Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Архимандрит Амвросий (Горелов): «Главное – сделать личный шаг к Богу!»

Интервью с архимандритом Амвросием (Гореловым), настоятелем храма преподобного Серафима Саровского, что на Кипре, запомнилось многим нашим читателям (см. №№ за март-май 2018 г.). Они прислали много мыслей, вопросов и рассуждений в ответ на это интервью и настоятельно просили нас продолжить разговор с этим интересным собеседником. В одной из наших последних поездок на Кипр мы не преминули вновь заехать в храм отца Амвросия, чтобы поговорить на наболевшие темы.

Храм прп. Серафима, построенный архимандритом Амвросием
Храм прп. Серафима, построенный архимандритом Амвросием

Почему пустеют монастыри

– Отец Авмросий, мы вчера побывали в Киккском монастыре и обратили внимание на то, что там мало монахов. Почему сегодня люди не идут в монастыри? Даже на Святой Земле, в Израиле, пустуют многие обители.
– У нас в Печорах был такой отец Серафим. Известный старец. О нём потом книгу даже написали. Он говорил, что время больших монастырей прошло. Теперь Господь хочет совсем другого. Господь хочет много маленьких обителей, разбросанных по миру. Вот эти маленькие обители способны гораздо больше сделать, чем большие, разросшиеся монастыри. Тяжёлые, неповоротливые.

Я сам – постриженик Псково-Печорского монастыря. Наш монастырь больше походил на большой приход с монахами, обслуживающими массы паломников. Множество монахов, множество народу. И вот за этой рутиной очень часто забывалось самое главное – что это место именно духовного делания, молитвы. Поэтому большие монастыри, так или иначе, мелеют, как он говорит. Или испытывают натиск обмирщения, как Киккский монастырь. Он уже превратился в туристический центр. – Там монах сидит на ресепшене, монах на экскурсии...
– Да, монахи получают зарплату.

– Как вы считаете – с чем это связано?
– С действием духа мира сего, который присутствует везде, и в монастыре тоже. Если наши приоритеты становятся ближе к деньгам, то нам интересен и туризм, и всё остальное. И монастырская жизнь, естественно, мелеет. У вас уже времени ни на что не остаётся, и мысли направлены совсем в другое русло.

Отца Амвросия посещают люди из разных уголков мира, в том числе из России
Отца Амвросия посещают люди из разных уголков мира, в том числе из России

– Тогда как? Закрыть монастыри для посещения?
– Монастыри и раньше были, и большие монастыри. Но жизнь самих монахов была другой. Можете хотя бы в качестве примера назвать какой-либо монастырь в 19-м веке или в начале 20-го века, где бы монахи получали заработную плату? Такого никогда не было! Я жил в Печорах и не слышал, чтобы монахи брали отпуск, чтобы отдохнуть, съездить куда-то на море или по святым местам. Никто никуда не ездил. И домой никто не ездил. Исключение было – это если родственник умер. Всё изменилось за несколько десятилетий.

– То есть монастырь превращается в общежитие?
– Это всё развивается из-за того, что нет центра духовного. Его не было и раньше в Печорах. Игумен – это был чисто администратор, который присылался из патриархии. Никто его в глаза не видал. Прислали, вот игумен вам! Что это за человек? Откуда? Множество разных духовников. Там отец Иоанн Крестьянкин, тут отец Александр, тут отец Адриан, там ещё отец Мануил. Кучки народа вокруг каждого. Которые, кстати сказать, не совсем друг с другом единомыслие находят. Впечатление такое, что только стены держат монастырь.

В советское время это было понятно, но по идее так не должно быть. Должен быть один какой-то духовный центр. Один духовник, один отец, от которого зависят духовные решения каждого и всей братии. Не могут администраторы управлять духовными институтами! – Но ведь ещё апостол Павел учил, что надлежит быть разногласиям, чтобы открылись искусные. А разногласия ведут к разделениям.
– Конечно, страсти везде действовали, всегда. Преподобный Сергий ушёл от своей братии, когда всего двенадцать человек было. Многие люди просто не догоняли своего духовного отца. Отец Софроний (Сахаров) говорил, что монастырь, в котором братии больше 15-ти человек, становится неуправляемым. Конечно, были исторические обители, в четвёртом, шестом веке, там были тысячи монахов. Четыреста, пятьсот братий-чудотворцев, но это была совсем другая эпоха. Тогда и мирские люди были более ближе к духовности монашеской, чем сейчас сами монахи.

Если смирения нет, то твоё здание рухнет

– А вот христианство нынешнего века и христианство древнее – можно ли эти понятия соизмерить? Насколько то и это время было благодатным для спасения?
– У одного святого отца, в пятом или шестом веке, спросили: «Что вы сделали своими трудами?», на что отец ответил: «Мы исполнили заповеди Божии». После чего повторили свой вопрос, думая, что отец имеет дар прозрения: «А вот те люди, которые будут после вас, они что сделают?» «Они сделают,– сказал отец – половину того, что сделали мы». – «Хорошо. А вот те люди, которые будут жить потом, в последние времена, что они сделают?» И отец сказал: «Эти люди ничего не сделают, но они сохранят веру и по этой причине они будут выше, чем мы». То есть он, я так понимаю, хотел сказать, что натиск мира сего и страстей, и искушений будет настолько силён, что потребует столько усилий духовных, столько цельности душевной, что это будет выше всех этих подвигов: и пустынников, и отшельников.

Всех входящих в храм встречает икона прп. Серафима, написанная отцом Амвросием
Всех входящих в храм встречает икона прп. Серафима, написанная отцом Амвросием

– Вот если мы говорим, о том, что это всё Господь устраивает, если мы это понимаем, как промысел Божий, то возникает вопрос: а куда всё движется?
– Куда мы движемся? Господь попускает в жизни каждого из нас и болезни, и проблемы, и страдания, и самую смерть – с одной только целью, чтобы мы выросли духовно. Если человек не занят, если веру сам не культивирует, то все эти страдания, они теряют смысл абсолютно. Но если человек это воспринимает, как должное, как от руки любящего Отца, то эти страдания приобретают очистительный характер, ими убеляется душа. Но для этого нужно сделать шаг к Богу, это шаг доверия. Необходимо принятие всего этого. Иначе никакой пользы это не принесёт.

Господь мог бы в один миг сделать всех нас святыми, но Он попускает нам иметь страсти, впадать в грехи, чтобы стяжать главное – добродетель. Если мы не будем прикладывать труд, то эти добродетели смысла не будут иметь. Самое главное – добродетель. То, о чём Христос говорил: «Придите ко Мне и научитесь, ибо Я кроток и смирен сердцем». Это основа, фундамент всего. Если смирения нет, то какое бы здание ты не заложил, оно рухнет. И примеров тому сколько угодно. Вот всему этому способствует именно принятие и скорбей, и болезней, и самих даже страстей наших, и грехи, в которые мы впадаем. При правильном устроении духовном всё это приносит духовную пользу.

– В чём же путь спасения?
– Как в чём? В заповедях Христовых: «Если любите Меня, исполните заповеди Мои». И заповеди Его не тяжкие.

Победите или обессильте свои страсти!

– Читатели спрашивают: один из самых распространённых грехов – это осуждение ближнего. Как научиться не осуждать ближнего?
– Грех осуждения проистекает из греха гордости. Когда человек смотрит свысока на ближнего. Надо помнить, что все страсти связаны друг с другом. Человек не впадает в блудные страсти, если он сперва не впадает в чревоугодие. Он не впадает в осуждение, если он сперва не возгордится. Основой всего является наше самолюбие. На самолюбии вырастает тщеславие, чревоугодие, сребролюбие. Сребролюбие – это не только деньги, а вообще любовь к материальным благам. Но если у человека слабое самолюбие или его, допустим, вообще нет, то прочим страстям некуда пустить корни. Поэтому Христос и говорит: «Научитесь прежде смирению и кротости». Разрушьте саму основу греха. Победите или обессильте свои страсти.

– Для этого нужно увидеть эту гордыню в себе.
– Это можно увидеть каждый день сколько угодно.

– Получается, что все в отношении оценки своей личности пребывают в прелести.
– Почаще надо обращаться ко Христу, почаще читать Евангелие, Слово Божие. Оно просвещает человека любого: учёного, не учёного. Также, как и молитва, частое общение со Христом. Нет другого способа духовного просвещения, как общение со Христом. Без него, без этого общения, ни богословское образование, ничто другое, не поможет. Самое главное – это сделать личный шаг к Богу. Нужно иметь желание изменить свою жизнь к лучшему. Один человек сказал: «Для того, чтобы пересилить какое-то искушение, нужно сделать пять шагов ко Христу. Но в нашей власти и силе сделать только один шаг. Четыре других шага делает Христос». Но часто у людей не хватает сил даже один шаг сделать.

– Современный человек впадает в ситуацию, когда ему со всех сторон навязывают условия комфортной жизни: жизни лёгкой, благополучной. Возникает вопрос: если человек, верный Христу, живёт в миру, то должен ли он эту веру открыто являть миру? Должен он проповедовать или нет?
– Вообще сама жизнь – она уже является проповедью. Когда есть необходимость, нужно показать свою веру. Другое дело, когда это превращается в какую-то демонстрацию. Если это связано только с внешней стороной веры, то такая демонстрация не нужна. Самое главное – это культивировать свою веру, трудиться над ней. Очищать её, питать её Словом Божьим. Если это есть, хочет того человек или не хочет, это будет видно. По всем делам его.
Господь не говорил о том, чтобы специально демонстрировать свою веру. Наоборот Он говорил, что, когда войдёшь в свою комнату, помолись Отцу твоему, который в тайне. Когда делаешь милостыню, да не знает левая рука твоя, что делает правая. То есть тут ни о какой демонстрации не идёт разговор. Естественно, в то же время: вы – свет миру, вы – соль земли. Когда в людях действует благодать Святого Духа, хотят они того или нет, это всем будет видно.

– Да, но Христос сказал, что кто исповедует Меня перед людьми, того и Я исповедую перед Отцом Моим небесным. Значит, проповедь должна быть гласной?
– Это зависит от харизмы самого человека. У одного есть благословение Божие на такую проповедь, у другого – совершенно по-другому.

Географический уход из мира ничего не даст

– Должен ли тогда современный человек отказываться от того, что ему общество потребления навязывает: телевидения, радио, Интернета, средств передвижения, больших машин, больших домов, жизни в городах? Может быть, просто тогда надо уходить из городов?
– Я думаю, что просто перемещение ничего не даст. Нужно смотреть, к чему привязывается сердце наше. Можно в пещере, в пустыне, и сердцем быть прилепленным к мирским вещам. Не сами предметы страстей виновны: деньги, или машины, или ещё что-то, а направление воли нашей.

Святой Амвросий Оптинский говорил: «Жизнь христианская должна быть подобна колесу, которое одной точкой только прикасается к поверхности земли, а всеми прочими устремлено вверх». А мы, говорит, как заляжем, так и лежим. Вот.

К чему притягивается душа? К каким ценностям? Ценностям мира сего или ценностям, которые несут благодать Святого Духа?

Я думаю, что географический уход из мира ничего не даст. Нужно по сути дела уйти от страстей мира сего. Апостолы, кстати сказать, никуда не уходили. Они жили среди людей. Как тот же апостол Павел. Опасности, которые сейчас предлагает мир, они, конечно, особенные. Такого не было раньше в истории. Взять Интернет. В нём предлагается и навязывается людям придуманная реальность и это приносит ужасный вред душе.

– Это видно даже по большим городам. Видно даже по тому, как украшают города к праздникам. Много пластиковых деревьев, с пластиковыми листьями, какие-то примитивные, гламурные игрушки. Предлагается псевдомир, в котором человек должен ощутить себя. И люди идут туда, фотографируются, им это нравится. Хотя вот рядом есть деревья настоящие: зелёные, с листочками. Чудо, которое Господь сотворил, игнорируется. А им вот, подсвеченные искусственным светом, пластиковые листочки нравятся…
– Это всё действие массового сознания, мода. Посмотрите, большинство людей одевается и слушает одну и ту же музыку. Независимо от того, нравится она им или не нравится, они подчиняются моде. Они одеваются по моде, ходят в рваных джинсах, даже женщинам не стыдно такое одевать!

Человек начала двадцатого века, да хоть пятьдесят лет тому назад, увидел бы это и сказал: «Сумасшедшие люди!» Я помню, когда я в школе учился, даже при советской действительности, у нас было более свободное мышление. Почему я должен думать так? Просто потому, что все думают так? Нет, у меня есть своё мнение. Сейчас – рабская покорность. Вот в этом году все носят красное и жёлтое. Значит надо это носить. Почему? Но ты же не любишь ни красного, ни жёлтого, например. Я думаю, что этот феномен не существовал ещё в истории.

Человек ищет суррогат, чтобы заполнить пустоту

– Зомбирование какое-то получается?
– Зомбирование!

– Но это же дух действует так! Дух, который разъединяет, расчленяет, разрушает человека. Происходит заполнение пустоты. Человек же должен заполнять пространство души. Если не Богом, то чем-то другим.
– Это естественно. Человек ищет какой-то суррогат, чтобы заполнить пустоту.

– Может быть это какой-то комплекс: что, мол, я не хуже других? Ну, это опять же самоутверждение. Страсть гордыни подпитывается в человеке.

– Нет. Это самое главное свидетельство просто лености духовной и интеллектуальной. Сейчас в особенности никто не хочет никакой свободы. Потому что свобода – она равносильна ответственности. А ответственности никто не хочет. Жениться, замуж выходить, детей рожать, потом… ой! Никому это не нужно.

– Что же делать?
– Вот видите, что получается? Жизнь, полная развлечений. Человеку 20 лет, 30 лет, 40... Жизнь идёт, а он всё сидит перед этим компьютером и играет в эти дурацкие игры. Уже совсем отупел, но не остановится.

Что делать? Не знаю. Но явно, что всё это ведёт к болезни. Во-первых, к психическим заболеваниям. Поголовно все принимают таблетки. Все ходят к психиатру. У всех проблемы. Они не могут не быть. Потому что сама жизнь, которую вы ведёте, она не естественна. Она порождает эти болезни.

– Это зависимость получается? Человек зависим от материального мира? А в духовный мир он не может включиться.
– Все всё понимают. Все кивают головой и всё продолжается.

– То есть, люди понимают, что согрешают и не могут из этого выбраться. Слабая воля.
– Хотя, казалось бы, встань и приди в храм в субботу или воскресенье. Он же рядом!

– Как же человеку прийти к Богу?
– Всё зависит от веры. Если веры нет, то нет ничего. Тогда Господь не может помочь человеку. Почему Господь всегда апеллировал к вере? Ты веруешь, что Я могу тебя спасти? Веришь, что Я это могу?

Когда Христа обступили фарисеи и саддукеи, они требовали от Него: «Покажи нам чудо!» Он не показал им чудо. Потому что это ничего не изменит. Человек просто в угол будет зажат. Было сколько явных чудес, и никто не поверил. Потому что вера не рождается от чуда, она рождается от доверия и любви к Богу. Вот это самое главное. Это главный шаг, который человек должен сделать к Богу. Если этого нет, то ничего изменить нельзя.

– То есть получается, что болезнь современного общества в том, что человек в абсолют возвёл любовь к себе и оторвал себя от Бога?
– Это было во все времена. Сущность ухода от Бога – это самолюбие. Это почва, на которой развивается грех. Все прочие грехи – производное главного.

Вели беседу Сергей Романов и Владимир Косачёв
Фотографии Сергея Романова и из Интернета
(Окончание в следующем номере)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх