Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Они приходят и исцеляются


Владимир Николаевич Глинский, председатель православной общины братца Иоанна Чурикова. Деятельность общины сводится к тому, чтобы привлекать ко Христу людей, находящихся в зависимости от алкоголя, наркотиков и табака, для освобождения от этих пороков.

Россия — это Бермудский треугольник


— Владимир Николаевич, я слышал цифру: в стране — 10 миллионов алкоголиков. Это правда?

— Нисколько не сомневаюсь. Ежегодно мы теряем 700 000 человек. И львиная доля приходится на алкоголизм и наркоманию. Своего рода Бермудский треугольник, куда бесследно исчезают тысячи семей, миллионы людей, судьбой которых практически никто не интересуется. И вот, тем не менее, в России всегда были люди, жертвовавшие своей жизнью для того, чтобы спасти ближнего, привести его к Богу. Таким был братец Иоанн Чуриков. Даже враги его свидетельствовали, что это был действительно универсальный, необыкновенный по человеческим меркам подвиг, который он взял на себя.

— А почему «братец»?

— Дело в том, что он пришел из Самарской губернии, где слово «брат» (или «братец») было достаточно привычным и общеупотребительным. Там было движение беседников, которое происходило от Серафима Саровского...

— А кто такие беседники?

— Беседники — это направление в православном мире, люди, которые жили в миру, как в монастыре. Они не пили вина, не курили табаку, не употребляли бранных слов и не ели мяса. На такой образ жизни их благословил Серафим Саровский. Они хотели бы жить в монастырях, а старец сказал им: «Живите в миру, как в монастыре». И вот из этой среды вышел братец Иоанн Чуриков. Он пришел в Петербург и стал проповедовать среди низов населения, людей, которые сейчас выступают как бомжи, — в то время вот такие же бомжи были. Он им проповедовал Евангелие, рассказывал о Христе. Потом, когда их стало много, больше тысячи, начались воскресные молитвенные собрания. Господь через него открыл большой источник исцеления, и люди к нему ехали из разных уголков России. Существуют достоверные сведения, что братца Иоанна благословил Иоанн Кронштадтский.

Тайна исцеления


— Каким образом он исцелял?

— Это была молитва. Происходило все в пригороде Петербурга, в Обухово. Собирались толпы народа, охраняемые городовыми. Подавались записки с короткой просьбой: «Братец, помолись о том-то, о том-то...» И Братец говорил: «Я буду за вас молиться тайно, а Бог будет посылать вам явно». По его молитве Господь покорял сердца гордецов, и люди обращались к Богу. Но потом у него стали складываться сложные отношения с Церковью в лице иерархов, начальствующих миссионеров, стали воздвигаться гонения с тем, чтобы Чуриков прекратил свою деятельность...

— Какие у них были вопросы к нему?

— Обычные: «Как ты, простой мирянин, нигде не учившийся, смеешь проповедовать Евангелие?» Он неоднократно говорил: «Если я в чем-то виновен, вы объясните мне». Ему не объяснили, но зато вскоре на каждой беседе присутствовал священник. Братец подходил, брал благословение у священника и проповедовал.

— Это все-таки была беседа или проповедь?

— Эти встречи назывались беседами. Там читалось Евангелие, послания Апостолов... Когда Братцу говорили, что он тенденциозно толкует Писание, то он отвечал: «А я вообще его не толкую. Толкуют святые отцы, а я только делаю соответствующее сравнение, что делалось при Христе и что делается ныне, чтобы люди могли как-то живо прочувствовать Евангелие в своей жизни». Он всегда говорил в простой, доступной форме. В конце беседы раздавались записочки с содержанием прочитанного Евангелия. Братец говорил: «Придите домой, перечитайте Евангелие, и вам еще больше откроется, чем вы слышали здесь». Что интересно, он ничего никогда не отвергал из церковной жизни: никаких догматов, никаких обрядов — ничего. Он этих вопросов вообще не касался. Иногда критически высказывался о том, что мы вроде называемся православными, а далеки от православия. Старался приучить людей к общению со Словом Божиим. Он говорил в своих беседах, что без Слова Божия, без Евангелия вся наша жизнь находится в опасности. Сам прекрасно знал Евангелие и жил Евангелием.

— Получается — евангельский христианин православного вероисповедания, что ли?

— Ну да. Он — православный, и сам об этом активно заявлял. Бывали моменты, когда его лишали общения с людьми, сажали в Суздальскую крепость, поселяли его в сумасшедший дом на испытание — нормальный он или нет. Потом все признали, что он — нормальный человек... Он неоднократно обращался к Столыпину, и всякий раз Столыпин способствовал его освобождению и давал ему полную свободу для проповеди, заявляя о том, что это полезный и нужный для государства человек.

— То есть получается, все для того, чтоб люди принимали Бога и бросали пить?

— Да.

— И большой процент был тех, кто освобождался от греховных пристрастий?

— Один врач-нарколог говорил, что Чуриков — это пушка против врага народа — алкоголизма. Он говорил: «Я сам, не имея возможности влиять на больных, посылал их к Чурикову, и они исцелялись, хотя (там приписка есть) и не все». Но тем не менее исцелялись люди.

Когда он пришел странником в Петербург, у него было только одно маленькое Евангелие, и больше ничего не было. И когда он уходил, когда его арестовывали в 1929-м году, и вышли его помощники и говорят: «Вот тебе запас белья и продовольствия, с собой возьмешь», он вынул Евангелие, показал людям и говорит: «Вот здесь и хлеб, и белье, и одежда... Тут — все». И вот как пришел с одним Евангелием, так с ним и ушел. А сделано было колоссальное количество трудов. В 1905 году в Вырице была создана трудовая колония трезвенников, где бывшие алкаши, люди, отверженные миром, своими руками возводили прекрасные дома, строили дороги, сажали сады... Очень много было сделано...

Община разделилась


— Как сложилась история общины после смерти Братца?

— Не лучшим образом. С одной стороны, на всех исторических ухабах она сохранила свою самобытность, стойкое отрицание всех видов одурманивания алкоголем, наркотиками, табаком. С другой — было утрачено единство в вероисповедании. Часть последователей братца Иоанна стала возвеличивать его в ранг второго лица Троицы. В свое время Братец внушал людям мысль, что не Братец, а Христос исцеляет, «ибо именем Христа все создано». Но не все его слушали.

В 1989 году окончательно обозначилось два направления. Одно — придерживающееся, как и было при Братце, церковных традиций, принятия и признания всех Таинств Церкви. Отличие от других православных только в том, что все церковные праздники, именины, крестины, поминки и прочие события отмечаются без вина. А второе — более молодое крыло, где объявляют братца Иоанна вторым пришествием Христа и отметают все устои Православной Церкви, считая, что все батюшки — пьяницы, грубо оскорбляя их. В результате сформировалась сектантская идеология наподобие Белого Братства и прочих сект, исповедующих в лице своих основателей «второе пришествие».

Я ратовал за возврат к духовным ценностям. А потом стало ясно, что мы не можем существовать вместе.

Мы вынуждены были уйти во Дворец 1-й Пятилетки и собираться там. Собирались там где-то лет 10. А потом получилось так, что отец Владимир (Сорокин), настоятель Князь-Владимирского собора, узнал о нас и предложил нам собираться у него в храме. Он тогда общине очень много помогал гуманитарной помощью, это было в 90-е годы. Однажды он сказал такие слова: «Знаете, я очень внимательно познакомился с жизнью и деятельностью братца Иоанна по документам, которые есть, и мне стыдно за тех священников, которые с ним так поступали». А потом у нас была встреча с митрополитом Иоанном, который тоже познакомился с деятельностью братца Иоанна (до этого у него было несколько смутное представление о нашей общине). Во время встречи он сказал: «Я не сомневаюсь, что Братец был православным человеком!» Я говорю: «Да, мы тоже так думаем, других мыслей у нас нет».

В настоящее время мы собираемся в Храме Феодоровской иконы Божьей Матери, где настоятелем служит о. Александр (Сорокин).

Как происходят встречи


— Как здесь проходят ваши встречи и что на них происходит?

— Здесь каждое воскресенье в 2 часа дня проходят беседы. Мы так и оставили форму общения именно беседы, потому что иногда люди задают вопросы...

— Кто и с кем беседует?

— Беседа происходит на евангельские темы, читаются послания Апостола Павла, люди рассказывают о себе, что Господь сотворил с ними, тем самым подбадривая и внушая такое доброе чувство тем, кто пришел со своей проблемой впервые. На мой взгляд, такое общение — это чудеснейшее лекарство. Люди общаются с себе подобными, один переболевший больной рассказывает об истории своей болезни другому, как он поправился, что с ним произошло. Мы знаем людей, которые пытаются эту проблему решить в одиночку, и это обречено на провал. Потому что Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И где двое или трое согласятся просить о чем-нибудь, по вере их будет им».

— А какими молитвами вы молитесь?

— Теми же, которыми молится и Православная Церковь: это и «Отче наш», и «Царю Небесный», и богородичные молитвы. Есть у нас также и свои трезвеннические песнопения, которые составлены еще далекими нашими предками. Там тексты на евангельские темы. Ведь мы собираемся не только на общие встречи, но и на семейные, свадебные торжества, а какие торжества без песнопений? И вот вместо привычного «Шумел камыш» поем «Приди ко Мне, мой брат уставший» и другие. Этим опытом стараемся делиться со всеми трезвенниками. Недавно первая спевка прошла с трезвенниками Лавры. Этот опыт радостной, полноценной жизни необходим тем, кто решил порвать с пьяным образом жизни и не знает, как жить в непривычной для себя трезвой атмосфере.

Семья в семье


— Скажите, а чуриковцы причащаются?

— Да. И каждый ходит в тот храм, который ближе к его дому. А по воскресеньям кто свободен, тот приезжает в общину. И тут все друг друга знают, все уже настроены общаться, по-братски интересуются: кого долго нет, не случилось ли что с человеком? Потому что знаем, что у человека была проблема, он был алкоголик… Кто-то ему обязательно позвонит.

— То есть, у вас получается как бы община в общине?

— (Смеется) Семья в семье. Мы, в общем-то, ответственны за тех людей, которые пришли в общину за исцелением от пьянства.

— Я вижу, тут и женщин много... Они тоже приходят с мужьями?

— С мужьями. Есть и женщины-алкоголички, и женщины-наркоманки. Я бы никогда не подумал: наркоманят, а возраст-то уже бабушки!

— Какой процент людей исцеляющихся или освобождающихся?

— Нам часто этот вопрос задают, но мы никогда не занимались статистикой. Вся община состоит из людей, которые оставили этот порок.

— Я так понял, они свободно могут приходить, а могут не приходить.

— Да, но поначалу мы пытаемся быть более настойчивыми, зная, что, может, человек этого и не понимает, но ему нужно обязательно в эту купальню окунаться, это действительно лечебница для него. Но и потом, когда человек уже более-менее устоялся, мы с ним телефонные связи поддерживаем. Вот сегодня несколько семей взяли путевки и уехали на юг куда-то. Для них это, кстати, тоже удивительно, потому что они раньше себе такого позволить не могли. Слава Богу, значит, идет процесс выздоровления.

— То есть получается, что Бог их избавляет через их обращение к Слову, и таким образом у них пропадает желание пить.

— Самое интересное, они даже вступают в какое-то противостояние на форумах Интернета, где эта тема поднимается. Им говорят: «Какие вы православные, если вы не пьете? Это вы точно баптисты какие-нибудь, очень подозрительно...»

— А в Питере одна такая община?

— Одна.

— А где-то еще есть в России похожие?

— Ну, есть, может быть, по подобию Вырицкой. Потому что мне приходилось в Интернете наскакивать на такой сайт, где сразу тебя оглушают ересью...

— А что такое церковный зарок?

— У нас нет церковного зарока. «Церковный зарок» — понятие такое и словосочетание было в церковном обществе трезвости. У нас дают обет трезвости.

— А как это происходит?

— Это происходит на беседе. Формы могут быть очень разнообразны, мы не настаиваем четко на какой-то. Человек говорит: «Я с сегодняшнего дня даю Господу обет вовеки не пить вина и не курить табаку». Это обязательно, потому что алкоголь и табак — это братья-близнецы, один другого тянет и поддерживает, это — произрастание из одного корня. Отсутствие Духа Божия. Потому что коли присутствует Дух Божий, Он не может быть в нечистом помещении, не приведенном в порядок. Поэтому мы, в общем-то, настаиваем, чтобы человек бросал курить обязательно. И, слава Богу, такие явления происходят.

Почему я этим занимаюсь


— На какие средства вы существуете, есть у вас какой-то бюджет?

— Каждый раз выставляется ящик, не очень, скажем, глубокий (смеется), и у нас есть казначей, который отвечает за сохранность пожертвований. Больших денег у нас нет.

— Ну, а нужды есть у вас?

— Очень много. Вот, допустим, нужно отправить двух человек на всероссийский съезд обществ трезвенников православных, это будет в Екатеринбурге. Для этого нужно как минимум 10 000. Нужен телевизор, нужны деньги для проведения чаепитий.

— Вы все свое время отдаете общине? Либо у вас еще какая-то работа есть?

— У меня есть работа, которая у меня занимает ОЧЕНЬ много времени, и только единственный день — воскресенье — я посвящаю церкви. В этот день я нахожусь в церкви с утра до вечера.

— Получается, это служение такое?

— Да, да, это служение. Естественно, никем не оплачиваемое, добровольное...

— Ну хорошо, а кто вас подвиг этими людьми заниматься? Почему у вас такое переживание за их судьбу?

— Дело в том, что я никогда не пил вина. Меня на это подвиг смертный грех моего отца. Он был алкоголик. И он закончил плачевно — застрелился, оставив нашу семью без жилья, без средств к существованию. Когда меня мать стала водить в общину, я видел жизнь трезвенников, и мне всегда хотелось, чтоб у меня семья была такая, как вот у трезвенников, которые не знают, что такое пьяные ночные оргии отца, что такое выстрелы из охотничьего ружья вслед убегающей жене с ребенком на руках. Я был просто влюблен в трезвость, влюблен вот в эту общину, которая меня сохранила. Не приобщила бы меня мама к жизни в общине, из меня вышел бы прекрасный, активный алкоголик. И я бы не дожил до сегодняшнего дня — это 100%. У меня есть предрасположенность к этому. Потому что природа пристрастий — она одинакова, что алкоголика, что чревоугодника, что сребролюбца... природа одинаковa.

— Незнание меры?

— Да-да-да. Это затягивает, это становится твоей жизнью... Вот, и поэтому благодаря общине я услышал о Христе, узнал братца Иоанна. Я его с детства любил. Когда мне исполнилось 8 лет, мать дала первые 3 рубля, сказала: «Пойди, купи себе что хочешь». Я прибежал на рынок, там продавали бумажные цветы, и я на все деньги накупил этих цветов, принес и положил к портрету братца Иоанна. Потому что я почувствовал, что в этом — моя будущая жизнь. И когда меня мать спросила после смерти отца: «Володенька, ну как будем жить дальше?», я говорю: «Так, как трезвенники живут. Я больше этой жизни пьяной не хочу». Так я стал трезвенником.

— Что бы вы пожелали читателям, у которых есть эта проблема и у которых пока, может быть, нет желания прийти в церковь, нет веры в Бога?

— Я иногда задаю такой вопрос людям, которые втянулись в этот грех: вы хотите жить или нет? «Изберите себе жизнь, чтобы жили вы и дети ваши». Помните Второзаконие, вот эти слова? Если будете жить так и так, значит, будет то-то и то-то. Обращаясь к верующим, хочется привести слова Апостола Павла: «Лучше не пить вина, не есть мяса и не делать ничего такого, отчего брат твой спотыкается, изнемогает и умирает». Вот, это принцип любви для христиан. И если ты христианин, Боже сохрани тебя быть соблазнителем для малых сих. Действительно, легче было бы повесить тебе жерновный камень на шею и потопить в море... А, к сожалению, так и бывает, когда искушают человека: «Как это, ты — русский человек и не пьешь? А православные все пьют!» Для многих людей это — смертельный искус. Поэтому я думаю, что надо в церкви отыскивать и узнавать ту историю, настоящую историю отношения христиан к алкоголю, к винопитию, и не соблазняться вот такими вымыслами человеческими. А еще важно дать людям Евангелие — не только в руки, но и в сердце и в мозги... Чтобы бывшие алкоголики были евангелистами. Братец говорил в своей беседе: если идет человек с трубой — значит, это сантехник, а если человек с Евангелием — назовут евангелистом. Стать евангелистами — главная наша задача.

Вел беседу
Сергей РОМАНОВ
Фото автора



Рожденный в год отмены крепостного права, Иоанн Чуриков всего себя посвятил освобождению человека от еще более злого рабства — рабства греху. Отвечая на призыв Христа, он продал свое состояние, вырученное раздал и с Евангелием в кармане, повинуясь Божьему призыву, пришел в 1894 году в Санкт-Петербург.
«Во мне, помимо моего желания, появлялась какая-то особенная ревность и посылала меня в слезах спасать погибший народ».



Встречи братьев-чуриковцев проходят по воскресеньям, в 14:00, по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1 «б».
Телефон 274-22-16.
Сайт www.trezvograd.ru



Добро пожаловать!

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх