|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Как найти свою икону?
|
ПРОХОР ЕФИМОВ, исполнительный директор мастерской «Мерная икона»: «Написание и дарение мерной иконы — прекрасная семейная традиция!» | |
ИКОНА — это окно в мир Божий. Люди, желающие освятить ею свой дом, часто задумываются: какой образ выбрать, как среди множества прекрасных икон найти свою родимую, Богом им предназначенную?
Этот важный вопрос петербуржцам помогают решать в мастерской «Мерная икона», уже более полутора лет работающей при храме святых Апостолов Петра и Павла Университета имени Герцена с благословения Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Что такое мерная икона?
Такое название икона получила благодаря традиции написания образа небесного Покровителя на доске, высота которой в точности соответствует росту человека при рождении. На иконе изображается в полный рост святой, именем которого нарекается младенец.
Совпадение размера иконы с мерой новорожденного ребенка имеет глубинный смысл: мерная икона уникальна и неповторима, как и сам человек, для которого она создается. Изображение небесного Покровителя занимает пространство, соответствующее размерам младенца при вхождении его в этот мир, — тем самым полагается начало установлению личной связи между святым и обладателем иконы.
Мерная (или родимая) икона является первой иконой вступающего в земную жизнь человека и считается зримым воплощением самой горячей заботы близких о его благополучии и счастье.
Традиция написания мерных икон существовала на Руси издревле, а ее возрождение началось недавно. В 2003-м году организовался Российский Клуб Православных Меценатов, который сплотил единомышленников-бизнесменов, стремящихся возродить утраченные традиции наших предков, в первую очередь семейные. Одна из них — создание мерных икон.
Прохор Ефимов, окончивший Духовную Семинарию, сейчас осуществляет свое особое служение, являясь исполнительным директором мастерской «Мерная икона». Он давно мечтал о такого рода деятельности, потому что понимал необходимость найти общий язык, наладить контакт между миром светским и миром духовным. Важной целью своей работы директор иконописной мастерской — по образованию священник — считает приближение светских людей к высшим духовным ценностям. Он рассказал о том, как все начиналось.
Российский Клуб Православных Меценатов возрождает традиции предков
— Поводом для начала этого возрождения стало посещение членами Российского Клуба Православных Меценатов Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии, где они узнали об этой традиции. Оказалось, что старинные мерные иконы есть и в Ново-Девичьем монастыре, и в Кремле. Мерная икона возникла в 16-м веке, хотя традиция создания именных икон существует с первых веков христианства. Как только появились первые мученики-христиане, которые пострадали за веру, их изображения начали писать на стенах катакомб. Сначала это были святители, архипастыри, умершие за дело Христово. Потом их имена стали давать членам Церкви, и иконы этих святых стали именными.
В 16-м веке, при царе Иоанне Грозном, на Руси происходил расцвет иконописи и появилась мерная икона как разновидность именной. Сначала символами царской власти были скипетр и держава — регалии, привезенные из Византии, а уже при Иоанне IV атрибуты стали более национальными. Одним из них была мерная икона, подчеркивающая связь наследника царского престола с его небесным Покровителем. Первая известная нам мерная икона — образ святого Иоанна Лествичника — была написана для второго сына Иоанна Грозного. В 17-м веке царь Алексей Михайлович, продолжая традицию, также заказал мерную икону себе и своим сыновьям, в том числе и Петру I. Первой мерной иконой Санкт-Петербурга стала именно икона святого Апостола Петра, принадлежавшая Петру Великому.
Радость, которая всегда с тобой
Прохор Ефимов провел такой богословский экскурс:
— Мир — это место, где дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. За наше сердце всегда борется один из образов: либо образ Божий, либо образ искаженный, то есть сатанинский. И очень важно, какой из них занимает главную позицию. Это бывает хорошо видно на примере изображений, находящихся в доме человека. Духовные силы стремятся материализоваться в этом мире через конкретные физические образы. Естественно, демонам этого хочется, но и Божии Ангелы этого желают. И от нас зависит, окно в какой мир мы откроем в своем доме. В этом случае икона имеет очень важное значение для человека, а тем более икона, писанная по индивидуальному заказу.
|
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА Санкт-Петербургского отделения Российского Клуба Православных Меценатов Андрей Ваничев передает в дар икону Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру | |
По словам Прохора Ефимова, для него лично икона одновременно является и окном в мир Божий, и жизнью с тем, кто на ней изображен. Если икона находится дома, человек начинает себя по-другому чувствовать и настраивать. Важно, чтобы образ святого был постоянно перед глазами, запечатлевался в душе.
Свой выбор деятельности директор мастерской «Мерная икона» объясняет так:
— Как любой человек, я искал радости, которая всегда будет с тобой, никуда не уйдет и зависит только от тебя и от твоей жизни. Я понял, что такое счастливое состояние дает только Господь. Мне всегда хотелось поделиться с людьми своей радостью и опытом ее сохранения. В 2005-м году я познакомился с отцом Артемием, настоятелем храма святых Апостолов Петра и Павла при Университете имени Герцена, увидел, что появилась новая волна возрождения духовных ценностей, где нужны мои знания и стремления, подключился к церковной работе. Отец Артемий — человек, который опережает время, смотрит в будущее и видит перспективы — что будет востребовано. Благодаря своей открытости он умеет выстраивать доверие между людьми.
Уникальный проект
Одна из важных составляющих работы мастерской «Мерная икона» — благотворительность. Прибыль от ее деятельности идет в помощь детскому приюту «Надежда». Проект этой иконописной мастерской уникален тем, что он долгосрочный, то есть не свернется через короткое время, подобно многим бизнес-проектам. Православные люди, заказывая мерную икону, помогают своим родным обрести общение с небесным Покровителем и одновременно участвуют в Божьем деле — поддержке детей-сирот. Прохор Ефимов подчеркивает духовную миссию мастерской:
— Важно, чтобы икона была в доме у каждого человека, который этого пожелает. Замечательный повод для ее приобретения — крещение ребенка. Поводом может служить и день рождения, а также любой праздник, в который люди захотят вручить близким ценный и значимый подарок, способный их духовно поддерживать — восстанавливать покой и душевную гармонию. Написание и дарение мерной иконы — прекрасная семейная традиция, возникшая в Древней Руси, — сейчас активно возрождается. Обретение мерной иконы может стать важным шагом к истинному воцерковлению, к жизни по христианским заповедям.
|
ЧЕМПИОН МИРА по боксу Николай Валуев, заказавший мерную икону для сына, и протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель храма святых Апостолов Петра и Павла при Университете имени Герцена | |
Заказчиками нашей мастерской являются самые разные люди. Один из них — чемпион мира по боксу Николай Валуев. Этот сильный, мощный спортсмен оказался очень проникновенным, вдумчивым человеком и заказал мерные иконы для своих детей — сына и дочери.
В ближайших планах петербургской мастерской «Мерная икона» — проведение выставки мерных икон,
съемки документального фильма, развитие сайта www.mernayaikona.ru, а также расширение на Северо-Запад.
|
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВА, иконописец в мастерской «Мерная икона»: «Заказы приходят от Бога. Они бывают очень важными — как вехи, ступени твоей жизни». | |
ПУТИ ГОСПОДНИ неисповедимы, и никогда не знаешь промысла Божия о человеке. Светлана Николаева не предполагала, что будет писать иконы. После окончания Мухинского высшего художественно-промышленного училища она работала в галерее «Анна», занималась станковой живописью. К иконописи художница обратилась через два года после принятия крещения, получив благословение от отца Николая на острове Залита. Когда Светлана писала икону для Тихвинского монастыря, почувствовала, что у нее открылось духовное зрение, и осознала свое истинное призвание. По сути создание икон — это не только творческая работа, но и серьезное, ответственное служение. В церкви художница поняла важную вещь:
— Иконописец должен быть всегда готов к написанию иконы и относиться к своему труду, как к послушанию. Какие-то специальные действия своей воли, может быть, даже закрывают от нас Бога. Иконописец как бы создается Творцом помимо собственной воли, тебя готовят к этому. Совершенно неожиданно ты чувствуешь, что должен этим заниматься.
Светлана пишет иконы уже 10 лет. По ее словам, чувство духовной радости от их создания перевешивает все трудности процесса работы. Были случаи, когда, глядя в благодарные глаза людей, получивших готовый заказ, она понимала, что не зря живет на свете. Больше всего художнице запомнилась такая история:
— Когда я реставрировала росписи на стенах в Тихвинском монастыре, ко мне подошла женщина и заказала икону для своего сына, который через два месяца должен был жениться. Мы выбирали сюжет и остановились на том, что это будут святые покровители жениха и невесты, а вверху — изображение святой великомученицы Екатерины, покровительницы брака. На первый взгляд, это был рядовой заказ. Я была уверена, что быстро напишу эту икону, но, к моему удивлению, не пошел лик одного из святых. Стало понятно, что идет сильная духовная борьба, противостояние. В итоге икона все-таки была написана после длительной напряженной работы. Когда мы пришли ее освящать в храм, священник совершал таинство намного дольше обычного и вышел весь озаренный, просветленный, отдал нам эту икону. Свершилось! Вы бы видели радостные, сияющие лица мамы и сына! В их глазах была искренняя благодарность. В тот момент я поняла: вот для этого стоит жить!
Иконописцы, как и все православные люди, проходят этапы скорбей, испытаний. Если Бог дал им возможность писать иконы, Он обязательно устроит так, что человек будет вести благочестивый образ жизни. В последнее время Светлана регулярно трудится в монастыре, и это, по ее мнению, очень хорошо приводит мысли в порядок. Вдохновение к ней приходит во время работы. Профессионализм тем и отличается от дилетантства, что человек, начиная трудиться, настраивается на творчество независимо от обстоятельств. Художница пишет иконы во всех стилях: академическом, византийском, русском. Она учитывает пожелания людей, их вкусы и личностные особенности, чтобы каждый человек был доволен, получив свой заказ. Светлана старается избегать изображения суровых, изможденных ликов. Ее принципиальная позиция — лики должны быть преображенными, осиянными, обязательно светоносными изнутри.
Иконы живут своей жизнью
|
«НАПИСАНИЕ мерной иконы — традиция семейная» | |
Художница признается, что часто в процессе работы над образом святого он начинает ее учить, воспитывать, она чувствует его душу. Особенно сильно это ощущается во время создания образов новомучеников. Эти святые, по мнению иконописца, очень близки нам, прекрасно слышат наши молитвы, у них много пыла и дерзновения. Иконы живут своей независимой жизнью. Когда Светлана видит свои работы спустя некоторое время у кого-то дома или в церкви, то иногда с трудом их узнает — так они меняются. Например, в Тихвинском монастыре на аналое лежала ее икона, которая не была покрыта лаком, только олифой. В первый месяц образ начал темнеть, вероятно, оттого, что там много кадят, но спустя еще какое-то время икона вдруг начала светлеть. Работы художницы действительно живут и дышат: хотят — темнеют, хотят — светлеют и проясняются. Намолить можно любую икону, это зависит от силы веры.
Светлане Николаевой, учитывая ее опыт и знания, часто предлагают работу с нормированным рабочим днем, более размеренную и высокооплачиваемую, но она остается верной своему призванию. Художница неоднократно отказывалась от заманчивых предложений с идеальными условиями, несмотря на то, что у нее есть сын-студент, которому нужно помогать. Словно в награду за это, спустя какое-то время Бог давал ей обилие интересных заказов и высокие заработки. Тогда Светлана убеждалась в том, что поступает правильно, ни при каких обстоятельствах не прекращая заниматься иконописью. Художница постоянно чувствует внутри себя голос совести, который помогает ей избежать ошибок.
Самая драгоценная вещь
|
ПУСТЬ сон
будет спокойным | |
Раньше, до революции, самой дорогой вещью в российских домах была икона. Люди не жалели денег на образ, на киот, на ризу. Если икона была чудотворной, то есть что-то по молитвам человека давала, он не скупился и украшал ее драгоценными камнями. Когда такая икона переходит по наследству к потомкам, она продолжает являться величайшей семейной реликвией. Сейчас, по словам Светланы, в нашем обществе приходится наблюдать смещение ценностей: в первую очередь люди приобретают бытовую и оргтехнику, какие-то насущные предметы интерьера. Но чтобы сделать этот интерьер гармоничным и умиротворяющим, важно вспомнить о добрых традициях предков и освятить дом иконой. Иконописец Светлана Николаева, полностью соответствуя своему имени, несет людям свет и радость. В пожеланиях художницы — ее приоритеты:
— Сердечно поздравляю газету «Вечный Зов» с юбилеем! Желаю успехов в работе на благо Церкви, для укрепления веры людей, воспитания православного духа, сохранения российских православных традиций. Читателям газеты хочу пожелать процветания,
Божьего благословения в делах, не путать духовное с материальным. Всех вам благ!
Материал подготовила
Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии предоставлены
сотрудниками мастерской «Мерная икона»
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|