|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Неслучайная встреча с Язовым
Для справки:
Ныне маршал Д. Т. Язов занимает пост главного военного советника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России.
В период горбачевской гласности, буквально в канун путча ГКЧП, в одной ленинградской газете удалось мне опубликовать целый цикл стихов на тему, о которой я размышлял долгие годы: «Правоту доказывают танки». Приведу небольшой отрывок из одного из стихотворения:
А небосвод такой лазурно-чистый,
И песня, словно гром из тишины:
«Броня крепка...» — в строю поют танкисты,
Своей великой Родины сыны.
«Гремя огнем, сверкая блеском стали...» —
Шальная песня просится в полет.
Не дай Господь, из гроба встанет Сталин,
И маршал Язов в бой нас поведет.
А вскоре случилось ГКЧП, где министр обороны маршал Язов и в самом деле сыграл далеко не последнюю роль. В стране было объявлено чрезвычайное положение, а в столицу вошли колонны танков.
По счастью, дело тогда обошлось малой кровью. Сталин чуть-чуть приподнялся в гробу, а маршал Язов так и не повел армию в бой супротив своего народа. Ровно через два дня после начала путча «гэкачепистов» арестовали и упекли за решетку в «Матросскую тишину». Каждого ждала высшая мера наказания.
Однако вскоре заговорщики были освобождены. В какой-то степени это было понятно. Страна перешла на новые, демократические рельсы. Жить начинали по-новому, и руководству России, наверное, не хотелось прибегать к старым, репрессивным методам. Мог ли я предполагать, что три года спустя я встречусь с одним из тех, кто в те критические для России дни командовал парадом?
Это случилось в августе 1994 года, в Омске (жители то ли в шутку, то ли всерьез расшифровывают его название как Отдаленное Место Ссыльных Каторжан). Здесь некогда пришлось отбывать каторгу великому русскому писателю Федору Достоевскому. Я приехал сюда погостить у своих родственников. А Язов приехал на встречу, организованную местными коммунистами. Он спешил на званый обед. В тот знойный день я прогуливался по аллее городского парка и чуть ли не нос к носу столкнулся с бывшим уже министром обороны. Глянул на случайного встречного, и аж мороз по коже прошел. Вот это да! Вот уж кого ни с кем не спутаешь!
Конечно, мне, как «старому газетному волку», упускать такой случай крайне не хотелось. По счастью, со мной рядом был давний знакомый, омский репортер Кирилл Зашибин. Он уже до этого успел с Язовым пообщаться и рассказывал мне о своих впечатлениях. А тут и сам Язов, легок на помине.
— Дмитрий Тимофеевич! — громко, чуть ли не на весь сквер, воскликнул мой коллега. — Вот так встреча! А мы только что о вас говорили. Познакомьтесь...
И он представил меня Язову. Вот так я на какой-то момент оказался вместе с омским репортером в «язовской свите». И тут неожиданно из-за кустов прямо на нас выскочили два здоровенных «лба». Что у них в руках, не разглядел по близорукости. Только слышу: щелк, щелк! Я закрыл глаза, и, признаюсь, сердце при этом екнуло: думал, покушение. Но, как говорят, у страха глаза велики. Это были фотокорреспонденты из местной коммунистической прессы. Вот так, для истории, запечатлелся я на снимке с одним из главных организаторов августовского путча. Язова сопровождали еще несколько пожилых человек.
Все мы, как сговорясь, несмотря на вечерний час, шествовали в одних рубашках. И только Язов — при галстуке. И немудрено. Он шел на свое выступление, которое через час должно было состояться в просторном здании «Политцентра». Предстоящее выступление ведущего «гэкачеписта» нигде в Омске не афишировалось. Организовано оно было прокоммунистическими силами. И мы с Кириллом чуть было не «прошляпили» такое событие. Спасибо Язову: пригласил персонально. Рослый, кряжистый, широкоплечий, он шел вдоль аллеи привычным строевым армейским шагом. Не до интервью ему было в эти минуты. И все же я ухитрился задать ему несколько наводящих вопросов. По счастью, мой собеседник оказался словоохотливым. Язов сказал, что в Сибири он оказался не случайно, а по любезному приглашению местных коммунистов.
— И слава Богу! — уточнил недавний заключенный. — Так что приехал я сюда добровольно, а ведь могло бы...
И он многозначительно посмотрел в мою сторону, кривя рот в кислой улыбке:
— Не приведи, Господи!
— Простите, вы верите в Бога?
— В Бога?! С чего это вы взяли?
— Да вот только что вы славу Богу воздали. Господа вспомнили.
Язов нахмурился. Такой оборот разговора ему явно не нравился:
— На слове ловите? Напрасно! Я убежденный коммунист. А что касается Бога, Господа — то для меня это просто вводные слова в разговоре. Они часто звучат в народе. А народ наш, вы знаете, в основном неверующий.
— Всему свое время, — вставил я.
На что Язов ничуть не обиделся:
— Да, вы правы: всему свое время. Вот и с путчем мы малость поторопились. Народ еще не дозрел до таких событий.
Несколько минут мы шли молча. Вероятно, Язов вспоминал, как горячо его встретили в Таре на фестивале «Душа России». А съехались туда звезды кино, мастера сцены, представители разных видов искусства. А Язов? Он, по всей вероятности, на культурном фронте представлял военное искусство. А это означало, что недавний министр обороны уподобился чеховскому свадебному генералу на столь помпезных торжествах.
— Дмитрий Тимофеевич, простите меня, но штатский костюм вас явно молодит. В нем вы выглядите гораздо изящнее, нежели в военной форме.
— За это не костюм благодарить надо, — уточнил Язов в ответ на мой комплимент, — а «Матросскую тишину». Двадцать пять килограмм там сбросил.
— А говорят, у вас там был отличный рацион.
— Это кто вам сказал? «Демпресса»? Верьте ей больше! Черной икрой нас там кормили? Как бы не так! Тухлой треской, к вашему сведению. Но я человек стреляный, фронтовик. В еде не избалован, солдатских харчей не чураюсь.
— Простите, а на каких фронтах пришлось вам сражаться в годы Великой Отечественной?
— На многих, в том числе и на вашем Ленинградском фронте, в 83-м полку 178-й стрелковой дивизии. 18-летним командиром взвода вяз под непрерывным вражеским обстрелом. 22 августа 1942 года получил первое тяжелое ранение.
— Вот за это вам огромное спасибо. Говорю я это вам от имени всех жителей блокады. Вы и другие воины-ветераны, не щадя своей жизни, шли на смертный бой, защищая наш город. И очень жаль...
Тут, на подходе к «Политцентру», он меня перебил:
— Это кого вам жаль? Меня? Нет, меня жалеть не надо. Если хотите знать, одно мое слово, и все полетело бы к чертям собачьим. Вы думаете, солдаты ослушались бы приказа своего министра? Как бы не так! В пух и в прах развеялись бы баррикады перед военной техникой. А если бы еще запустил вертолеты над Белым домом? Что бы тогда было? Вся беда, что мы не рассчитали свои силы для такой акции. Но дело тут не в нас, а в народе, который, как я уже вам сказал, еще не созрел, чтобы нас понять. Люди нас, к сожалению, не поддержали, не учли, что политика Горбачева и Ельцина губительна для страны. И публикация «Воззвания к народу!» не вразумила соотечественников. Правда, и у нас были сторонники. Но их ряды были слишком малочисленны. Стоило бы начать наводить порядок в Москве, мгновенно разразилась бы гражданская война. Одному Богу известно, чем бы это кончилось. И я смолчал, справедливо решив, что мы малость поторопились. Ай, думаю, будь что будет. Родина для меня дороже жизни.
Что можно было сказать в ответ? Неверующий Язов до того разгорячился, что ненароком опять по привычке упомянул Бога. И мне стало ясно: перед запланированной битвой Господь коснулся его, неверующего, и в человеке пробудилась совесть. А что такое СОВЕСТЬ? Сочетание сразу двух слов: совместная весть. Совместная весть Бога и человека.
Валерий ШУМИЛИН,
член Союза писателей России
На снимке (слева направо):
омский репортер
К. Зашибин, маршал Д. Язов
и В. Шумилин
P.S. В канун «ноябрьских праздников» хочется надеяться, что маршал Язов больше никому не «посоветует» совершить в стране государственный переворот.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|