|
|
Родители мои как-то мало верили, родственники тоже, и я сам взращивал эту веру как маленькое семя. Трудно было, времена были отрицающие веру, к верующим относились примерно так: «Ты, чо, бабка какая-то, что ли?» Такие были понятия: «Вот бабки они верят, а ты же молодой, ты чего?» Но всё это пройдено было. И уже дальше, так получилось, что я остался без родителей и семьи. И стал уже сам искать вот этот путь к святости. И тогда стал ездить по монастырям, искать себя, искать то место, где я мог бы уединиться к служению Божьему. О беснующейся женщинеНо как только ты попадаешь в монастырь, всё! Как говорят: на одного человека один чёртик даётся, на монаха – сорок. Как только попадаешь в монастырь, миллион начинается историй, искушений, встреч. Это гениальнейше описывает отец Тихон в своей книге «Несвятые святые».В Оптиной пустыни я вообще видел беснующуюся женщину в очереди к мощам святого Амвросия, она передо мной за несколько человек стояла. Ещё продолжалась литургия, и она вдруг начала рычать и бросаться на толпу. По-моему, это произошло, когда женщина подошла к мощам прикоснуться. Она буквально рычала и хватала воздух, металась назад, вперёд, а толпа тесная, поэтому ей некуда и упасть было. Но молниеносно, как спецназовцы, монахи из алтаря выбежали, подхватили под руки, принесли стул, усадили её у стеночки, вышел священник со святой водой и давай читать молитву и её окроплять. А она от них вырывалась, как мужик, и голос такой низкий, прокуренный. Страшно было ужасно. Хотя, конечно, этически неправильно на такое смотреть, у человека несчастье, но я актёрской профессии, меня этому учили – жить в наблюдении жизни, будь то святость или грех. И я не мог не смотреть, конечно… Но всё прошло спокойно. И когда я уже оглянулся, она сидела вся мокрая, руки и голова обмякли, и вдруг в один момент она будто проснулась и стала на людей смотреть такими чистыми глазами, не понимающими, что же происходит. «Остров» как чудоПотом все эти наблюдения за монахами и беснующимися мне пригодились на съёмках фильма «Остров». Сам фильм стал для меня свидетельством настоящего чуда... Нечасто в кино встретишь ситуацию, когда люди искренне и честно пытаются делать своё дело. Когда стараются, так скажем, призвать Божественное благословение на то, чтобы всё получилось, на то, чтобы режиссёр и актёры были поняты в своём поиске зрителями.
Всё-таки задача искусства не отвечать на вопросы, а задавать их. А режиссёр Павел Лунгин этой картиной как раз хотел задать вопросы о вере, о чуде – о том, как вы это понимаете, во что вы верите и в чём вы видите настоящее чудо? И не только для зрителей, но и для актёров, прежде всего, этот фильм стал духовным путешествием, духовным опытом. И мы в этом путешествии были, скажу снова, искренни. Может быть, поэтому и случилось чудо с самим фильмом, что без всякой надежды на популярность, без всякой надежды найти понимание вдруг после премьеры пошёл такой резонанс, все стали об этом говорить, спрашивать... И я до сих пор не перестаю благодарить Павла Лунгина за то, что он мне предоставил возможность сыграть такого человека, монаха Иова. Подарил возможность через призму православной темы ещё раз посмотреть на главные вопросы в жизни. О силе верыНевозможно победить верующего человека. Как Тургенев говорит: «Будь только человек добр, его никто отразить не в состоянии». Вот доброго и верующего человека невозможно победить, можно бить, оскорблять, уничтожать, он будет улыбаться, он будет счастлив. Почему вот такие люди бесстрашные, сильные? Они не боятся ничего потерять.Уже как правило держишь: вот если тебя оскорбляют за то, в чём ты не виновен, то это искушение перед каким-то большим событием. Вот так считается. И ты достойно это должен пройти. То есть Господь тебе сейчас что-то приготовил большое, но перед этим дарит тебе возможность доказать твою преданность: Я-то тебя люблю, но ты дай Мне тоже почувствовать твою большую любовь. Поэтому на эти мелкие искушения нельзя раздражённо отвечать. Тогда губишь себя. Ты не достоин тогда. Не готов к большому испытанию. Значит, ты в плотском мире живёшь, а не в духовном. О главном чудеСамое главное чудо в том, что мы живём. Это самое главное чудо. Перво-наперво. Это все монахи говорят: «С утра проснулся – уже чудо, благодари Бога, беги благодарить Бога!»Ох, как трудно этому научить сына! Когда пройден путь жизненный, ты понимаешь, что такое лечь и не проснуться, сплошь и рядом это происходит со знакомыми. Мы знаем, какое счастье, действительно, проснуться и благодарить Бога за то, что он тебе подарил ещё один день, с надеждой на один день, и этот день провести как последний. В этот день всё решить. Не оставлять на завтра, всё – на сейчас. И ложиться с мыслью: если Ты считаешь, что для меня всё, то возьми, конечно, меня скорее к Себе… Публикацию подготовил Максим Васюнов | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|