Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

В народе веру не убить

«На скрещеньи дорог — Христос», — так назвал свою книгу православный священник Дмитрий Дудко. В советское время, когда вера в Бога была под запретом, Дмитрий Дудко нес служение пастыря. Необычные встречи, диалоги, интересные случаи нашли отражение в этой правдивой и волнующей книге.«На скрещеньи дорог — Христос», — так назвал свою книгу православный священник Дмитрий Дудко. В советское время, когда вера в Бога была под запретом, Дмитрий Дудко нес служение пастыря. Необычные встречи, диалоги, интересные случаи нашли отражение в этой правдивой и волнующей книге.

«В старину на месте скрещения дорог ставили крест. В наше время скрестились дороги верующих и неверующих — значит, образовался крест.

Как бы то ни было, на перекрестках наших дорог стоит КРЕСТ.

А на кресте — Христос, а Христос воскрес из мертвых. Значит, крест, как символ страдания, является символом Воскресения».

«Перекрестки исполосовали всю нашу жизнь, только вот крест, на котором было изображение распятого Христа, становится, как чудо, оно же, это чудо, поворачивает нашу запутанную жизнь в верном направлении.

Но чтобы увидеть это, надо вглядываться. То, что я увидел, вглядываясь в нашу жизнь, предлагаю читателю».

***

«Что было бы, если бы в наше время, на наших улицах появился Христос, как появлялся две тысячи лет назад на израильской земле? Что вызвал бы Он? Восторг толпы или её проклятие? Ходили бы за Ним зеваки, чтоб послушать и потом осудить Его? Или просто ходили бы любопытствующие? А может, Ему не дали бы и проповедовать? Но так ли это?

Не ходит ли, вопреки всему противоборствующему, и сейчас Христос по Русской земле, по нашим улицам? Стоит у дверей наших домов и стучится?

Кто отворит и впустит Его?»

(Дневниковые записи 1960-1988 гг.)


«Скажите, как мне дальше жить?..»


Ехал в электричке с другом священником, к нам подсел человек средних лет, хотя было много свободных мест.

— Вы служители церкви? — спросил он сразу.

— А что?

— Вы служители?

— Да.

— Мне нужно поговорить со священником...

— А что вас интересует? — спросил мой друг.

— Проблемы жизни.

Объяснился. Он заболел, опухоль мозга. Сам — врач-хирург, сейчас находится на пенсии. Ему 38 лет, имеет двоих детей, четырех и восьми лет. Их ему жалко.

***

Рассказал церковный сторож. Вдруг стук в дверь, открыл, стоит человек средних лет, идет с демонстрации, октябрьской:

— Разрешите поставить свечу.

Подошел к иконе святителя Николая, затеплил свечу, стал на колени, потом:

— Я ничего не знаю, верю я в Бога или нет, но я знаю святителя Николая, верю ему, — и восторженно:

— А как у вас здесь хорошо, тишина. Не то, что у нас на демонстрации.

***

Сегодня к нам в храм зашел подполковник в форме. Снял фуражку, купил две свечи. Я подошел к нему и стал спрашивать:

— Вы хотите поставить свечи на подсвечник?

— Да.

Он стал рассказывать о своем сыне и об отце. Что говорил о них, я так и не понял.

Я помог ему поставить свечи, ибо он настолько был пьян, что никак не мог. Он стал хватать мою руку и целовать.

Разговорился с ним и другой человек из нашего храма.

— А вы не предадите меня? — спросил он как бы между прочим. — Среди вас, говорят, есть такие.

— Всякие есть и среди вас тоже, — сказал я.

Он продолжал:

— Я сам коммунист, строю коммунизм, а вот зашел в храм.

Рассказывают, по выходе из храма долго крестился, плакал и говорил:

— Прости меня, грешного, Господи!

***

Приходил молодой человек для беседы. Говорит, что он не знает, что ему делать. Все, что делается кругом — ложь, и он участвует в этой лжи, поэтому он не видит ни в чем смысла.

Сам из высокопоставленной семьи, отец-генерал.

***

Ходит ко мне человек с высшим образованием, музыкальный критик, тридцати двух лет. Он причащается, бывает в храме, но его часто одолевают сомнения: хочет найти Живого Бога, о Нем тоскует...

— Когда представлю вдруг, — говорит он, — что религия — просто фантазия, начинаю отступать от нее, но вдруг начинаю чувствовать — образовывается пустота, снова стремлюсь к религии, потому что без нее жить нельзя, но и снова подступают мучительные сомнения.

И вот я уже знаю его около двух лет, эти сомнения его не покидают. Господи, помоги ему.

***

Учащаются случаи, когда с высшим образованием люди идут в церковные сторожа, надоело лгать и изворачиваться на работе.

«Есть Бог!»



Недавно крестил молодого поэта. Его знакомство с религией началось с того момента, когда он однажды оказался в пустыне. Голо, ни одного растения. Представил я себе, — говорит он, — что вот, допустим, кроме этой пустыни ничего нет, никакого Бога. И мне стало страшно, я закричал:

— Есть Бог! Есть Бог! — стал задумываться о Боге, и ему захотелось креститься.

Но что такое крещение, он не знал. Тогда он пришел в храм, около одной иконы надел на себя крестик и подумал, что он крещен. Потом это ему показалось недостаточным.

Недавно я его крестил. Ходит в храм, исповедуется и причащается.

***

Рассказал священник с амвона. Был он тяжело ранен, лежал среди раненых. Видит — Варвара-великомученица ходит с Чашей и причащает, а его проходит мимо.

— А что же меня не причастишь? — вскричал он.

— Скоро сам будешь причащать, — сказала она.

— Я и не думал быть священником, а вот теперь священник, — закончил он.

***

Мальчик шести лет, рассматривая живопись, почувствовал, что чего-то в ней не хватает.

Когда увидел иконы, обратил на них внимание, стал много читать об иконах, просил родителей водить его в храм. В иконах нашел то, чего в живописи не хватало. Срисовывал иконы, в доме сделал иконостас.

Родители неверующие, бабушка особенно. Рассказано очевидцем.

***

Крестил девушку. Мне рассказали, как она пришла к вере. Родилась в безрелигиозной семье, читала как-то антирелигиозную повесть, самую похабную и кощунственную, но там были некоторые рассуждения о Боге, вроде, что Он живет в тереме, и приведена молитва. Она всё пропустила мимо своего сознания, и обратила внимание только на эту молитву, выучила её. И потом стала задумываться о Боге, и вот крестилась.

Истинно — для чистого всё чисто.

***

Была патриаршая служба, народу было много. Когда расходились, один человек кричал в голос:

— Помогите! — думали, просит ми¬лостыню, как нищий, но он сказал:

— Дайте что-либо из религиозной литературы, я из провинции, у нас все сожгли, ничего нет.

Рассказал очевидец.

***

Один молодой человек пошел работать антирелигиозным пропагандистом, чтоб иметь доступ к религиозной литературе. Воспользовавшись нужной литературой, ушел оттуда и крестился.

Обманутое поколение



Шел с трамвайной остановки, уже вечерело. Шаги. Догоняет молодой человек лет двадцати пяти, поравнявшись со мной — резко:

— Обманываешь? Докажи, что есть Бог.

— Давай, — сказал я с убежденностью.

Еще присоединились молодой человек и девушка, забросали вопросами. Сначала они были как будто под хмельком, потом как-то протрезвели, один сказал:

— Вы нас заинтересовали.

***

Пришел в храм молодой человек, лет двадцати пяти, пьяный, еле держится на ногах, просит взять его грехи, хочет быть чистым.

***

В Семинарию поступил молодой человек, родители его неверующие, настроены против. Его уговаривали власти не поступать, обещали устроить на хорошую работу, послать на курорт.

Он от всего отказался.

***

Ставит свечу молодой человек и крестится. Старушка, глядя на него, говорит:

— Слава Тебе, Господи, сыновья наши приходят к Богу.

***

Одна девушка шестнадцати-семнадцати лет, недавно крестившаяся, сказала:

— Надо пойти по Москве с религиозным шествием, с хоругвями и иконами, чтоб освятить весь зараженный воздух. Пусть в нас стреляют, а мы бы шли.

Говорила со всей серьезностью.

***

Студент сдал экзамены, оставался несданным только научный атеизм. Он сам был верующим и считал, что сдавать такой экзамен верующему нельзя. Как выйти из положения?

Подошел к одному преподавателю, тот заставил его тянуть билет и отвечать. Пошел к другому, как будто большему атеисту, чем первый, тот уставился на него и говорит:

— Ну, что тебе поставить?

— Что хотите, можно тройку.

Поставил четыре, студент от неожиданности проговорил:

— Спаси вас Господи.


Был комиссар, безбожник…


Ехал в метро, напротив меня сидел человек в военной форме, очень угрюмого вида, как-то затравленно смотрел кругом, болезненно одутловатый. Я подумал: «Дали власть им (имел в виду определенных людей), и эта власть опьянила их, развила садизм». Он уже человек безнадежно больной и опасный для общества, как зачумленный, — и очень мне стало его жал¬ко. Жалея его, искренне помолился.

***

Заболел коммунист, неверующий, стал часто призывать имя Бога. Жена ему сказала:

— Надо быть последовательным: или то, или другое.

Он: — А знаешь, не лучше ли мне причаститься?

***

Атеистка, пропагандистка тридцатых годов. Её парализовало, все её оставили, кроме верующей старушки — соседки. Та ей всегда внушала:

— Раскайся и сходи поблагодарить Бога в храм.

Когда стала выздоравливать, поползла на четвереньках к храму. Её подобрали на улице.

***

Рассказал сын-академик. Отец его атеист, умирает, теряет сознание. Заметив, что отец стал часто ограждать себя крестным знамением, спросил у него:

— Зачем ты это делаешь, папа?

— Хочу умереть и быть со Христом.

***

Был у меня на беседе один чекист по поводу своего сына — тот уверовал в Бога.

Сначала чекист был неприступен, ни с кем не поздоровался. Разговорились.

— Вы что же, решили гнать своего сына? — сказал я. — Потеряли его как единомышленника, а теперь потеряете как человека.

Это для него стало как-то убедительно, и он попросил, чтобы я ему помог: сын в последнее время стал пить.

Уходя после беседы, чекист всем низко поклонился, беседой остался доволен.

Пригласив как-то в гости, сказал мне:

— Спасибо вам, вы хорошо влияете на моего сына, он даже коммунистов перестал ругать.

***

Был комиссар, безбожник, это рассказывала мне его соученица. Заболел, лежал в кремлевской больнице. Вдруг просыпаясь, говорит:

— Дайте мне святой водички.

— Что ты?

— А вот что: я сейчас был у Бога.

— Как это, расскажи нам.

— Не велено говорить.

Умирая, все повторял:

— О, Господи, Господи.


Возрождение веры


Недавно читал записки одного молодого художника, очень светлого и чистого. Описывает свою жизнь среди нищих, юродивых. Поразился то¬му, что, оказывается, Русь богомольная не умерла, есть среди них прозорливые, терпеливые, несущие свой крест, величайшие страдальцы.

Он среди них воспитался. Глубоко верующий, удаляющийся от разврата, его не тронуло ничто современное.

Считаю — это бездомная Русь, не имеющая здесь града, грядущего взыскующая.

***

Рассказывал очевидец. На празднике великомученика Георгия пять советских офицеров во всей парадной форме проследовали в храм сквозь ряды верующих, сняли фуражки, приложились к иконе и так же, как вошли, вышли. Народ смотрел взволнованно и непонимающе.

***

Генерал соборовался и причащался, жена его исповедовалась. Ведь это чудо! Недавно еще не могли слышать имени Божьего.

***

Музыкант сказал мне:

— Это же Бог знает что! Я, русский человек, верующий, должен скрывать свою веру? — в лице решительность.

***

Рассказал студент художественного училища. У них на уроках спорят о Боге. Особенно с идеологически настроенными преподавателями. Светлое будущее — это анекдот, говорят, у христиан есть заповеди, Царство Небесное, а у нас ничего нет. На Пасху записали на магнитофон службу и прослушивали её на уроках.

***

Разговор с рабочим:

— А мама ваша ходит в церковь?

— Нет, в церковь она не ходит.

— Значит, она неверующая.

— Теперь «до конца» неверующих нет.

***

Знал одного начальника милиции, верующего тайно, который так говорил:

— О, это партийно-безбожное мракобесие!


Читая книгу Дмитрия Дудко, начинаешь понимать, что русские никогда не были законченными атеис¬тами. Они были несчастными, потерянными, разочаровавшимися в жизни. Пили, рушили храмы… Но, устав от обмана, царящего вокруг, оказавшись один на один со смертью, обращались к Богу. Они хотели о Нем слышать, несмотря на все запреты.

«Развратился сейчас мой народ: пьянствует, развратничает, ворует, обманывает. Его осуждают многие, и даже ненавидят, но я не могу его судить, — пишет священник. — Я видел как-то пьяницу, он входил молча в вагон, его все толкали, обзывали всякими словами, он покорно всё принимал, не огрызался, но я взглянул в его глаза и увидел, что и он сам себя осуждает и потому принимает всё покорно… И вспомнил я, что пьют от отчаяния, от великого горя или от пустоты в душе. Ведь их всех безжалостно обворовал атеизм, и пьяницы на Русской земле все великомученики, безблагодатные пусть, но от этого и страшнее мучения».

Несмотря ни на что, пишет Дмитрий Дудко, есть у России «навсегда неотъемлемое качество — религиозность, и признак религиозности — покаяние».
Быть может, поэтому и не оставил нас Бог?

Материал подготовила
Ксения РОМАНОВА
Фото: www.photosight.ru

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх