|
|
К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф
Ватопедский
о конце света
Когда же это произойдёт? Сегодня? Завтра? Послезавтра? И наступит ли вообще когда-нибудь конец света? Сколько спекуляций мы слышим на эту тему! Но где же истина? Старец Иосиф Ватопедский (1921–2009 гг.), опираясь на Священное Писание, продолжает комментировать это событие.
(Продолжение. Начало
в № за март-май, 2017 г.)
Тема антихриста
в святоотеческих творениях
И как в первые века Церкви верные претерпевали гонения и вынуждены были выбирать между отречением и мученической смертью, так будет и в дни антихриста, что явствует из самого назначения и смысла его печати: «Таково будет (надписание) и печать во времена этого ненавистника добра: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу), и присоединяюсь к тебе, и в тебя верую"... Он пошлёт, наконец, целые полчища демонов в горы, пещеры и расселины земные... чтобы отыскать скрывшихся от взоров его и привести их на поклонение ему. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подверг несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям и всевозможным ухищрениям, каких никогда не было, какие никогда не достигали человеческого слуха и каких никогда не видели взоры смертных... Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля, оплачет и море, и воздух, оплачет и солнце, оплачут и дикие звери вместе с птицами, оплачут горы, и холмы, и полевые деревья – и всё это за то, что все отклонились от Святого Бога и уверовали в обольстителя, принявши начертание этого нечестивца и врага Божия вместо животворящего Креста Спасителя. Будут оплакивать и церкви скорбь великую. Ведь тогда не будут совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу... не будет возноситься в те дни и честное Тело и Кровь Христовы... и наступит мрак для людей и рыдание для рыданий и стоны для стонов» (Свт. Ипполит Римский, Выпуск 2. С. 74-76, 78).
Описав бедствия и нестерпимые тяготы антихристова царствования, святой Ипполит ободряет и воодушевляет христиан, напоминая, что «милосердный и человеколюбивый Бог не оставит тогда род человеческий лишённым утешения и сократит те дни... ради остатка тех, которые укроются в горах и пещерах... чтобы не уничтожилась и фаланга этих святых» (Там же. С. 79).
Завершатся эти лютые времена славным Пришествием Господним, когда наступит конец торжеству века сего, и каждый получит воздаяние по делам своим. Блаженны те, кто сохранил совесть свою и обещание верности Богу; кто не дал увлечь себя многовидной ложью и обольщениями суетного мира и не изменил доброму исповеданию. Но много блаженнее те, кто в последние и наиболее тяжкие дни исповедал свою веру, не страшась вражиих угроз, пыток и самой «мерзости запустения», кто сражался не с орудиями и порождениями древнего человекоубийцы, а с самим источником всякого зла.
Блаженны те избранные агнцы, благоуханные сердца, небесные прозябения, большие всех мучеников, до конца возлюбившие закланного Агнца Христа, наша похвала и утверждение. Не щадя немощной плоти и подвизаясь до крови, они не склонили главу перед мощью древнего змея, но пронесли имя Господа нашего сквозь разжённую печь испытаний.
Тогда, в Пришествие Христово, которого мы чаем, воссияет упование последних святых. И об этом слово Спасителя: «Когда же начнёт это сбываться, говорит Спаситель, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). «...Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).
Исполнением этого обетования будет и воскрешение убиенных за имя Христово. «И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Это согласуется с тем, что сказано об общем воскресении у пророков Даниила («И мнози от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное» (Дан. 12:2)) и Исаии («Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли; роса бо, яже от Тебе, изцеление им есть» (Ис. 26:19)). И опять, как говорит Сам Господь: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25, 31-33).
Итак, на основе Священного Писания отцы Церкви утверждают, что антихрист будет средоточием всей силы, злобы и лукавства сатаны, а господство его – огненным испытанием для верных. И то, что в лице его совершится пришествие и воплощение исконного врага человеческого рода, отнюдь не метафора, а доподлинный факт. Но владычество антихриста есть вместе с тем время окончательного разделения людей на сынов Божиих и сынов погибели. И если в самые мрачные и мучительные дни остаток верных не предаст богооткровенную истину, как оправдаются пред Богом те, кто был безразличен к ней в нынешние, сравнительно мирные времена? Признавая, что поведение людей частично зависит от обстоятельств, мы не должны забывать, что человеческий дух и воля способны возвыситься над любыми внешними обстоятельствами и так называемыми требованиями жизни. В каждую эпоху, при любых исторических потрясениях всегда находились герои, не склонявшиеся перед идолами необходимости и целесообразности, в твёрдом убеждении, что всё возможно верующему (Мк. 9:23) и укрепляемому Божией благодатью.
Проповедь богопросвещённых отцов о последних временах кроме слова Божия питалась и благодатными озарениями, в которых Святой Дух скреплял Своим действием всё, о чём извещало их Священное Писание. Мы не вдаёмся сейчас в рассуждения о пророческой силе веры, но твёрдо веруем в равноангельную жизнь и пророческое дарование отцов как мужей облагодатствованных и уже в земной жизни друзей Божиих и сынов Царствия. Бог открывает Свои повеления верным рабам не только «во время оно», но и во все времена, по Его же слову: «…и прорекут сынове ваши и дщери ваша» (Иоил. 2:28). Сосуды благодати, отцы имели преестественные дары по мере, какую каждому уделил Бог: одни – дар учительства, другие – дар исцелений, третьи – дар помощи обуреваемым от невидимого врага и так далее. Дары прозорливости и проречения, как и все вышеперечисленные, не были достоянием лишь «отеческой эпохи», но встречаются в Церкви во все времена, ибо она просвещена Духом Святым и Господь пребывает в ней «до скончания века» (Мф. 28:20).
Этим напоминанием мы предваряем раздел, где собраны пророчества более поздней эпохи, часть которых уже исполнилась, остальные – несомненно исполнятся в дальнейшем, в чём убеждают и непрерывно умножающиеся знамения. А нам следует помнить и чаще применять к себе упрёк Господа иудеям: «различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете» (Мф. 16: 3).
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|