Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Улыбка из Вечности

В ДОМ пришла телеграмма. Она гласила: «Умирает брат Женя. Если хочешь застать живым, немедленно приезжай. Нина».

Антонина Яковлевна (будем звать ее Тоней, для краткости) собралась быстро, без долгих раздумий. Она вообще все в жизни делала быстро и решительно, без всяких колебаний — такой характер! Тоня давно верила в Бога, и одним из любимых мест Святого Писания у нее было: «...будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» (И. Нав. 1:9).

И она, как могла, старалась быть «твердой и мужественной». Сейчас это особенно требовалось: телеграмма не оставляла никакого выбора. Нужно ехать, и ехать немедленно.

В поезде


Тоня пришла в себя, когда поезд уже тронулся. И тут до нее стало доходить: Женя умирает! Ее любимый двоюродный брат, Женя, Женечка, с которым связаны все воспоминания детства, умирает! И она может не застать его в живых! Тоня принялась горячо молиться: «Господи! Я молю Тебя — сохрани ему жизнь до моего приезда, чтобы я могла рассказать ему о Тебе, о Твоей любви к нам! Ведь он так мало знает о Тебе! Пожалуйста, сделай так, чтобы я хоть немного могла приготовить Женю к встрече с Тобой! Ну, пожалуйста, любящий Спаситель!»

Она молилась всю дорогу. А в перерывах между молитвами думала о Жене, вспоминала, какой он был, пыталась представить, какой сейчас. Хорошо помнила его мальчиком-подростком, юношей, а вот представить теперешним, почти шестидесятилетним и сильно больным, никак не могла. Закрывала глаза — и видела его молодое, красивое лицо, которое часто озарялось такой светлой, лучистой улыбкой, что, глядя на него, все тоже невольно улыбались. Так заразительна она была, эта улыбка, так чиста и искренна!

Евгений


Они, Тоня и Евгений, детство и юность провели в Орловской области, в маленьком городке Тросна. Потом Тоня уехала в Ленинград, а Евгений остался. Встречались редко, когда Тоня приезжала в отпуск. Брат стал известным в крае журналистом, его статьи часто печатали в местной прессе. А вот в личной жизни... Первый брак не сложился. После развода Евгений встретил Галину, тоже разведенную, с двумя маленькими детьми. Оформлять отношений не стали, решили жить в так называемом «гражданском браке» (сожительствовать, как это у Бога называется). И прожили так двадцать три года! Детей от этого «брака» у них не было, но зато Евгений окружил такой любовью и заботой детей Галины, что соседи только удивлялись и говорили: «Повезло ребятам, Женька им получше родного отца будет!» Так и выросли, взрослыми стали. И все вроде бы по-хорошему шло, тихо и спокойно...

Но грянул гром. Евгения стали мучить частые головные боли, причем все сильнее и сильнее. Пришлось обратиться к врачам, положили на обследование в больницу. И вот однажды, когда Галина пришла его навестить, ее пригласил к себе лечащий врач. Страшную весть услышала от него Галина: у Евгения раковая опухоль головного мозга, операция уже бесполезна. Да к тому же заболевание протекает скоротечно, так что жить больному осталось недолго. Так сказал доктор и посоветовал забрать Евгения домой — там, среди родных, ему будет легче умирать.

Но недолго думала с ответом Галина. И вот что услышал от нее врач, просто опешивший от ее слов: «Забирать не буду, я ему не жена. Пускай кто-нибудь из родных...» А на вопрос врача, кто же она тогда больному, махнула рукой и сказала: «Да так... жили вместе. Ничего особенного...» И ушла.

Что тут сказать? Остается только повторить слово пророческое: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

Дети, о которых Евгений так заботился, в больницу не пришли ни разу. И с решением своей матери полностью согласились — зачем нужен домаумирающий? Да и тоже вовремя вспомнили, что он им, оказывается, вовсе не родной отец. Так о чем речь?

Забрала Евгения из больницы двоюродная сестра Нина — тоже, как и Тоня, верующая. Жила она в подмосковном городе Жуковском, туда и привезла умирающего Евгения. И вот сейчас к ним спешила Тоня, непрестанно молясь: «Господи, только бы успеть!»

Встреча


Тоня добралась быстро, без задержек — Господь помогал. И вот она уже у Нины. Евгения застала живого, вот только речь у него уже отнялась. Он полулежал в мягком кресле у окна и неотрывно смотрел на темнеющее небо. Нина после рассказала, что все свои последние дни он смотрел и смотрел на небо, будто оно все сильнее влекло, манило его к себе.

Тоня тихо подошла к Евгению:

— Ну, здравствуй, братик!

Он заметно оживился, обрадовался. Лицо осветилось слабой улыбкой — это была лишь тень той улыбки, которая так хорошо была знакома Тоне. Они обменялись рукопожатиями, и так уж говорили до конца — пожимая руки друг другу. И в этих пожатиях выражалось все, чего многие не могут выразить самыми прекрасными словами.

Евгений уже не мог есть, пил с трудом, и смерть уже положила на его лицо, сильно постаревшее, изборожденное морщинами, свою страшную печать. Тоня глядела на это лицо, знакомое и незнакомое одновременно, и понимала, что брат уходит. Но как уходит — в мире ли с Тем, Кто дарует человеку жизнь и в назначенный час забирает ее? Готов ли ее Женечка предстать пред Тем, Кто так возлюбил этот утопающий во грехе мир, что не пожалел для его спасения самого Дорогого и Единственного?

Покаяние


Только этот вопрос волновал сейчас Тоню, остальные вопросы казались ненужными и мелкими. Да и может ли быть что-либо важнее примирения человека с Богом, когда этот самый человек «отходит в вечный дом свой»?

Нина тихо позвала Тоню к себе на кухню. Там она порадовала ее доброй вестью, которая была для Тони очень важна. Оказывается, когда Жене стало совсем худо, Нина побежала за своим приходским священником. Батюшка пришел тут же, не замедлил, и долго, тихонько говорил с Женей о чем-то (брат тогда еще мог говорить). Евгений исповедовался и причастился, первый и последний раз в жизни! Уходя, батюшка сказал Нине:

— Не волнуйтесь, сестрица! В мире отходит раб Божий, с чистой душой, сердцем смиренным и сокрушенным. А таковых Господь и ожидает!

После ухода священника Нина осторожно подошла к брату. Женя все так же смотрел в небо, но теперь в глазах его не было прежнего тревожно-ожидающего выражения — что там ждет его, в этой вышине? Взгляд его был спокоен и кроток. Он был готов к переходу.

До самого Тониного приезда Нина читала ему Библию. Нет, Женя никогда не был ярым безбожником, он заглядывал в Писание и довольно много знал о Боге. Да, он знал о Боге, но не знал Бога, не имел с Ним тех близких, особенных отношений, которые так нужны каждому из нас. И сейчас он как бы стремился наверстать упущенное, сделать как можно больше глотков этой живой воды, «текущей в жизнь вечную». И даже когда речь у него отнялась, Женя уже знаками просил Нину все читать и читать ему Слово Божие, как будто никак не мог вдоволь напитаться, насытиться им.

Переход


Когда наступил последний час Жениной земной жизни, в доме находилось много родни. Приехал еще один брат и два его взрослых сына, племянники Тони и Евгения. Несмотря на такое количество народу, в доме было тихо, как всегда бывает в доме умирающего. Иногда молодые, по неуемности своей, забывались и начинали весело смеяться о чем-то своем, но потом спохватывались и ненадолго замолкали. Да и кто запретит им смеяться! Ведь жизнь продолжается, и впереди еще столько земных радостей...

Они сидели все вместе на кухне, когда Тоня почувствовала ЭТО. Она и сейчас не может объяснить, почему вдруг встала и быстро направилась в комнату к Жене, как будто кто-то решительно повлек ее туда. Когда она вошла, Женя уже хрипел предсмертным хрипом. Глаза его были полуоткрыты, и жизнь стремительно покидала их. Они подернулись пленкой и быстро мутнели.

Тоня схватила руку Евгения — она была холодна и безжизненна. Тогда она опустилась на колени и стала горячо молиться. До этого Тоня успела много рассказать Жене про Иисуса Христа, положившего жизнь Свою для того, чтобы он, Женя, мог в вечности всегда быть рядом с Ним. Он слушал слова Господа: «...верующий в Меня, если и умрет, оживет...», улыбался и пожимал ей руку. И вот сейчасона просила Спасителя, чтобы Он послал Своих Ангелов, и они перевели бы любимого братика через Иордан, прямо к Нему в Его обетованную землю, в Его вечные обители.

Помолившись, Тоня встала с колен и наклонилась над братом. Глаза его уже закрылись, хрип прекратился, тело вытянулось и застыло. Но она каким-то неведомым чутьем осознавала, что дух еще в нем. В это время в комнату вошел младший племянник Ваня. Увидевпожимал ей руку. И вот сейчас происходящее, он хотел было позвать всех, но Тоня остановила его, дав знак молчать. И, вновь склонившись над братом, обратилась к нему:

— Женечка, братик! Сейчас ты увидишь Ангелов Божиих. Их послал за тобой наш Спаситель Господь Иисус. Я их видеть не могу, не дано это нам. Но ты их можешь видеть, а нам нельзя. Братик, я очень тебя прошу: когда они придут, когда ты увидишь их, дай мне знать! Подай какой-нибудь знак, я очень тебя прошу, слышишь?

Улыбка из Вечности


Племянник Ваня, слушая эту речь, обращенную к покойному, застыл в изумлении. Быть может, он подумал, что у тети с горя помутился разум. Да и она сама в тот момент не понимала, что говорит и о чем просит. Но то, что произошло дальше, запомнилось им обоим, наверное, до конца земных дней.

Тоня с племянником вглядывались в лицо умирающего (или умершего), как вдруг с ним, с этим лицом, произошла поразительная перемена. Оно преобразилось! Морщины разгладились, и Евгений мгновенно помолодел на много-много лет. А потом случилось самое удивительное. Женя открыл глаза, и это были уже не мутные глаза умирающего, но ясные, чистые, светящиеся неземным светом глаза, каких Тоня никогда не видела у него, даже в детстве. Она услышала, как вскрикнул стоящий рядом Ваня. И тут Евгений улыбнулся! Улыбка была широкой, лучистой, и от нее, казалось, осветилась вся комната. Да, брат смотрел Тоне прямо в глаза и улыбался! Он ответил на ее просьбу. Он видел посланников Божиих. Он видел Вечность. Он был уже ТАМ.

Сколько времени это длилось, Тоня не запомнила. Запомнила только, как застыл с открытым ртом племянник, не в силах вымолвить ни слова. Но вот Женя закрыл глаза, и его необыкновенная улыбка медленно погасла. Решив, что это уже все, Тоня склонилась, чтобы поцеловать брата в лоб. И в этот момент он сделал шумный выдох, последнее свое земное действо. Душа покинула, наконец, свою ветхую хижину.

«...И возвратится дух к Богу...»


Теперь можно было звать родню (Ваня все не мог прийти в себя, и Тоня сама позвала их). Нина заплакала, но Тоня остановила ее:
— Не плачь, сестричка! Радоваться надо — наш Женя уже с Господом!
И сама заплакала — от радости и от того, что Сам Бог позволил им прикоснуться к Своей великой тайне.

Послесловие


Хоронили Женю на родине, под Орлом. Попрощаться пришли многие, люди съехались со всего района. Его знали, помнили как доброго человека и честного журналиста. Тоне было приятно слышать теплые слова о брате, но перед глазами все время стояла его улыбка из Вечности. Она смотрела на его тело в гробу, утопающее в цветах, и отчетливо сознавала, что сам Женя, ее любимый братик, сейчас совсем в ином месте, месте вечного блаженства. Он — рядом с Тем, чье Имя призвал в свой смертный час.

Она спросила у племянника Вани, понимает ли он, что его дядя Женя уже не здесь.

— Да, тетя Тоня, — тихо, почти шепотом ответил он. — Понимаю. Теперь понимаю...

— Подумай об этом, Ванюша, — так же тихо, ласково сказала она ему. — Крепко подумай. Пока еще есть время...

После Тоня узнала, что Галина, которая так скоро отреклась от Евгения, пришла в церковь и покаялась. Женя простил ее еще за месяц до смерти. Теперь она пришла просить прощения у Бога. А Он прощает всякого кающегося грешника, приходящего к Нему с открытым и сокрушенным сердцем. Прощает навсегда.

Андрей Маершин

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх