Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Старец Иосиф Ватопедский о конце света

Когда же это произойдёт? Сегодня? Завтра? После­завтра? И наступит ли вообще когда-нибудь конец света? Сколько спекуляций мы слышим на эту тему! Но где же истина? Старец Иосиф Ватопедский (1921–2009 гг.), опираясь на Священное Писание, продолжает комментировать это событие.

(Продолжение. Начало в № за март-май, 2017 г.)

Тема антихриста в святоотеческих творениях

Описывая личность и деятельность антихриста, святой подчёркивает его духовное родство с сатаной, под влиянием которого он и будет действовать как не боящийся ни Бога, ни людей. Выходец из иудеев, этот всесветный лжец к ним первым обратится за поддержкой и, как сведущий в Писании, при всемерном содействии сатаны постарается убедить их, что в нём одном – исполнение всех ветхозаветных предсказаний об избавителе-мессии. Поэтому и пришествие его будет во всём по видимости напоминать Пришествие Господне. «Спаситель мира... родился от непорочной и девственной Марии чистой... также и диавол родится в обольщении от девицы... И как Христос избрал апостолов, так и он изберёт себе целый народ в качестве учеников, которые будут подобны его злодеянию... Вместе со всем... совершит знамения и страшные чудеса, но не истинные, а ложные, для того, чтобы обольстить подобных ему нечестивцев... А на первых порах он будет милостивым, любвеобильным... миротворцем; будет с ненавистью преследовать несправедливость и гнушаться даров» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 70-71).

Появлению антихриста предшествует небывалый духовно-нравственный упадок, сопровождаемый нарушением природного порядка вещей, что изображается святым мужем с выдающейся силой и убедительностью: «...Все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей; жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведёт жену свою, как виновную, на судилище; господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги к господам будут питать дух неповиновения; никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть; храмы Божии будут обращены в обыкновенные дома, и всюду последует разрушение церквей; Писания будут в пренебрежении, а песни врага всюду будут распеваться; блудодеяния, прелюбодеяния и клятвонарушения наполнят землю, и чародеяния, волшебства и прорицания... за ними. Вообще, со стороны тех, которые будут только казаться христианами, будут воздвигнуты лжепророки, лжеапостолы, колдуны, губители, злодеи, обманывающие друг друга, прелюбодеи, блудники, хищники, корыстолюбцы, клятвопреступники, клеветники, ненавидящие друг друга. Пастыри будут как волки. Священники будут любить ложь. Монахи будут иметь пристрастие к мирскому... Судьи лишат праведного правды и, ослепляемые дарами, будут склоняться на сторону несправедливости. Да и что говорить о людях, когда и сами стихии утратят свой обычный порядок: землетрясения во всяком городе; голод во всякой стране; необычайные громы и страшные молнии... порывистые ветры, колеблющие безмерно и землю и море... знамения на солнце, знамения на луне; уклонения звёзд, возмущения народов... выпадения града по всему лицу земли; беспорядочные зимы, невыносимые морозы; нестерпимый зной... неожиданные пожары и, одним словом, плач и рыдание всей земли, лишённой утешения» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 60-61).

Всё, что божественный отец провидел восемнадцать столетий назад, сходно с происходящим у нас на глазах, и мы воспроизводим его слова, во-первых, как свидетельство о пророческом видении нашей Церкви и, во-вторых, как ответ недоумевающим, в чём же причина столь великой силы и власти сатаны. Ибо ничто так не открывает древнему супостату доступ к человеческой душе, как неверие и беззаконие: «Вот почему и в последний день кончины опять должны будут восстать лжехристы, которые будут говорить: "Я Христос". И многих они введут в заблуждение... Но, проникнутые ложною мыслью и... думающие только о неправом, они будут искать имени, и, в то же время, не будут иметь возможности найти его» (Там же, с. 62).

Знаменательно, что среди провозвестников Второго Пришествия Господня и обличителей антихриста священномученик Ипполит, кроме Еноха и Илии, называет и Иоанна Богослова. «И вот, половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всём мире о пришествии антихриста... Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы хоть этим способом склонить людей к покаянию ввиду чрезвычайно усилившегося беззакония и нечестия их... И когда возвестят это, они падут от меча, будучи убиты диаволом» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 69). Это суждение об участии апостола Иоанна в последней миссии пророков Божиих разделяют и другие отцы, основываясь на словах воскресшего Господа Петру: «Хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21:22) и на засвидетельствованном самим апостолом повелении ему от Ангела: «И сказал он мне: ”Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих”» (Откр. 10: 11).

И вот что говорит святой о правлении антихриста, этого вдохновляемого сатаной зверя: «Смотрите же, боголюбцы, какая скорбь будет в те дни – такая, какой не было от сложения мира, никогда не может быть, а будет только в те дни. Тогда-то... беззаконник, возгордившись сердцем, соберёт своих демонов в образе человеческом, и отвратится от тех, которые призвали его на царство, и осквернит много душ. В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всём будет суровым, жестоким, гневливым, лютым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным... А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он преумножит ложные знамения. В самом деле, когда все народы будут вне себя от радости ввиду его наваждений, он могучим голосом воззовёт столь сильно, что поколеблется место, где будут предстоять ему толпы народа: "Познайте, народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства! Какой властелин так могуществен? Какой бог велик, кроме меня? Кто может воспротивиться моей власти?". И действительно, он будет переставлять горы пред очами зрителей, переходить море, не замочив ног, низводить огонь с неба, превращать день во мрак и ночь в день... вообще, силою своего наваждения покажет... что все стихии земли и моря послушны ему...

Затем, после всего этого, небо не даст росы своей, земля откажется от плодов своих, море наполнится зловонием, реки пересохнут, морские рыбы перемрут, люди от голода и жажды погибнут; отец, обнявши сына, а мать – дочь, вместе умрут. И не окажется никого, кто бы похоронил их. Вследствие этого вся земля наполнится зловонием от мёртвых тел, разбросанных всюду... Тогда будет свирепствовать по всей земле язва; тогда наступит рыдание, лишённое всякого утешения; тогда будет раздаваться безмерный вопль; тогда не будут прекращаться стоны; тогда люди будут считать блаженными ранее умерших и обращаться к ним со словами: "Отверзите ваши гробы и примите нас, несчастных... Блаженны вы, что не созерцали нынешних дней!"... Потом нечистый разошлёт приказы по всякой области при помощи демонов и людей; все они будут говорить: "Появился великий царь на земле: идите все лицезреть могущество силы его. Вот, он доставит вам хлеб и одарит вас вином, богатством многоценным и почестями великими!"... И вот, по недостатку пищи, все придут к нему и поклонятся ему, а он сделает им надписание на правой руке и на челе с той целью, чтобы никто не мог изобразить Честного Креста... Печать же его на челе и на правой руке составляет число шестьсот шестьдесят шесть» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с.73-75).

Допуская, что число это может иметь не одно значение, святой наиболее вероятным чтением надписания признает всё же APNOYME – усечённую форму от dQVOU|aai, «отрекаюсь». «И с того времени, – продолжает он, – подобный человек... не будет иметь возможности знаменать какой-либо из своих членов, но подчинится льстецу и ему будет служить – и раскаяния не будет в нём: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» (Там же, с. 75).

(Продолжение следует)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх