Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Родная кровь


«У меня есть отец, но мы с ним не общаемся. Я не знаю, как он живет, что он делает. Знаю только, что пьет. В общем, мне на него наплевать».

«У меня есть родная сестра, мы живем в одном городе, но уже несколько лет не встречались. Я не знаю, как у нее дела. У нас никогда не было близких отношений».

«У меня есть какая-то родня — двоюродные братья и сестры, но я никогда их не видел. А зачем они мне?»

Сколько раз я слышала подобные высказывания от самых разных людей и удивлялась: почему?


Мы с тобой — одной крови!

Есть замечательная передача «Жди меня». Братья и сестры, родители и дети, которых разлучило время, люди, обстоятельства, хотят найти друг друга. Никогда не забуду, как дрожала пожелтевшая фотография в руках одной плачущей старушки. На снимке — молодой военный, неуловимо чем-то похожий на нее.

— …Ищу отца. Родители расстались, когда я была совсем маленькой. Милый папа, если ты меня слышишь…

— Ищу сына. Ушел из дома и не вернулся. Сыночек, родненький, кровиночка моя! Если ты меня слышишь, пожалуйста…

— Ищу брата. Во время войны потерялся в толпе на вокзале, ему было 6 лет. Братик, если ты слышишь, откликнись! Может быть, ты не помнишь меня? Я твоя родная сестра, я тебя искала всю жизнь…

Зовут, пытаясь докричаться через рубежи времен, протягивают руки через расстояния. Мы тебя не забыли, вернись! Ты нам небезразличен! Мы хотим тебя видеть! Что бы там ни случилось, ты наш! Ты всегда будешь наш, потому что в тебе — наша кровь!

Так какие же стены мешают нам, не потерявшимся, общаться друг с другом?

«Мы — разные люди», «Я не знаю, как с ними общаться», «У нас каждый сам по себе»…

Каждый сам по себе… каждый сам за себя… Как же мы заблудились! В какие дремучие дебри зашли, позабыв, кто мы, чьи мы, откуда идем! Не бывает такого, чтоб кто-то был «сам по себе». Ведь каждый из нас — чей-то сын, чей-то брат, чей-то племянник, чей-то внук и правнук… Мы всегда чьи-нибудь, хотим мы этого или нет. Мы получаем жизнь из рук своих родителей (а вместе с ней — определенный набор генов, группу крови, внешние черты), а они — от своих, а те — от кого-то еще… Но если о своих родных, живущих рядом с нами, мы знаем порой очень мало, то о тех, кто жил раньше, не знаем вообще ничего. Словно не было их на земле.

Но ведь были же те, без которых и нас бы сейчас тоже не было! Мы стоим перед пропастью, а на другой стороне, как в тумане — длинная вереница людей, и у каждого из них — свой характер, своя профессия, своя судьба. Кровь каждого из них течет в наших венах, а мы не знаем их имен. Сотни людей, которым мы обязаны жизнью… Среди них есть герои и неудачники, и с каждым из них у нас есть что-то общее, потому что они вместе с жизнью передали нам частичку себя.

Ничего мы не знаем! Мы как будто свалились с луны.

Но интересно, что так было не всегда.

Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты

У нас семья — это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Представьте себе такой дом, в котором живут четверо-пятеро братьев с родителями, бабушками, дедушками, жёнами, детьми, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все — родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.

Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как ЧЛЕНА РОДА. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда.

Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную РЕПУТАЦИЮ. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.

В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный «паспорт». Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. Одежда содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму». Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что «по одёжке» видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня — даже самая дальняя, которую мы назвали бы «седьмая вода на киселе» — готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род — моя крепость!

Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» — все равно, изгоняли его или он уходил сам — чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же РОДА.

Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. Поэтому предводитель дружины считался ОТЦОМ своих людей, а воины одного ранга — БРАТЬЯМИ. Пояснить это можно любопытным примером из жизни древней Руси, где в свое время господствовали примерно такие же порядки. Членов дружины такого-то князя наши летописи именуют еще «чадью», то есть в буквальном переводе его «детьми». Воинов князя Василька, например, так и называют «Васильковичами», хотя о физическом родстве нет и речи.

Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов.

Сказанное отнюдь не означает, что все мужчины из потерпевшей семьи брались за оружие и шли поголовно истреблять обидчиков. Вовсе нет. Просто МСТИЛИ НЕ САМОМУ ПРЕСТУПНИКУ, А ЕГО РОДУ. Спрашивается, как же крепче всего «насолить» враждебной семье? А вот как. Истребить в ней самого лучшего, самого достойного человека. Которым преступник чаще всего не являлся... Вот по этой самой причине, как пишут авторитетные учёные, возможность кровной мести была не столько поводом для бесконечных кровавых разборок, сколько МОЩНЫМ СДЕРЖИВАЮЩИМ ФАКТОРОМ. Если бы дело обстояло иначе, люди просто вымерли бы, вырезав друг дружку. Этого не произошло, потому что КРОВНОЙ МЕСТИ — а значит, и поводов для неё — ВСЯЧЕСКИ СТАРАЛИСЬ ИЗБЕГАТЬ.

На преступление старались не идти еще и потому, что бесчестный поступок мог отрицательно сказаться на репутации человека (и вдобавок испортить репутацию целого рода). А честью в то время порой дорожили больше, чем жизнью.

Мы стоим перед пропастью…

Мы стоим перед пропастью…

А те, память о которых мы не сохранили, стояли рука об руку и смотрели друг другу в глаза. Они шли вместе через радости и горести. Они делили хлеб и соль и перевязывали друг другу раны. Они были единой командой.

А вот мы — разбрелись кто куда…

В то далекое время люди книг не читали, но были философами. Они помнили прошлое и думали о будущем. Мы же думаем лишь о себе. Что же в этом хорошего? Представьте себе современного молодого человека, которому друзья предлагают совершить бесчестный поступок, а он отказывается, потому что это может испортить репутацию его семьи и бросить тень на его будущих потомков! Сколько убийственных слов не было бы произнесено, сколько преступлений не совершилось бы, если бы мы, как в старину, боялись подвести своих родных и причинить кому-то боль! Быть может, нам самим сейчас бы не было так больно…

Эй, «ничейные дети»! Кто там «сам по себе»? Возвращайся к своим! Ведь ты же не пришелец из других миров, не перекати-поле, не осколок метеорита. Ты — только капелька одной большой реки, которая течет из глубины веков, сливается с другими реками (народами) и впадает в океан, имя которому — Вечность.

Ксения РОМАНОВА

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх