Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Старец Иосиф Ватопедский
о конце света


(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)

«...В последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать и предавать, и тогда явится мировой обманщик, словно Сын Божий, и сотворит знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет (он) творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придёт тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся... И тогда явятся знамения истины: сперва знамение, распростёртое на небе, затем знамение гласа трубного и, в-третьих, воскресение мёртвых; не всех, однако, но как сказано: «Придёт Господь и все святые с Ним» (Ср.: Зах. 14:5). Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...» (Учение двенадцати апостолов. XVI, 1-8. Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003, с. 59-62).

Этот фрагмент «Учения двенадцати апостолов» — анонимного сочинения, запечатлевшего апостольское предание и современного Откровению Иоанна Богослова (оба текста относятся к концу 1-го века Р. X.), рисует сходную в главных чертах картину последних дней. За отступлением человечества от Бога последует безмерное умножение зла, которое есть корень и главное условие появления антихриста. Выдавая себя за спасителя мира и обольстив все народы, он принесёт остатку верных страшные испытания, конец которых — Второе Пришествие Христово.

Творения священномученика Ипполита, Епископа Римского

Наследие этого святого мужа включает обширные тексты по нашей теме, которые представляются во всём согласными с Преданием Церкви и творениями других богоносных её отцов. Важнейшее значение в этом смысле принадлежит одному из них, где обличается лукавое подражание антихриста Господу Иисусу Христу: «Как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его Царской и славной природы был предвозвещён как лев, подобно этому... Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильственной природы. В самом деле, во всём желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — Царь небесного и земного, царём же (но только) на земле будет и антихрист. Явлен Спаситель как агнец — и тот предстанет как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлёт лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец — и тот подобным же образом соберёт рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный Крест — и тот подобным же образом даст знамение своё. В образе человеческом явился Господь — и тот... придёт во образе человека. Из среды евреев произошёл Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть как храм и восставил её на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме» (Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее — Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, с. 68).

Икона «Конец света»
Икона «Конец света»
Это сопоставление священномученик Ипполит подробно обосновывает свидетельствами Священного Писания, раскрывающими как истинную сущность «сына погибели», так и грядущие испытания для всех, кто откажется признать его власть.

Показывая, сколь отлично пришествие в мир сына погибели от Пришествия Христова, святой напоминает об укоризненных словах Спасителя иудеям, отвергавшим Его проповедь: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин. 5: 43). Но этот «другой», которого иудеи примут как исполнителя их многовекового чаяния, есть, без сомнения, грядущий антихрист. И если происхождение Господа Иисуса по плоти от колена Иудова предвозвещено праотцем Иаковом, назвавшим Иуду «чаянием языков» (ср.: Быт. 49:10), то о происхождении «сына беззакония» из евреев, но от колена Данова предсказание того же праотца гласит: «и да будет Дан змий на пути... угрызая пяту конску» (Быт. 49:17). «Змеем же кто был, — толкует это пророчество святой, — как не обольститель от начала... который обольстил Еву и запнул Адама?» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 39). Приводит он и другие пророчества о Дане — Моисея («Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33:22)) и Иеремии («От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания... потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем» (Иер. 8:16)), — откуда видно, что отпрыск этого колена принесёт народам опустошение и гибель.

Развивая тему Дана, святой предлагает и четвёртое пророчество о нём, не встречающееся в Священном Писании, но, по-видимому, слывшее в его время авторитетным: «Соберёт всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, пойдут вместе с ним; он сделает море белым от парусов его кораблей и сделает чёрным поле от огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падёт мечом» (Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2, с. 17).

При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвёртого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7:1-28), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времён, и не мы ли, напротив, — прямые её свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.

Попутно заметим, что в загадочном Павловом тексте об удерживающем (2 Фес. 2:7: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь») он склонен видеть намёк на «четвёртого зверя» — державу римлян (См.: Там же. Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила, с. 131; Выпуск 2, с. 43-44), которая, как мы говорили выше, дожила до нашего времени в лице западноевропейского мира.

Ипполит Римский внимательно исследует предсказание Спасителя о «мерзости запустения на святом месте» (ср.: Мк. 13:14), подразумевающее Даниилово пророчество (см.: Дан. 9:27; 12, 11 и др.), и различает «мерзость погибели» и «мерзость запустения». Первая «мерзость» — это осквернение и разорение главной святыни евреев, Иерусалимского храма, греко-сирийским царём Антиохом 4-м Епифаном; вторая — воздаяние в нём Божеских почестей антихристу, о чём говорит и двадцать седьмой стих девятой главы книги Даниила: «И утвердит завет мнозем седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилища мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение». Но седмина (семилетие), разделённая пополам, — это и есть «время, времена и полвремени» Иоанна Богослова и составляет сорок два месяца, то есть тысячу двести шестьдесят дней, или три с половиной года, в течение которых будет попущено действовать антихристу. В первой половине седмины явятся два свидетеля истины — Енох и Илия, о чём говорит и пророк Малахия: «И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну» (Мал. 4: 5-6). Оба пророчества святой Ипполит связывает с предсказанием Иоанна Богослова о двух свидетелях Божиих, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3), и о том, что по окончании их свидетельства «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их» (Откр. 11, 7).

(Продолжение следует)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх