Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Советы по контрацепции от Василисы Премудрой


В Париже был такой маленький русский ресторан — «Matrioshka». В придачу к блинам и борщу там подавали по вечерам еще одно блюдо — стриптиз. Но национально окрашенный. На помост выходила теремная девица в сарафане и кокошнике. Балалайка тренькала «Светит месяц»; сарафан, рубаха и исподнее по очереди летели на пол, но главный признак национального костюма — кокошник — продолжал сверкать стеклянными каменьями на голове у барышни. Так она и выплясывала: без порток, но в кокошнике. И парижане кричали в экстазе: «О, это так по-русски! Кель экзотик! Катьюша, браво!»

Нам вспомнился этот парижский курьез, когда мы листали новое пособие. Оно называется «Здоровье девушек» и предназначено для учениц 9–11-х классов, изучающих основы безопасной жизнедеятельности. Коллектив авторов, в том числе такой зубр сексуального просвещения, как И. И. Соковня-Семенова, проявил не меньшую изобретательность, чем хозяин русского ресторанчика. Учтя обвинения, звучащие в адрес товарищей по цеху, что, мол, не нужны нашим детям американские, голландские и прочие шведские программы по половому воспитанию, у нас свои особый менталитет, авторы срочно принялись шить сарафаны.

Сказка — ложь, да в ней…


Авторы пособия «Здоровье девушек» решили, что грех не воспользоваться нашим богатым фольклором и гениальными творениями русских классиков. Поэтому пособие пестрит цитатами из Пушкина и Тютчева, Брюсова и Чуковского. А заголовки — именами героев русских народных сказок: Иванушки-дурачка, Елены Прекрасной, Кощея Бессмертного… Правда, в довольно оригинальном контексте. Например, в таком: «Репродуктивно-безопасное поведение, или Несмеяна в тереме».

В принципе введение сказочных персонажей в учебник — вполне возможный и давно известный педагогический прием (хотя обычно он используется для работы с дошкольниками, а не со старшеклассниками). Но что могла бы сказать в соответствии со своим образом Василиса Премудрая, беседуя с девочками «о заветном»? Ну, наверное, что-нибудь на тему «Береги честь смолоду», что-то о девичьей гордости, о женской верности, о любви, которая выдерживает самые суровые испытания, и том, что девочке в свое время предстоит стать матерью.

Направить энергию в нужное русло


Собственно говоря, все это сообщалось подросткам и в советское время, которое сейчас усиленно пытаются представить как время «бесполой педагогики». В том числе были книги и специально для девочек. (Правда, не в статусе школьных пособий.) Желающие могли почерпнуть из них сведения об особенностях переходного возраста и, соответственно, о специфической гигиене. Говорилось там и о беременности. Например, о правильном питании беременной женщины и о лечебной гимнастике… Но авторы этой просветительской литературы старались избегать физиологических подробностей, ибо физиологизм противоречит нашей культурной традиции. И уж, естественно, не сообщали юным читательницам ни о сексе, ни о контрацепции. И делали это вовсе не по недомыслию, а, наоборот, с умыслом. Понимая, что в подростковом возрасте «гормон играет», а тормоза еще слабые, взрослые старались не разжигать в ребятах «нездоровое любопытство» и направлять бурлящую энергию в другое русло. Подростков настраивали на то, что половая жизнь в их возрасте вредна во всех отношениях и что этим занимаются только хулиганы и проститутки.

Конечно, часть подростков (очень, кстати, незначительная!) пыталась бунтовать, фрондировать, но взрослые сообща гнули свою линию, и ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ им удавалось удерживать подростковый бунт в границах нормы. Ибо сам факт подросткового бунта совершенно нормален, он запрограммирован природой. Важно только, чтобы он не выходил из берегов. А для этого берега должны быть высокими и крепкими, иначе неизбежны наводнения.

Утверждения, что в подростковом возрасте надо поменьше запрещать, поскольку запретный плод сладок, — это опасная демагогия, которая ставит подростка в сложнейшую ситуацию. Бунтовать, как мы уже сказали, он приговорен возрастом, это способ утверждения своего «я», что называется, от противного. И если взрослые ему очень многое дозволяют, он вынужден буквально встать на уши, чтобы совершить нечто недозволенное. Иначе у него будет чувство, что он всегда действует по их указке. Поэтому границы дозволенного, наоборот, должны быть достаточно узкими, и тогда, отклонившись от них чуть-чуть, подросток вздохнет с облегчением: он себя показал.

Однако вернемся к пособию «Здоровье девушек» и посмотрим, что же внушает нашим школьницам, живущим в счастливое время «половой педагогики», Василиса Премудрая постперестроечного призыва?

Оказывается…


Подростковый секс, оказывается, — занятие вполне допустимое, нужно только уметь грамотно предохраняться от беременности. А потому «безопасный секс» — это стиль ЗДОРОВОЙ жизни. Причем авторы поясняют, что здоровым быть МОДНО. Видите логику? Хочешь быть модной — занимайся «безопасным сексом». (Кстати, вопрос о его «безопасности» — тоже чистой воды демагогия, поскольку и гормональные контрацептивы, и сам подростковый секс разрушительны для здоровья, но это разговор особый.)

Еще один важный аспект. Сейчас все больше людей (в том числе подростков) обращается к религии. В пособии же отчетливо звучит мысль, что религия и ее традиционные ограничения — это вчерашний день. Вообще девочкам внушаются исключительно феминистские взгляды на поведение современной женщины. В русле той же феминистской идеологии рассматривается и проблема абортов. Ни слова не сказано о том, что аборт — это детоубийство. Только про вред для здоровья. Почему? Да потому, что разговор о детоубийстве сразу поднимает этот вопрос на принципиально другой уровень — религиозный. А это совсем не нужно сторонникам секспросвета, так как все их постулаты зиждутся на антирелигиозных, антитрадиционных установках. Лишь отменив понятие греха, понятие стыда, можно спокойно относиться к детскому разврату и называть его «безопасным сексом».

Вот и разговоры о венерических болезнях заводятся отнюдь не для того, чтобы лишний раз напомнить о воздержании. Цель совсем другая — пропаганда презервативов. «Мы далеки от мысли внушить тебе, что интимные отношения опасны для здоровья… — пишут авторы. — Все знают, как может быть опасен огонь, но огонь, разумно используемый, дает свет, тепло, жизнь. Точно так же и близость двух любящих людей может подарить прекрасные и незабываемые мгновения, которые, конечно, не должны быть ничем омрачены». (Какая лирика, почти поэзия!) А дальше идет суровая проза — рекомендации по «этике сексуальных отношений»:

«— Откровенно говори ему о своих заболеваниях. — Не пытайся строить догадки о личной жизни партнера. — Пользуйтесь презервативами. Отбрось свой ложный стыд, ты не единственная, кто этого требует. Речь идет о твоем здоровье»… (Напоминаем: пособие обращено ко ВСЕМ школьницам 14–15 лет!) Ну и, конечно, «нет болезней «приличных» и «неприличных». Как вам такие воспитательные принципы? Стыд недаром называется ложным, ведь именно стыд есть одна из основ русской культуры. Поэтому, пока его не разрушишь, не отменишь, не пришьешь к нему отрицательный эпитет «ложный», не добьешься результатов, сколько ни привлекай в помощники ни в чем не повинных героев русских сказок.

И, разумеется, «планирование семьи»… Без него жизнь современной девочки просто немыслима! Авторы настоятельно рекомендуют обращаться в центры планирования семьи по самым разным поводам. А чтобы такая наиважнейшая тема была лучше усвоена, опять призывают в помощники сказочных героев — семь пушкинских богатырей. «Допустим, вы тоже мечтаете иметь семь прекрасных сыновей. И на здоровье! Только одно маленькое примечание… Прежде чем эти семь богатырских мальчиков выросли… их нужно было кормить, поить, одевать, учить, лечить… В конце концов, нужно было иметь достаточно просторную жилплощадь, на которой с соблюдением гигиенических норм стояли бы семь богатырских кроваток… Так что, может, не семь? Может, хотя бы шесть?» (После такого запугивания и одного вряд ли захочешь!)

Дальше — вроде бы бред, а на самом деле целенаправленное воздействие на подсознание: «У Алибабы вообще было сорок, И ВСЕ РАЗБОЙНИКИ (выделено нами. — Авт.) Хотя этих, кажется, не он произвел на свет… Потому и не нес отцовскую ответственность за их БЕЗОБРАЗНОЕ поведение».

А следующий такт — переход к бодрому, положительно окрашенному рассказу о противозачаточных средствах.

Можно разобрать еще кучу примеров из данного «национально ориентированного» пособия и из двадцати пяти других, но нет смысла и очень противно. Не будет на нашей почве разговор взрослых с детьми о сексе естественным, вписанным в культуру. Будет стриптиз в кокошнике.

Или мы тоже не чужды русскому фольклору — очередная инсценировка сказки про Волка и семерых козлят. Только не удастся этому волку изобразить маму-козу. Даже временно, как полагается по сюжету сказки. Импосибль, мадам и мсье. Миль пардон.

Ирина МЕДВЕДЕВА,
Татьяна ШИШОВА
(Печатается в сокращении)
(www.aif.ru/online/ss/257/ss03_01)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх