Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

|К оглавлению | К следующей странице |

Вячеслав Заренков:
«Всё самое главное у нас ещё впереди»

Редакция продолжает разговор с руководителем фонда «Созидающий мир» Вячеславом Заренковым, начатый в прошлом номере газеты «Вечный Зов».

Презентация книг Вячеслава Заренкова на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге
Презентация книг Вячеслава Заренкова на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге

В чём заключается работа фонда

– Вячеслав Адамович, в сферу вашей деятельности входят различные направления в искусстве, поддержка талантов, издательская деятельность, храмостроительство. В чём заключается эта работа?
– В продолжение лучших традиций меценатства под эгидой нашего фонда ежегодно проходят творческие экспедиции российских живописцев в странах Европы. Одновременно действует параллельная программа приёма иностранных художников в России, притом не только в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах, но и в российской глубинке. Группы зарубежных мастеров кисти уже успели проехать по городам Золотого кольца, пересечь Полярный круг и побывать в отдалённых уголках Сибири.

При поддержке «Созидающего мира» издано несколько десятков книг – от альбомов по искусству, каталогов живописи и учебных пособий до поэзии и детской литературы.

Состоялись премьеры документальных и художественных кинофильмов, музыкальных произведений и балетных спектаклей.

Строятся и восстанавливаются православные храмы в Санкт-Петербурге, на Архангельской земле, в Беларуси, Сербии, Болгарии и на Кипре.

Наша деятельность также включает установку памятников, опеку над детскими учреждениями, поддержку талантливых писателей и артистов.

Это лишь краткий перечень. На самом деле в этих направлениях немало подразделов и ответвлений. Но нам важно, чтобы результат деятельности по каждому из них, был нужен людям и приносил радость в конечном итоге. Чтобы наши добрые дела побуждали других делать добрые дела. Вот главный принцип созидания и девиз фонда.

«Созидающий мир» представил свои издания в Хельсинки
«Созидающий мир» представил свои издания в Хельсинки

Выставка работ Льва Дутова в Этнографическом музее
Выставка работ Льва Дутова в Этнографическом музее

Освящение часовни святого великомученика Геогрия Победоносца
на подворье Иоанновского монастыря в Вартемягах
Освящение часовни святого великомученика Геогрия Победоносца на подворье Иоанновского монастыря в Вартемягах

Что уже сделано

– Что значимого, полезного и доброго уже сделано фондом?
– Сделано немало. Сегодня коллекция нашего фонда включает более полутора тысяч живописных холстов. Выставки произведений собрания прошли в тринадцати странах мира. По итогам проделанной работы вышли в свет каталоги живописи и альбомы художественной фотографии, объединённые серией «Мир глазами художников».

В течение нескольких лет в России и за рубежом прошла серия концертов и музыкальных постановок. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоялись оркестровые премьеры двух балетных спектаклей. На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь состоялась мировая премьера балета «Орр и Ора». А на сцене Самарского академического театра – премьера балета «Три маски короля».

– А что касается кинематографа?
– Фонд «Созидающий мир» выпускает цикл документальных кинофильмов «Забытые великие», посвящённый талантливым людям, внёсшим значительный вклад в развитие промышленности и предпринимательства России. Картины этого цикла расскажут о судьбах Петра Губонина, Иллариона Кутузова, Николая Верещагина, Агриппины Абрикосовой и других выдающихся россиян. Как видите, сделано много, и ещё больше предстоит претворить в жизнь.

Большой гала-концерт – презентация нового
 сборника стихов Галины Заренковой
Большой гала-концерт – презентация нового сборника стихов Галины Заренковой

В творчестве всё взаимосвязано


– Расскажите о вашем творчестве: книгах, картинах, сценариях.
– Свой творческий путь я начал ещё в детстве: увлекался фотографией, которая в то время была весьма сложным процессом, сам собрал свой первый фотоаппарат. Мечтал стать кинорежиссёром.

Увлечение живописью пришло уже в зрелые годы. Когда построил свой первый загородный дом, надо было украсить стены. Поехал на Невский, в «Катькин сад». Там в те годы велась бойкая торговля, но достойной картины не нашлось. И тогда решил сам впервые взять холст и краски…

Эта история легла в основу рассказа «Картина» из моей первой художественной книги «Сопромат». Вообще, большинство моих рассказов основано на реальных событиях, их герои – живые люди, которых можно встретить среди своих знакомых, соседей, коллег и даже… завсегдатаев ток-шоу. В творчестве ведь всё взаимосвязано, всё переплетено и это прекрасно. Творческая мысль, выраженная в том же рассказе, может быть адаптирована к сценической интерпретации, и тогда получается сценарий. А это продолжение жизни того же рассказа, новый этап, новое воплощение. И это тоже созидание.

И рассказы, и сценарии, и балетные либретто, по большей части, были написаны мною в аэропортах и самолётах во время многочисленных перелётов и переездов, связанных с международным бизнесом. К сожалению, современная молодёжь не любит толстые книги, поэтому в своих произведениях я стараюсь на минимуме страниц изложить максимум полезной и интересной информации, поделиться личным опытом.

– Где всё это можно увидеть, почитать, послушать?
– Выставки живописи из собрания фонда проходят по всему миру, но, прежде всего, в родном городе – Санкт-Петербурге. Что касается изданий, то многие электронные версии представлены в интернете в свободном доступе. Бумажные книги можно приобрести в магазинах «Буквоед» или «Книжная лавка писателей». Когда читать печатную версию не удобно, например, в машине, можно послушать аудиокниги, переведённые на английский и греческий языки. Так что расширяем рамки созидания. Ну и, конечно, балет.

Орлы и люди

– Вы являетесь автором либретто к двум постановкам. Как возникла идея создать первый балет «Орр и Ора»?
– Идея родилась из правдивой истории. Однажды вечером, уже перед сном, я услышал стук на балконе, не просто стук – грохот! Подхожу – никого нет. Ложусь – опять грохот. Выхожу и вижу: сидит орёл… На Кипре. Ночью. Орёл. Такого же не бывает! Но это факт. Я начал с ним разговор, а он мне клювом щёлкает, звуки странные издаёт. Я ему говорю: «Поспи, утро вечера мудренее». Так он и сделал. До утра просидел. Утром я поднял его, и он улетел. Покружил в небе и сел на другой балкон. Грохот, бьётся о стекло. Он снова взлетает, а за ним орлица. Улетели вдвоём в горы.

Как потом оказалось, одна семья купила пару – орла и орлицу. В силу семейных неурядиц супруги разошлись, поделив между собой орлов. А потом орёл прилетел за орлицей, а хозяин – вслед за ним – за своей любимой. Так орлы соединили людей. И так у меня появился рассказ «Орлы и люди».

Я написал его сразу же на следующий день. После того, как это случилось, за один день буквально. А потом подумал: «Почему бы не написать музыку и не поставить балет?».

Процесс подготовки начался, и уже через полтора года в Большом театре оперы и балета в Минске состоялась премьера балета «Орр и Орра». Аншлаг. Успех. Я рад, что эта история так понравилась людям.

Сила и слабость масок

– А что вдохновило на создание балета «Три маски короля»?
– Так получилось, что четыре года назад, я задумал написать произведение с названием «Люди и маски». Все люди рождаются беспомощными, голенькими и чистыми. Затем учатся ходить, говорить, познавать мир и примерно к двадцати годам становятся самостоятельными.

Кто-то становится врачом, учителем, строителем, хлеборобом. Кто-то делает карьеру, становясь мэром, губернатором или министром. Но внутренне все, тем не менее, остаются людьми. Ведь профессия – это всего лишь маска человека. Однако многие, надев эту маску, начинают и внутренне считать себя мэрами, губернаторами или министрами. То есть маски начинают побеждать внутреннее «Я», и сам человек просто исчезает.

– А когда он снимает маску?
– Когда человек, по каким-то причинам, маску снимает, то теряется и не находит себя. Я долго работал над этим произведением и не мог придумать соответствующее завершение... Как-то, в очередной раз, я начал представлять себе, как бы это выглядело на сцене в движении, в масках и без них. Тогда пришла мысль заказать к этой задумке музыку. Я попросил об этом моего друга Михаила Крылова, и он с воодушевлением откликнулся на мою просьбу, и написал музыку. Получилось очень даже интересно. Но завершающая часть так и не приходила в голову. Проект застопорился, но желание сделать балет осталось. К тому времени у меня было уже много рассказов, и я обратил внимание на рассказ «Люди и птицы», схожий по направлению философии с «Люди и маски», но в завершённом виде. После успеха первого балета мы вернулись к теме «Люди и маски» и уже в феврале этого года с огромным успехом в Самаре состоялась премьера балета «Три маски короля». Это – полутанец, полумюзикл, который поставил для Самарского театра оперы и балета Юрий Смекалов. В главной партии – Диего Кальдерон, который недавно пополнил постоянную команду в спектакле.

– В городе висят афишы, анонсирующие премьеру балета в Мариинском театре…
– Да, 21-22 ноября состоится премьера балета. Приходите!

Вместо точки – многоточие

– Как вы думаете, написана ли ваша главная книга, рассказ, картина?
– Главную свою книгу каждый человек пишет в течение всей своей жизни, вплетая в неё дни – страница за страницей. Страницы повседневных забот и суеты постепенно стираются. Уже через непродолжительное время они становятся нечитаемыми и скоро забываются. Весомые дела и поступки входят в книгу на добротной бумаге и ещё долго приносят плоды и дают результаты. Достижения, ставшие по истине значимыми, оказавшими влияние на ход исторических процессов и судьбы многих людей, вплетаются в книгу жизни на нетленной бумаге. Они становятся великими.

Если говорить о текущей работе, возвращаясь в повседневную плоскость, стоит отметить, что сейчас мы реализуем несколько проектов в области литературы, кинематографии, изобразительного и театрального искусства. Какие именно произведения станут по-настоящему ценными – покажет время. Как многие творческие люди, я надеюсь, что мои лучшие рассказы ещё не написаны, а книги не изданы. Просто если думать иначе, то тогда и точку в жизни можно ставить. А для чего жить дальше, если лучшее полотно или книгу ты уже создал? Поэтому, конечно, есть идеи и по написанию новых рассказов, и в следующую экспедицию с художниками я собираюсь поехать. Также есть интересные проекты у фонда, которые мы воплотим, скорее всего, в 2020 году. Я считаю, что всё самое важное и главное у нас ещё впереди, и мы будем к этому стремиться.

– Каковы дальнейшие планы фонда и у вас лично?
– Наши планы – продолжать строить храмы, помогать талантливым людям развиваться, продвигать идеи и принципы добра, мира и созидания. Помимо этого, мы всерьёз задумались над учреждением ежегодной премии фонда «Созидающий мир», которая поможет выявлять талантливых молодых людей в той или иной области. Сейчас прорабатываем концепцию премии и условия участия, правила отбора работ и сроки, размер премиального фонда и состав жюри и прочие вопросы. Думаю, что в конце этого года мы объявим о нашем новом направлении.

Мои личные планы неразрывно связаны с делами фонда. Сейчас пишу очередную книгу рассказов, готовим постановку третьего балета «Возвращение к жизни», приступили к проектированию «Планетария», работаю над проектом храма трёх святых в Лимасоле. В народе он уже получил название «Храм дружбы».

– Что бы вы пожелали читателю?
– Хочу пожелать всем доброго здравия, активной жизни, радостей и счастья! Любите и будьте любимы!

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива В. ЗАРЕНКОВА


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх