|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф Ватопедский о конце света
(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)
«...В последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать и предавать, и тогда явится мировой обманщик, словно Сын Божий, и сотворит знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет (он) творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придёт тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся... И тогда явятся знамения истины: сперва знамение, распростёртое на небе, затем знамение гласа трубного и, в-третьих, воскресение мёртвых; не всех, однако, но как сказано: «Придёт Господь и все святые с Ним» (Ср.: Зах. 14:5). Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...» (Учение двенадцати апостолов. XVI, 1-8. Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003, с. 59-62).
Этот фрагмент «Учения двенадцати апостолов» — анонимного сочинения, запечатлевшего апостольское предание и современного Откровению Иоанна Богослова (оба текста относятся к концу 1-го века Р. X.), рисует сходную в главных чертах картину последних дней. За отступлением человечества от Бога последует безмерное умножение зла, которое есть корень и главное условие появления антихриста. Выдавая себя за спасителя мира и обольстив все народы, он принесёт остатку верных страшные испытания, конец которых — Второе Пришествие Христово.
Творения священномученика Ипполита, Епископа Римского
Наследие этого святого мужа включает обширные тексты по нашей теме, которые представляются во всём согласными с Преданием Церкви и творениями других богоносных её отцов. Важнейшее значение в этом смысле принадлежит одному из них, где обличается лукавое подражание антихриста Господу Иисусу Христу: «Как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его Царской и славной природы был предвозвещён как лев, подобно этому... Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильственной природы. В самом деле, во всём желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — Царь небесного и земного, царём же (но только) на земле будет и антихрист. Явлен Спаситель как агнец — и тот предстанет как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлёт лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец — и тот подобным же образом соберёт рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный Крест — и тот подобным же образом даст знамение своё. В образе человеческом явился Господь — и тот... придёт во образе человека. Из среды евреев произошёл Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть как храм и восставил её на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме» (Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее — Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, с. 68).
|
Икона «Конец света»
| |
Это сопоставление священномученик Ипполит подробно обосновывает свидетельствами Священного Писания, раскрывающими как истинную сущность «сына погибели», так и грядущие испытания для всех, кто откажется признать его власть.
Показывая, сколь отлично пришествие в мир сына погибели от Пришествия Христова, святой напоминает об укоризненных словах Спасителя иудеям, отвергавшим Его проповедь: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин. 5: 43). Но этот «другой», которого иудеи примут как исполнителя их многовекового чаяния, есть, без сомнения, грядущий антихрист. И если происхождение Господа Иисуса по плоти от колена Иудова предвозвещено праотцем Иаковом, назвавшим Иуду «чаянием языков» (ср.: Быт. 49:10), то о происхождении «сына беззакония» из евреев, но от колена Данова предсказание того же праотца гласит: «и да будет Дан змий на пути... угрызая пяту конску» (Быт. 49:17). «Змеем же кто был, — толкует это пророчество святой, — как не обольститель от начала... который обольстил Еву и запнул Адама?» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 39). Приводит он и другие пророчества о Дане — Моисея («Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33:22)) и Иеремии («От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания... потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем» (Иер. 8:16)), — откуда видно, что отпрыск этого колена принесёт народам опустошение и гибель.
Развивая тему Дана, святой предлагает и четвёртое пророчество о нём, не встречающееся в Священном Писании, но, по-видимому, слывшее в его время авторитетным: «Соберёт всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, пойдут вместе с ним; он сделает море белым от парусов его кораблей и сделает чёрным поле от огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падёт мечом» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 17).
При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвёртого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7:1-28), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времён, и не мы ли, напротив, — прямые её свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.
Попутно заметим, что в загадочном Павловом тексте об удерживающем (2 Фес. 2:7: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь») он склонен видеть намёк на «четвёртого зверя» — державу римлян (См.: Там же. Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила, с. 131; Выпуск 2, с. 43-44), которая, как мы говорили выше, дожила до нашего времени в лице западноевропейского мира.
Ипполит Римский внимательно исследует предсказание Спасителя о «мерзости запустения на святом месте» (ср.: Мк. 13:14), подразумевающее Даниилово пророчество (см.: Дан. 9:27; 12, 11 и др.), и различает «мерзость погибели» и «мерзость запустения». Первая «мерзость» — это осквернение и разорение главной святыни евреев, Иерусалимского храма, греко-сирийским царём Антиохом 4-м Епифаном; вторая — воздаяние в нём Божеских почестей антихристу, о чём говорит и двадцать седьмой стих девятой главы книги Даниила: «И утвердит завет мнозем седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилища мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение». Но седмина (семилетие), разделённая пополам, — это и есть «время, времена и полвремени» Иоанна Богослова и составляет сорок два месяца, то есть тысячу двести шестьдесят дней, или три с половиной года, в течение которых будет попущено действовать антихристу. В первой половине седмины явятся два свидетеля истины — Енох и Илия, о чём говорит и пророк Малахия: «И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну» (Мал. 4: 5-6). Оба пророчества святой Ипполит связывает с предсказанием Иоанна Богослова о двух свидетелях Божиих, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3), и о том, что по окончании их свидетельства «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их» (Откр. 11, 7).
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|