|
|
Помню, в одном старом фантастическом фильме я увидел изумительную по своей глубине сцену: герой одевает случайно найденные на улице солнцезащитные очки — и вдруг видит мир таким, какой он в действительности. Вместо вывесок, плакатов и заголовков газет появляются надписи-приказы: «Ешь!», «Пей!», «Размножайся!», «Не думать!». На банкнотах обнаруживаются слова: «Это твой бог». Удивительный пример писательского прозрения. Правда, сейчас я думаю: может, тогда люди были добрее, или может, просто наивнее? Им казалось, что для превращения человека в животное нужны какие-то хитрые психотронные излучатели,что это можно сделать лишь против его воли... Я вхожу в вагон метро и сразу натыкаюсь взглядом на
рекламный плакат: статуя Свободы, рядом с ней огромных размеров
унитаз, и призыв: "Превыше всего ваша первая потребность!". Мне,
как и большинству людей, пришлось выслушать за свою жизнь немало
бранных слов, но никогда еще меня не пытались вогнать в краску так
просто и непринужденно. Конечно, приятно, что символ американского
образа жизни наконец определили на подобающее ему место, но все
же обидно. Оказывается, не нужно никаких тайных излучателей — призывы
оскотиниться звучат совершенно открыто и регулярно. Представьте
себе: молодая девушка включает телевизор и постоянно видит рекламный
ролик: "Верная ли я? Да, я верная. Но если я найду лучше, я изменю...
Будьте неверными!" И не важно, что имеется в виду лишь косметика
— призыв быть неверной постепенно войдет в душу. А вот это, вероятно,
уже для юношей: полуобнаженная дама сообщает, что "все входящие
— бесплатно". Или еще откровеннее: "Toп-модели доступны!" Особенно
интересно эта реклама выглядела несколько месяцев назад, во время
выборов губернатора Санкт-Петербурга. Представьте себе: проспект
Большевиков, на обочине один за другим стоят три рекламных стенда
— "Голосуйте за Анну Маркову!", "Голосуйте за Валентину Матвиенко!",
"Топ-модели доступны!". Интересное сравнение... Примеров сексуально озабоченной рекламы — масса. Понятно, почему это происходит: чтобы грамотно "впарить" товар потенциальному покупателю, нужно соединить впечатление о нем с чем-то ярким, запоминающимся. Тут и приходит на помощь больная тема человечества — гипертрофированный половой инстинкт. Вот еще один шедевр, на этот раз рекламной службы метрополитена: очередная девушка, забывшая одеться, держит в руке мобильник, убеждая: "Знакомься по-взрослому!" То есть, по-взрослому — ради секса, а все остальное — по-детски, несерьезно. Кажется, диакон Андрей Кураев однажды сказал: "Реклама — это не только пропаганда товаров и услуг, но в первую очередь пропаганда определенного образа жизни". Давайте приглядимся повнимательнее, какого именно. Персонажи рекламных роликов — как правило, офисные работники, бизнесмены, банкиры. Их работа — это заключение сделок, составление бумаг, перелеты из одной страны в другую; я почти не встречал сюжетов, где героем был бы токарь, слесарь, грузчик. Это понятно, большинство рекламируемых товаров им не по карману. Итак, первый закон Рекламии: ее житель — признанный "герой нашего времени", бизнесмен. (Не считая, конечно, других важных героев — бандита и его верной подруги проститутки.) Напомню несколько эпитетов, сопровождающих его в народном сознании: деляга, барыга, хапуга, буржуй, и т. д. Герою не положено заниматься черной работой, он выше этого. Второй закон: привередливость. "Рекламец" давно "настроился
на лучшее" и постоянно ищет "безупречное качество". Это принципиально,
ведь "я есть то, что я ем", как заявил один персонаж, и ничего больше.
Понятно, что содержимое желудка приобретает здесь решающее значение,
так как переходит в содержание личности. И, наконец, закон третий:
"рекламец" постоянно отдыхает, "оттягивается со вкусом", "отрывается
с друзьями" и, наконец, "зависает в городе мегаэмоций". Действительно,
от непрерывного отдыха можно в конце концов удавиться с тоски. Тем
более, что он несколько однообразен — чаще всего это тупое лежание
на пляже со стаканом сока. В лучшем случае — прыгание (как бы танцы)
с бутылкой "Клинского" или другого правильного пива. Есть, правда
один персонаж, который "не такой, как другие": он валяется не на
пляже, а на палубе собственной яхты обязательно сразу с двумя девицами.
Хорошо еще, пока он такой один, если верить рекламе... Ну как, нравится такой мир — мир плейбоев, обжор и прожигателей жизни? Надеюсь, что пока еще не всем. Взрослый человек инстинктивно защищается от потока рекламы. А вот с человеком маленьким — все гораздо хуже. Ребенок еще плохо отличает выдумку от реальности. Чем для него является назойливая реклама, особенно телевизионная? Правильно: современным вариантом сказки. Особенно если учесть, что мир традиционной русской сказки бывает совершенно незнаком нынешнему ребенку, замененный "вольтронами", "трансформерами" и "могучими рейнджерами". Это сказки нового мира, воспитывающие у малышей необходимые этому миру качества: гордость, бесстыдство, сосредоточенность на материальном и презрение к духовному. Я задаю своему сыну вопрос: "Как ты думаешь, почему Господь нас любит?" и получаю изумительный ответ: "Потому что мы этого достойны..." В школе, где учатся мои малыши, дважды с ведома администрации проводились рекламные мероприятия: "день здоровья" зубной пасты "Бленд-а-мед" и "праздник" шоколадного напитка "Несквик" — с раздачей настольных игр, грамот и нагрудных знаков. "Слушай, твоя команда просто супер!" Воистину "в стране готовых завтраков много тайных тропинок", как проговорились авторы "настольной игры". Ведь дети даже не поняли, что это была рекламная акция, а не просто праздник. "Папа, это не реклама, это же было в школе!" Вот так. И не нужно никаких скрытых воздействий на психику — мы спокойно и без сопротивления поддаемся открытому воздействию рекламы, откровенному внедрению в наше сознание идей, разрушительных для русской культуры. Помните, как полтора десятка лет назад нас возмущали висящие кое-где советские агитплакаты типа "Слава КПСС!"? Теперь наши улицы просто переполнены, оккупированы пошлейшими рекламными шедеврами, и мы успели к этому привыкнуть. "Это был только Реддз, не более", "Я могу говорить о Реддз, не краснея", "По статистике женщина думает о Реддз 115 раз в день"... И не говорите мне, что это только реклама джин-тоника. Ты свинья, и я свинья. Все мы, братцы, свиньи. Нынче дали, нам, друзья, Целый чан ботвиньи! — пели герои старого мультфильма. Это случайно не про нас с вами? Будем есть и пить, ибо завтра умрем? Дмитрий Чистяков | К предыдущей странице | | К оглавлению | К следующей странице |
|
|