их суматошным криком бестолковым,
Мельканье тел, мечей и кулаков,
И бег татар на поле Куликовом...
Россия, Русь — куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Твои иконы, бунты бедноты,
И твой степной, бунтарский свист разбоя,
Люблю твои священные цветы,
Люблю навек, до вечного покоя...
Но кто там снова звезды заслонил?
Кто умертвил твои цветы и тропы?
Где толпами протопают они,
Там топят жизнь кровавые потопы...
Они несут на флагах черный крест!
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России...
Кресты, кресты...
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И успокоюсь: глухо на лугу,
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они, и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье.
И надо мной — бессмертных звезд Руси,
Безмолвных звезд сапфирное дрожанье...

Ленинград, 1960

Никто не воспринимал его как гения


— Николай Михайлович, что, на ваш взгляд, за явление в русской поэзии Николай Рубцов, и кто он лично для вас?

— Я познакомился со стихами Рубцова где-то в конце 60-х — начале 70-х годов. Тогда я читал много разной литературы — хорошей, плохой, диссидентской, советской, иностранной. И вот когда после всего этого я прочитал стихи Рубцова, у меня не было желания сравнивать, кто лучше: Мандельштам или Рубцов, Пастернак или Рубцов, Цветаева или Рубцов. Для меня он был роднее, это я почувствовал мгновенно. Может быть, самое главное в поэзии Рубцова то, что каждый в ней узнает себя, свою судьбу, свою Родину.

— Широко известна ваша книга «Николай Рубцов — Ангел Родины», она уже выдержала не одно издание. Как возникла идея написать ее?

— Я в свое время дружил с Вадимом Кожиновым. Как-то, когда я сидел у него, к нему пришли актеры и попросили написать пьесу про Рубцова. А он говорит: «Вот вам Николай Михайлович напишет», — и на меня показывает. Я отвечаю: «Ну как я могу написать пьесу, если только стихи Рубцова знаю!» Тогда ведь о его жизни ничего не было известно. А Кожинов говорит: «Мне как раз на рецензию прислали сборник воспоминаний из мурманского издательства. Я вам дам его на пару дней». Прочитал я сборник за один день и одну ночь в комнате общежития. Читал, не отрываясь, потому что оторваться было невозможно! Сработало то, что в этих воспоминаниях я узнавал себя, хотя у меня была совершенно другая жизнь. Потом я написал и пьесу, и несколько статей. Этот материал продолжал жить, и так получилась книга, которую я довольно долго продолжал дополнять.

— Что вас больше всего поражает в стихах Рубцова?

— Он один из немногих поэтов, которые говорят из души в душу. Но у Рубцова это развито более сильно, чем у других. Он говорит, казалось бы, очень простые вещи. Но когда мы не занимаемся препарированием, а принимаем стихи в свою душу, они в ней отзываются с удивительной преображающей силой.

— Можно его стихи назвать молитвами?

— Разумеется. С одной стороны, у Николая Рубцова не так уж много православной атрибутики, но, с другой стороны, очень трудно найти поэта в 20-м веке, который был бы столь глубоко православным в своей поэзии. То говорение из души в душу и есть молитва, которая совершается не только за себя, но и за всю страну, за всех нас.

— А что люди, знавшие Рубцова, отмечали в его личности как главное?

— Точнее всех о нем сказал Борис Романов, очень хороший прозаик, в прошлом моряк: «От встреч с Рубцовым у меня осталось впечатление наподобие того, когда ночью в море мимо проходит с потушенными огнями большой корабль». Что-то прошло огромное рядом, а мы не успели рассмотреть, что это было. Конечно, Рубцова запомнили многие. Его встречали и у пивного ларька, и в очереди за деньгами, и в неприглядном состоянии... При этом, конечно же, никто его тогда не воспринимал как гения, как Ангела нашей Родины. Не хватало зрения, ума, души...

— По-моему, еще Сергей Есенин сказал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи»...

— Да. Люди, знакомые с Рубцовым, чувствовали в нем что-то необыкновенное. Но он не просто писал стихи, он был человеком, которому нужно было где-то жить, что-то есть... Вся жизнь у него была несчастной, жалкой, неустроенной. Рубцов в личном общении не всегда проявлял себя приятным образом, он имел вздорный характер, как всякий человек, который не устроен в жизни. У его знакомых были жилища, семьи, заработки, сложившийся быт. Вдруг входит какой-то человек в разорванном пальто, не совсем трезвый, и ему что-то надо. А у людей своя жизнь, им нужно утром идти на работу. Рубцов своим друзьям мешал, ломал их размеренный образ жизни. С ним было замечательно сидеть, выпивать, разговаривать какое-то время. Но потом, наполнившись «высоким» Рубцовым, хотелось бы с ним попрощаться до следующей встречи, а поэту было некуда идти, и он оставался. Друзья по этой причине часто убегали от Рубцова, избегали его, он был неудобен. Часто общение с ним заканчивалось ссорами, так как поэт отличался тяжелым нравом.

— В данном случае форма не соответствовала содержанию?

— Там не соответствовало все! Вы только вдумайтесь в биографию Рубцова: первый раз у него появилась постоянная прописка, когда ему уже было больше тридцати лет. Квартиру ему дали в 35 лет, за год до смерти. Это была нищенская однокомнатная квартира в хрущобе. Еще через 5 лет его именем назвали улицу и поставили памятник на родине. Сейчас, когда со дня его рождения исполняется 75 лет, трудно сосчитать, сколько поставлено ему памятников в городах нашей страны, сколько библиотек названо его именем. Это абсолютно несоразмерно: такая посмертная судьба и то, что он получил при жизни. Обычно человек получает много в жизни и очень мало потом. У Рубцова все наоборот.

Он никогда не роптал на судьбу


КНИГИ, посвященные судьбе и творчеству Н. Рубцова, написанные Николаем Коняевым
КНИГИ, посвященные судьбе и творчеству Н. Рубцова, написанные Николаем Коняевым
— Николай Михайлович, в вашей книге встречается фраза «русская судьба». Какой смысл вы в нее вкладываете, говоря о Рубцове?

— Это сиротство, неустроенность, нищета. Поэт воспитывался в детдоме, потом учился в техникуме, но не закончил обучение. Рубцова призвали в армию, и он отслужил 3 года на Северном флоте. После армии работал на Кировском заводе шихтовщиком. В принципе, почему он был не достоин иметь постоянное место жительства, угол, где можно поставить стол, кровать? Это же нормальное состояние для человека! Почему же у Рубцова этого не было? А потому, что, к сожалению, у нас страна очень бедная, народ нищий. 35 лет жизни Рубцова ушли не на добывание квартиры. Да, он создал массив поэзии, который вошел в золотой фонд русской лирики! Но если сказать, что вся его жизнь ушла на то, чтобы получить эту однокомнатную хрущевку, то это ведь тоже будет правдой.

— Интересно, Рубцов как поэт знал себе цену?

— Конечно. Поэт очень хорошо понимал, что стихи, которые он пишет, на много уровней превосходят все то, что пишут его ближайшие собутыльники и друзья. Например, поэт Виктор Коротаев как бы даже и опекал Рубцова, но Рубцов в поэзии гораздо его выше. Он понимал, что через него происходит что-то необыкновенное в Божьем мире, а многие окружающие его, в силу своей ограниченности, понять этого не могли и считали ничтожеством самого поэта. Хотя, конечно, были и такие, как Кожинов, они ощущали, насколько велик Рубцов, и поэтому порою многое прощали ему.

— По воспоминаниям современников, Рубцов часто приходил к полуразрушенному храму и там подолгу о чем-то думал. У него есть такие строки: «С моста идет дорога в гору, а на горе — какая грусть — лежат развалины собора, как будто спит былая Русь».

— Это стихотворение не поэтический вымысел, а абсолютно точная фотографическая картина того, что видишь, въезжая в Николу (место, где родился Рубцов — ред.). Во всяком случае, еще 5 лет назад это было так. Действительно, там на горе стояла арка, оставшаяся от купольной части храма, который в советские времена был превращен в пекарню. Такая «церквопекарня» получилась. Впечатление не просто ужасающее, оно душераздирающее! Большее глумление над Россией трудно придумать! Поэзия Рубцова — попытка возродить тот разрушенный храм. Когда открываешь книгу его стихов, выстраиваются стены, возносятся купола. Тема храма так или иначе присутствует почти в каждом стихотворении поэта.

— В стихах Рубцова есть такие вечные символы, ключевые знаки, как путь, земля, звезда, дорога, небо... Наверно, поэтому ощущается православный дух в его поэзии?

— Николай Рубцов — человек с очень обостренным чувством пути. Он знал, что есть такой путь, и боялся с него сбиться, потеряться. Поэт внимательно смотрел на звезды, на какие-то координаты, которые обозначают путь. Для него это понятие больше, чем просто дорога из одного города в другой. Это путь к Вечности, к Богу. Православное состояние поэзии и жизни Рубцова, его покаянное чувство было настолько велико, что дай Бог кому-то из верующих так глубоко это чувствовать! Поэт все сильно переживал, боялся оскорбить человека — образ Божий. Трудно себе даже представить совершенно нищего, бездомного человека, униженного со всех сторон, находящегося в забвении и неприятии большинства людей, который при этом почти и не жаловался, не плакался в своих стихотворениях по поводу своих жизненных невзгод! Это православная душа и православное видение мира: хоть все ужасно, но это временно, важнее другое, чего нельзя в себе потерять.

«Я умру в крещенские морозы…»


— В рубцовской поэзии присутствуют пророчества. Это подтверждает мысль о том, что «поэт в России — больше чем поэт». Вы могли бы привести примеры таких пророчеств?

— У Рубцова было удивительное чувство времени. Божье время отличается от того, в котором мы живем, — с тоскливым ощущением безвозвратности, с однолинейностью, состоящей из прошлого, настоящего и будущего, поэтапно сменяющих друг друга, с трехмерной сеткой пространства. В Божьем времени прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. В своей поэзии Рубцов умел проникать в это время, потому что его стихи отчасти являются молитвами. Именно в молитвенном состоянии можно перейти в Божью временную систему, как это делали святые. Там все существует рядом: и умершие, и живые, и те, которые еще когда-то родятся. Пророчествуя, Рубцов не заглядывает в запретную замочную скважину, а просто живет в недоступном для большинства людей Божьем времени. В стихотворении «Посвящение другу» он пишет: «Я пришел к тебе в дни непогоды. Так изволь, хоть водой напои». А перед идут такие строки: «Замерзают мои георгины, и последние ночи близки, и на комья желтеющей глины за ограду летят лепестки». Понятно, что это кладбищенская земля, что герой стихотворения уже мертвый, но его душа приходит к нам «в дни непогоды», чтобы рассказать, что с нами произойдет.

— А какое пророчество содержится в этом стихотворении?

— В этом стихотворении, может быть, самое главное пророчество Рубцова: он поведал о том, что произойдет в наше время, когда мы будем праздновать 75-ю годовщину со дня его рождения, 40-ю — со дня кончины. В рубцовских стихах можно прочитать о сегодняшних событиях: «Не порвать мне житейские цепи, не умчаться, глазами горя, в пугачевские вольные степи, где гуляет душа бунтаря»... Поэт подробно перечисляет варианты нашей нынешней жизни, выхода из этой ситуации. О том, что нам делать, в этом стихотворении он говорит совершенно ясно: все спасти должна любовь. Живя в 2010-м году, мы понимаем, что никакой великий человек к нам не явится, никто не переустроит нашу жизнь так, чтобы нам было хорошо, нет универсальной экономической и политической системы, которая в одночасье коренным образом переменила бы нашу реальность. Все перемены должны начинаться с каждого из нас, с той любви, которую мы станем дарить друг другу, с того братолюбия, которое нам нужно воспитать в себе. Именно такой единственный выход нам подсказывает Николай Михайлович Рубцов. Его стихи очень пророческие.

— А стихотворение «Я умру в крещенские морозы»?

— Естественно, это тоже. Практически во всех его стихах есть пророчества, поэтому они так и востребованы.

— Николай Михайлович, а стихи Рубцова можно назвать богодухновенными?

— Конечно. Есть замечательный сборник «Рубцов и православие», там много интересного. Даже у Федора Абрамова, который, казалось бы, далек от Православия, есть точное определение рубцовского творчества: «Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова...»

— Известно, что на столе Рубцова стояли иконы...

— В конце 60-х — начале 70-х годов наша интеллигенция была увлечена церковной атрибутикой: собирали образа, солоухинские черные доски, украшали ими интерьер квартиры. У Рубцова действительно стояли иконы, и, думаю, это не было только данью моде, скорее всего, он к ним молитвенно обращался. Во всяком случае, читая его стихи, можно сделать такой вывод. Поэт не был воцерковленным, но есть интересные воспоминания Виктора Астафьева о том, как они вместе ездили на рыбалку с ночевкой, вечером напились, а утром Астафьев проснулся — Рубцова нет. Через некоторое время поэт появился из тумана и сказал, что был в церкви и там причастился. Если даже этот факт имел место быть, то все равно пойти в церковь после перепоя — это не совсем тот образец православного поведения, которому мы стараемся соответствовать. Рубцов был православным в другом: его душа могла проникать в Божье время, она привлекала внимание темных сил, и эти злобные силы воздействовали на него, так как он не имел церковной защиты.

Что случилось в ту ночь?


— Рубцов много писал о смерти. Почему эта тема его так влекла?

— Потому и влекла, что он постоянно испытывал на себе агрессивное воздействие темных сил и противостоял им. Когда умерла мать поэта, он был еще ребенком, и детской душой осознал, что смерть — это не конец. Наверное, это понимание придавало ему силы в дальнейшей жизни. Рубцов четко ощущал, что человек бессмертен, и это нашло отражение во всей его лирике. В своем знаменитом стихотворении «В горнице» он пишет: «В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, молча принесет воды». И далее: «Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней будет хлопотливый день». Вдумываясь в эти строки, мы понимаем, что матушка поэта — умершая, и она пойдет за живой водой. То, что с ушедшим в мир иной человеком продолжает совершаться общение, — это для Рубцова было очевидно. Он не воспринимал смерть как некую границу, непреодолимый рубеж. У него была возможность через Божье время общаться и с теми, кто жив, и с теми, кто умер.

— В своей книге вы приводи-те слова сожительницы Рубцова Людмилы Дербиной, убийцы поэта. Она пишет: «Никогда в жизни не встречала человека, так болезненно, страстно заинтересованного судьбою России и русского народа. Он не пекся ни о чем личном, был бескорыстен, безупречно честен. Рубцов не выписывал ни газет, ни журналов, у него не было телевизора, он редко ходил в кино, но знал главное: его думы были крупнее и глубже того потока информации, пропитанного духом наивного оптимизма». Вы согласны с такой оценкой личности Рубцова?

— Конечно. Все правильно.

— Но вместе с тем, эта женщина писала, что поэт погибает от алкоголя. Как вы считаете, почему все-таки произошла та трагедия, когда Николай Рубцов был убит Дербиной?

— В Евангелии есть страшные слова о том, как Иуда предал Христа. И Апостол Петр тоже предал Спасителя — трижды от Него отрекся. Тем не менее, Петр остается Апостолом, а Иуда стал олицетворением зла, хотя он осознал свою вину и повесился, не в силах смириться с ужасом содеянного. Иуда знал, что Христос — Бог, он сознательно предал своего Учителя. Я не считаю, как некоторые люди, что Дербина жила, вынашивая замыслы убийства Рубцова. Людмила Дербина — поэтесса, достаточно одаренная, очень амбициозная, как это часто бывает у одаренных, но не гениальных людей. Конечно, жизнь с Рубцовым для нее в каком-то смысле была как свет в окошке. Она же появилась рядом с ним, когда он уже был признанным человеком, вместе с ним входила в высшее литературное общество. Поэт шел впереди Дербиной, как паровоз, тащил ее в литературу. Зачем ей было его убивать? Кому меньше всего была нужна смерть Рубцова, так это ей. Как же она его убила? Я в книге высказал запредельную мысль о том, что, может быть, эта женщина спасала кого-то из друзей-собутыльников Рубцова от страшной участи стать его убийцей. Поэт умел создавать ситуации, в которых человек, находящийся рядом с ним, чувствовал себя очень неуютно.

— Вы думаете, Рубцов провоцировал Дербину на это преступление?

— Это не Рубцов провоцировал. Это Дербина провоцировалась. Поэтому-то, хотя ей было и невыгодно это делать, но все-таки она совершила этот страшный поступок. У Дербиной была обыкновенная возможность уйти от Рубцова, и если бы хотела, она бы ушла.

— Но ведь в ту ночь она хотела уйти...

— Что значит «в ту ночь»? Она хотела уйти, но не уходила. У нее, видимо, было желание как-то усмирить Рубцова. Дербина оправдывает себя тем, что если бы она не убила его, то он убил бы ее. Но я в это не верю. Это невозможный вариант. Рубцов не мог бы совершить такое. Но нам не надо строить какие-то предположения. Мы можем просто взять стихи Дербиной. Убийца поэта в своих стихах говорит больше, чем она говорила на допросах или в интервью. Дербина очень откровенно поведала в своих стихах о тех связях с силами Тьмы, которые одолевали ее.

— Правда, что последнее, что сказал Рубцов, были слова «я люблю тебя»?

— Дербина утверждает, что он сказал: «Я люблю тебя, Люда!» Соседка слышала только фразу «Я люблю тебя». Думаю, эти слова в последнюю минуту, стоя у Вечности в вратах, были обращены не к Дербиной. Они, скорее всего, были сказаны Богу, народу, России. Поэт предстал перед Богом не в пьяном угаре, а со словами о любви. В этом великая милость Господня.

— По описанию следователя, в момент убийства упали иконы, и икона Николая Чудотворца раскололась надвое...

— Иконы действительно упали, когда во время убийства был задет стол, на котором они стояли. И в акте зафиксировано, что иконы лежат на полу, одна из них расколота. Но думаю, в данном случае это не принципиально важно.

— Дербина вроде как покаялась. Вы верите в ее раскаяние?

— Это очень сложный вопрос. То, что, совершив убийство и отсидев срок, Людмила Дербина продолжает сочинять стихи, это логично и закономерно. Нам не было бы необходимости говорить на эту тему, если бы она после всего произошедшего взяла какой-то псевдоним. Но ведь этой женщине было важно войти в литературу так, чтобы все знали, что она та, которая убила Рубцова. Она это постоянно подчеркивала и педалировала. В ее стихах повсюду присутствуют темы этого убийства, суда, ее высоких отношений с Рубцовым. Обычно преступник старается не вспоминать о том, что он совершил, а в случае с Дербиной это стало главной темой всей ее оставшейся жизни: «Как я убивала Рубцова». Одни заголовки ее интервью чего стоят: «Цветы убийцы Рубцова», «Она убивала Рубцова в крещенскую ночь»... Они говорят о том, что совершенное ею убийство — это самое главное в ее жизни.

— Мрачный самопиар получается...

— Один последователь и защитник Дербиной говорил о том, что она несправедливо отсидела и что хороший адвокат ей бы скостил срок, осудили бы только условно. Но раз уж она отсидела, то надо быть полной дурой, чтобы не использовать это в рекламных целях. Действительно, кто будет читать стихи какой-то там Ивановой или Серебряной? А вот Дербина — это убийца Рубцова, это интересно!

— Сохранились ли после гибели Рубцова какие-то его личные вещи?

— Какие у него вещи-то были? Человек, которого после смерти поэта поселили в его квартире, рассказал, что собрал то, что нашел в квартире, и, как мусор, вынес на помойку.

— У поэта дочь осталась...

— Да, ее зовут Елена, она закончила полиграфический техникум, родила четверых детей, живет в Петербурге.

— Она помнит своего отца?

— Помнит, конечно. Ей было 7 лет, когда он погиб. Елена Николаевна очень бережно относится к памяти Рубцова. В честь отца она назвала сына Николаем. Его недавно убили. Рубцов ушел из жизни в 35 лет, и ровно через 35 лет после его гибели убивают его внука. А от дня убийства внука до дня рождения поэта получается два раза по 40 дней, тютелька в тютельку. Темные силы любят подобную игру цифр.

Пусть душа останется чиста!


— Николай Михайлович, достигло ли, на ваш взгляд, творчество Рубцова той славы, которую оно заслуживает?

— Рубцов уже вышел на ту орбиту, где не существует понятий больше-меньше. Он там, где звезды.

— Он находится на том же уровне, что Блок и Есенин?

— Я полностью согласен с тем, что говорил Глеб Горбовский: «Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией — непридуманной, органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также — истин... Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же — хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось»... Я думаю, что Николай Рубцов — поэт того же уровня, что Есенин и Блок. Все остальные поэты 20-го столетия до него не дотягивают. Кожинов как-то сказал своему отцу: «Знаешь, кого ты не пустил на порог? Считай, что Есенина не пустил».

— Как вы считаете, какой урок общество могло бы извлечь из судьбы поэта?

— Урок любви. Важно любить друг друга. Только братолюбие может спасти нас. И больше нам ничего не нужно: никакая политическая, общественная система не спасет. Нас мало осталось. Нужно друг друга понимать и поддерживать. Все страшнее силы, которые хотят нас всех уничтожить. А что мы? Чаще мы любим дальних, это очень легко, необременительно. Вторую заповедь — «возлюби ближнего как самого себя» — практически все нарушают. У Рубцова есть строки: «Россия, Русь, храни себя, храни!». Это главная заповедь поэта. Вся его поэзия об этом. Если бы мы научились хранить себя, то спаслись бы.

— «До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста...» Можно сказать, это завещание Николая Рубцова. В наши дни сняты фильмы о Пушкине, Есенине, других поэтах и писателях. Как вы думаете, хорошо было бы снять фильм о Рубцове?

— Документальные картины о нем есть, а в художественном фильме очень трудно воспроизвести все так, как было в жизни. Играть святых и гениев — это во многом непосильная задача. Ведь актер исполняет характерную роль или передает конкретные действия и поступки персонажа — что он делал: что-то строил, кем-то командовал — вот это можно сыграть. А полностью перевоплотиться в человека, который молится, пишет стихи, на мой взгляд, совершенно нереально. Вероятно, может существовать какая-то кинематографическая версия личности Рубцова, но насколько она будет близка к оригиналу, не знаю. Если бы фильм ставили друзья поэта, с которыми он говорил из души в душу, тогда мог бы получиться довольно точный его образ. Хотя сама идея такого перевоплощения чужда православной традиции.

— Чего бы вы пожелали читателям?

— Читать стихи Николая Рубцова и любить друг друга. Это главное.

Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх