|
|
В чём заключается работа фонда– Вячеслав Адамович, в сферу вашей деятельности входят различные направления в искусстве, поддержка талантов, издательская деятельность, храмостроительство. В чём заключается эта работа?– В продолжение лучших традиций меценатства под эгидой нашего фонда ежегодно проходят творческие экспедиции российских живописцев в странах Европы. Одновременно действует параллельная программа приёма иностранных художников в России, притом не только в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах, но и в российской глубинке. Группы зарубежных мастеров кисти уже успели проехать по городам Золотого кольца, пересечь Полярный круг и побывать в отдалённых уголках Сибири. При поддержке «Созидающего мира» издано несколько десятков книг – от альбомов по искусству, каталогов живописи и учебных пособий до поэзии и детской литературы. Состоялись премьеры документальных и художественных кинофильмов, музыкальных произведений и балетных спектаклей. Строятся и восстанавливаются православные храмы в Санкт-Петербурге, на Архангельской земле, в Беларуси, Сербии, Болгарии и на Кипре. Наша деятельность также включает установку памятников, опеку над детскими учреждениями, поддержку талантливых писателей и артистов. Это лишь краткий перечень. На самом деле в этих направлениях немало подразделов и ответвлений. Но нам важно, чтобы результат деятельности по каждому из них, был нужен людям и приносил радость в конечном итоге. Чтобы наши добрые дела побуждали других делать добрые дела. Вот главный принцип созидания и девиз фонда.
Что уже сделано– Что значимого, полезного и доброго уже сделано фондом?– Сделано немало. Сегодня коллекция нашего фонда включает более полутора тысяч живописных холстов. Выставки произведений собрания прошли в тринадцати странах мира. По итогам проделанной работы вышли в свет каталоги живописи и альбомы художественной фотографии, объединённые серией «Мир глазами художников». В течение нескольких лет в России и за рубежом прошла серия концертов и музыкальных постановок. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоялись оркестровые премьеры двух балетных спектаклей. На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь состоялась мировая премьера балета «Орр и Ора». А на сцене Самарского академического театра – премьера балета «Три маски короля». – А что касается кинематографа? – Фонд «Созидающий мир» выпускает цикл документальных кинофильмов «Забытые великие», посвящённый талантливым людям, внёсшим значительный вклад в развитие промышленности и предпринимательства России. Картины этого цикла расскажут о судьбах Петра Губонина, Иллариона Кутузова, Николая Верещагина, Агриппины Абрикосовой и других выдающихся россиян. Как видите, сделано много, и ещё больше предстоит претворить в жизнь.
В творчестве всё взаимосвязано– Расскажите о вашем творчестве: книгах, картинах, сценариях. – Свой творческий путь я начал ещё в детстве: увлекался фотографией, которая в то время была весьма сложным процессом, сам собрал свой первый фотоаппарат. Мечтал стать кинорежиссёром. Увлечение живописью пришло уже в зрелые годы. Когда построил свой первый загородный дом, надо было украсить стены. Поехал на Невский, в «Катькин сад». Там в те годы велась бойкая торговля, но достойной картины не нашлось. И тогда решил сам впервые взять холст и краски… Эта история легла в основу рассказа «Картина» из моей первой художественной книги «Сопромат». Вообще, большинство моих рассказов основано на реальных событиях, их герои – живые люди, которых можно встретить среди своих знакомых, соседей, коллег и даже… завсегдатаев ток-шоу. В творчестве ведь всё взаимосвязано, всё переплетено и это прекрасно. Творческая мысль, выраженная в том же рассказе, может быть адаптирована к сценической интерпретации, и тогда получается сценарий. А это продолжение жизни того же рассказа, новый этап, новое воплощение. И это тоже созидание. И рассказы, и сценарии, и балетные либретто, по большей части, были написаны мною в аэропортах и самолётах во время многочисленных перелётов и переездов, связанных с международным бизнесом. К сожалению, современная молодёжь не любит толстые книги, поэтому в своих произведениях я стараюсь на минимуме страниц изложить максимум полезной и интересной информации, поделиться личным опытом. – Где всё это можно увидеть, почитать, послушать? – Выставки живописи из собрания фонда проходят по всему миру, но, прежде всего, в родном городе – Санкт-Петербурге. Что касается изданий, то многие электронные версии представлены в интернете в свободном доступе. Бумажные книги можно приобрести в магазинах «Буквоед» или «Книжная лавка писателей». Когда читать печатную версию не удобно, например, в машине, можно послушать аудиокниги, переведённые на английский и греческий языки. Так что расширяем рамки созидания. Ну и, конечно, балет. Орлы и люди– Вы являетесь автором либретто к двум постановкам. Как возникла идея создать первый балет «Орр и Ора»?– Идея родилась из правдивой истории. Однажды вечером, уже перед сном, я услышал стук на балконе, не просто стук – грохот! Подхожу – никого нет. Ложусь – опять грохот. Выхожу и вижу: сидит орёл… На Кипре. Ночью. Орёл. Такого же не бывает! Но это факт. Я начал с ним разговор, а он мне клювом щёлкает, звуки странные издаёт. Я ему говорю: «Поспи, утро вечера мудренее». Так он и сделал. До утра просидел. Утром я поднял его, и он улетел. Покружил в небе и сел на другой балкон. Грохот, бьётся о стекло. Он снова взлетает, а за ним орлица. Улетели вдвоём в горы. Как потом оказалось, одна семья купила пару – орла и орлицу. В силу семейных неурядиц супруги разошлись, поделив между собой орлов. А потом орёл прилетел за орлицей, а хозяин – вслед за ним – за своей любимой. Так орлы соединили людей. И так у меня появился рассказ «Орлы и люди». Я написал его сразу же на следующий день. После того, как это случилось, за один день буквально. А потом подумал: «Почему бы не написать музыку и не поставить балет?». Процесс подготовки начался, и уже через полтора года в Большом театре оперы и балета в Минске состоялась премьера балета «Орр и Орра». Аншлаг. Успех. Я рад, что эта история так понравилась людям. Сила и слабость масок– А что вдохновило на создание балета «Три маски короля»?– Так получилось, что четыре года назад, я задумал написать произведение с названием «Люди и маски». Все люди рождаются беспомощными, голенькими и чистыми. Затем учатся ходить, говорить, познавать мир и примерно к двадцати годам становятся самостоятельными. Кто-то становится врачом, учителем, строителем, хлеборобом. Кто-то делает карьеру, становясь мэром, губернатором или министром. Но внутренне все, тем не менее, остаются людьми. Ведь профессия – это всего лишь маска человека. Однако многие, надев эту маску, начинают и внутренне считать себя мэрами, губернаторами или министрами. То есть маски начинают побеждать внутреннее «Я», и сам человек просто исчезает. – А когда он снимает маску? – Когда человек, по каким-то причинам, маску снимает, то теряется и не находит себя. Я долго работал над этим произведением и не мог придумать соответствующее завершение... Как-то, в очередной раз, я начал представлять себе, как бы это выглядело на сцене в движении, в масках и без них. Тогда пришла мысль заказать к этой задумке музыку. Я попросил об этом моего друга Михаила Крылова, и он с воодушевлением откликнулся на мою просьбу, и написал музыку. Получилось очень даже интересно. Но завершающая часть так и не приходила в голову. Проект застопорился, но желание сделать балет осталось. К тому времени у меня было уже много рассказов, и я обратил внимание на рассказ «Люди и птицы», схожий по направлению философии с «Люди и маски», но в завершённом виде. После успеха первого балета мы вернулись к теме «Люди и маски» и уже в феврале этого года с огромным успехом в Самаре состоялась премьера балета «Три маски короля». Это – полутанец, полумюзикл, который поставил для Самарского театра оперы и балета Юрий Смекалов. В главной партии – Диего Кальдерон, который недавно пополнил постоянную команду в спектакле. – В городе висят афишы, анонсирующие премьеру балета в Мариинском театре… – Да, 21-22 ноября состоится премьера балета. Приходите! Вместо точки – многоточие– Как вы думаете, написана ли ваша главная книга, рассказ, картина?– Главную свою книгу каждый человек пишет в течение всей своей жизни, вплетая в неё дни – страница за страницей. Страницы повседневных забот и суеты постепенно стираются. Уже через непродолжительное время они становятся нечитаемыми и скоро забываются. Весомые дела и поступки входят в книгу на добротной бумаге и ещё долго приносят плоды и дают результаты. Достижения, ставшие по истине значимыми, оказавшими влияние на ход исторических процессов и судьбы многих людей, вплетаются в книгу жизни на нетленной бумаге. Они становятся великими. Если говорить о текущей работе, возвращаясь в повседневную плоскость, стоит отметить, что сейчас мы реализуем несколько проектов в области литературы, кинематографии, изобразительного и театрального искусства. Какие именно произведения станут по-настоящему ценными – покажет время. Как многие творческие люди, я надеюсь, что мои лучшие рассказы ещё не написаны, а книги не изданы. Просто если думать иначе, то тогда и точку в жизни можно ставить. А для чего жить дальше, если лучшее полотно или книгу ты уже создал? Поэтому, конечно, есть идеи и по написанию новых рассказов, и в следующую экспедицию с художниками я собираюсь поехать. Также есть интересные проекты у фонда, которые мы воплотим, скорее всего, в 2020 году. Я считаю, что всё самое важное и главное у нас ещё впереди, и мы будем к этому стремиться. – Каковы дальнейшие планы фонда и у вас лично? – Наши планы – продолжать строить храмы, помогать талантливым людям развиваться, продвигать идеи и принципы добра, мира и созидания. Помимо этого, мы всерьёз задумались над учреждением ежегодной премии фонда «Созидающий мир», которая поможет выявлять талантливых молодых людей в той или иной области. Сейчас прорабатываем концепцию премии и условия участия, правила отбора работ и сроки, размер премиального фонда и состав жюри и прочие вопросы. Думаю, что в конце этого года мы объявим о нашем новом направлении. Мои личные планы неразрывно связаны с делами фонда. Сейчас пишу очередную книгу рассказов, готовим постановку третьего балета «Возвращение к жизни», приступили к проектированию «Планетария», работаю над проектом храма трёх святых в Лимасоле. В народе он уже получил название «Храм дружбы». – Что бы вы пожелали читателю? – Хочу пожелать всем доброго здравия, активной жизни, радостей и счастья! Любите и будьте любимы! Вёл беседу Сергей РОМАНОВ Фотографии из архива В. ЗАРЕНКОВА | К оглавлению | К следующей странице |
|
|