Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Как христианам правильно себя вести?




(Начало в №№ за декабрь 2017 – февраль 2018 гг.)

Об одежде

Сказанное относится не только к храму. Вообще христианка должна в любом месте, не только в храме, но и на работе, в гостях оставаться христианкой — должен быть соблюдён какой-то определённый минимум правил, который нельзя переступить. Внутреннее чутьё покажет, где надо остановиться. Скажем, вряд ли православная девушка или женщина будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бёдра «лосинах» и свитере поверх них), вряд ли соблазнится модной среди молодёжи шапочкой с рожками, очень уж напоминающими бесовские, или покроет голову платком, на котором изображена полуобнажённая девица, дракончики, разъярённые быки или нечто иное, чуждое не только христианскому, но хоть сколько-нибудь нравственному сознанию.

Полезно нашим современницам знать высказывание священномученика Киприана Карфагенского: «Скажи мне, модница, неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой, в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом скажет: это не Моё создание, это образ не Наш! Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажён ложью, образ извращён, лицо твоё чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы — с ним и гореть тебе!»

Вряд ли уместна и другая крайность, когда ревностные не по разуму новоначальные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в чёрное, внешне стремясь походить на монахинь или послушниц. Надо сказать, самодовольные и часто невежественные поучения, которые нередко изрекают такие прихожанки, подняв «смиренно» потупленные глазки, выглядят иногда крайне неприглядно... Особая аскеза в одежде должна быть непременно согласована с духовным отцом — только он, зная внутренний настрой своих чад, их привычки и страсти, которые могут усилиться от самовольных «подвигов», может благословить или же не благословить ношение чёрной одежды.

Об учительстве

Что же касается вопроса учительства, здесь надо учитывать, что Господь призывает нас не столько учить, сколько соблюдать слово, стараться исполнять те требования, которые Церковь предъявляет к своим чадам. Что же касается собственно учительства, то в своём доме женщина как мать обязана учить своих детей христианским нормам жизни и правилам поведения в храме, христианским взаимоотношениям среди членов семьи.

Но как быть в том случае, если человек впервые пришёл в храм Божий, который для него собственно является не храмом, а просто произведением искусства? Естественно, он не знает, как себя вести в храме, не знает элементарных правил приличия — ему даже не приходит в голову мысль, что своим поведением в храме он может оскорбить религиозные чувства верующих. Конечно, верующие люди ни в коем случае не должны срываться, говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или девице в шортах, например. И уж совершенно недопустимо грубо одёргивать пришедших в храм впервые, говоря нечто вроде: «Куда с накрашенными губами к иконе?! Как свечку ставишь?.. Куда лезешь — не видишь...» Это называется ревность не по разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Именно любви и утешения ждёт человек, впервые переступивший порог храма, и если он после гневной «отповеди» никогда больше не захочет прийти в храм, то ведь на Страшном Суде взыщется с нас за его душу! А часто именно из-за ворчливой недоброжелательности «бабушек» на приходах многие новоначальные боятся прийти в храм, потому что они «ничего не знают», а спросить боятся — на кого нарвёшься...

Как помочь новоначальным?

Как помочь новоначальным? Подойти и деликатно, тихонечко сказать такому молодому человеку или девушке: «Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю...» В некоторых храмах разумно поступают, приготовив у входа коробочку с головными платками, чтобы женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшие в храм с непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить: «Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах—можете взять платочек вот отсюда...» Но сказать это таким тоном, чтобы люди не оскорбились.

В основе обличения, вразумления, наставления человека должна лежать не озлобленность или ненависть, а христианская любовь, которая всё покрывает, всё прощает и исправляет брата или сестру. Людям надо просто, деликатно объяснить, что можно делать во время богослужения, а что — нет. Но надо знать, в какие моменты службы это можно сказать. Например, во время чтения Евангелия, или Херувимской, или же Евхаристического канона, или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос) этого делать не нужно. В эти моменты службы даже свечи не продаются — но бывает, что пришедшие в храм люди, не зная этого, начинают стучать в окно свечного ящика или громко спрашивать, где им взять свечи. В таком случае, если служителя храма не оказалось на месте, кто-то из близстоящих верующих людей должен очень деликатно сказать: «Пожалуйста, подождите несколько минут, когда откроется окно, а пока постойте с вниманием, сейчас читают Евангелие». Конечно, даже совсем незнающий человек поймёт такую ситуацию чисто по-человечески.

Не пытайтесь судить людей!

Если у человека, пришедшего впервые в храм, возникли определённые вопросы: кому поставить свечку, перед какой иконой помолиться, к какому святому обратиться в различных семейных трудностях или куда и когда прийти на исповедь, то с этими вопросами лучше посоветовать обращаться к священнослужителю. Если у батюшки нет в данный момент возможности побеседовать, то надо направить новоначального к человеку, который на то специально поставлен — работникам храма, которые в пределах своей компетенции постараются на эти вопросы ответить, посоветуют, какую литературу почитать.

Лжеучительство чрезвычайно опасно. Чего только не наслушаешься порой в наших храмах от всезнающих самоуверенных «бабушек», которые самовольно берут на себя роль духовника, давая советы по чтению акафистов, правил, тех или иных молитв, насчёт особенностей поста и т.д. — что может благословить только священник. Бывает, такие благочестивые с виду прихожанки принимаются судить поступки священников — чужих или своих. Это совершенно недопустимо! Когда Господа спросили: рассуди, кто здесь прав — что ответил Христос? «Кто поставил Меня судить вас!» Так вот и мы — в отношении любого человека нам не дана власть судить его.

Что же касается людей, которые с дерзостью берутся судить даже о благодатности или безблагодатности того или иного храма, прихода, священника или даже епископа, то они берут на себя большой грех осуждения. Замечено, что в храмах или на могилках старцев всегда находятся подобные люди. Дьявол делает свою работу разрушения, отклонения, чтобы настроить человека против всего святого, Церкви, против священноначалия, против пастырей. Приходилось даже слышать: «Батюшка молодой, этого не знает — я тебе сейчас объясню». Батюшка же говорит то, что в данный момент ему влагает в сердце Бог.

Вспомните слова преподобного Серафима Саровского, когда его спросили: «Батюшка, откуда вы всё это знаете?» Он сказал: «Поверь, чадо моё, что ещё несколько минут назад я даже не думал говорить тебе». То есть Бог вразумляет — а священник говорит. Поэтому не надо сомневаться, не надо думать, что батюшка некомпетентен, батюшка малограмотный и ничего не сможет ответить. Если вы обратитесь к нему с верою, что через него услышите волю Божию — Господь вразумит его, что сказать вам, что было бы для вас спасительно.

Протоиерей Андрей УСТЮЖАНИН
(Продолжение следует)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх