Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Иеромонах Макарий (Маркиш):
«Будьте христианами на деле!»


Иеромонах Макарий — клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист, миссионер, блогер. Возглавляет комиссию по вопросам семьи и материнства. Автор многочисленных книг. Публикации отца Макария можно встретить в аналитическом обозрении «Радонеж», в информационно-аналитической службе «Русская народная линия», в журналах «Фома», «Нескучный сад», «Русский дом» и «Orthodox Life» (США), в Интернет-изданиях «Православие и мир», «Истина», «Православие.ru», «Милосердие.ru», «Одигитрия» и других.
Отец Макарий — активный участник православной сети «Елицы», созданной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла для объединения православных христиан. Участник миссионерского интернет-проекта «Батюшка онлайн». Основатель и руководитель миссионерского интернет-проекта «Вопросы батюшке». Ведёт страницу «Священник отвечает». Участник телепроекта «Медиа-отец», частый гость ТВ «Союз».
В канун 65-летнего юбилея мы публикуем интервью с ним.



«Прошу Вас меня крестить!»

— Отец Макарий, расскажите немного о семье, в которой вы родились.
— Я вырос в безрелигиозной среде, безразличной к небесной вертикали. Никаких признаков хулы или атеизма не было, но старшие полагали, очевидно, что вера —«личное дело каждого», нечто вроде цвета носков или фасона галстука… Однако к тридцати годам сознательной жизни, как будто бы спокойной и благополучной (помнится, я изумлялся полной безмятежности своего бытия по сравнению с двумя предшествующими поколениями), мне стало ясно, что это вовсе не так. А вот как оно должно быть — об этом я понятия не имел, и иметь не мог.

— Если вам жилось так безмятежно, то почему тогда вы уехали в Америку?
— Я уезжал на волне настроения, возникшего ещё в 1960-70-х годах среди российских евреев, фоном которого была неприязнь, если не сказать — ненависть к своей стране. С одной стороны, просто неприязнь от того, что «всё у нас плохо»; с другой стороны — национальный вопрос: мы евреи, а они такие-сякие, нас не любят, нас гонят. И это всё раскручивалось отчасти целенаправленно, отчасти естественным путём, просто из-за внутреннего озлобления людей. Будучи молодым человеком, весьма непросвещённым, недалёким, я следовал за всеми. Как все, так и я… В Москве я жил с бабушкой и дедушкой, и пока они были живы, отодвигал вопрос об отъезде. Дедушка умер в 1976-м году, бабушка — через два года после него, и меня уже ничего не держало. Моя мама настаивала на том, чтобы я ехал: ей виделись ожидающие меня там «молочные реки, кисельные берега». Ну и всё, я поддался.
 Отец Макарий – активный участник Интернет-проекта «Онлайн-батюшка»
Отец Макарий – активный участник Интернет-проекта «Онлайн-батюшка»
— Там же, в Америке, вы приняли православие, будучи успешным программистом. Как это случилось? Почему именно православие (а не, скажем, протестантизм), заинтересовало вас — ведь США преимущественно протестантская страна?
— Честно говоря, не вижу никакого противоречия между профессией программиста и православной верой! Скорее наоборот: профессиональный навык к ясности суждений, последовательности, самокритике и внимания к деталям идеально соответствует православному образу мысли. В последние годы пребывания в России (мне было тогда 28-30 лет) я будто вдруг понял, что должен сделать шаг к Церкви. Многое в нашей жизни бывает «вдруг»: начинается война, и человек вдруг решает, что ему надо идти в армию добровольцем; или юноша вдруг понимает, что должен жениться… Это совпало с разрешением на отъезд. Так что вот с такой мыслью я уехал.
В Бостоне я знакомился с верующими разных конфессий, раз-другой зашел в римо-католическую церковь. Но уже тогда чувствовал, что вера должна быть православной... Неудивительно для выросшего в России, на русской культуре! Однако православных «юрисдикций» на американском континенте немало. Есть популярная байка (слава Богу, уже устаревшая): попал православный американец на необитаемый остров и прожил там много лет. Потом нашли его; он там построил шоссе, магазин, бензоколонку, биржу, — и две церкви. «Зачем же две?» — спрашивают. — «Как же иначе? В эту церковь я хожу, а в ту ни ногой!»
И вот, во время своих рассуждений на церковные темы, я зашёл в Бостоне в русскую Богоявленскую церковь. И, ожидая священника, стоял рядом с большой иконой Новомучеников (в Русской Зарубежной Церкви они были прославлены ещё в 1981-м году) и внимательно её рассматривал, как бы от нечего делать. Стоял и смотрел, смотрел на лица людей, на клейма… Это было уже не моё движение, а воздействие на меня. Как говорится, когда человек делает шаг навстречу Богу, Бог делает шаг навстречу человеку.
И когда вышел священник, протоиерей Роман Лукьянов, я ему безо всяких сомнений и рассуждений просто сказал: «Прошу Вас меня крестить». Он крестил меня на Богоявление 1987-го года, после четырёх месяцев катехизации.

Проголосовал за Трампа

— Почему же вы решили вернуться в Россию? В одном из интервью вы сказали, что это был ваш ответ на бомбардировки США Сербии. Неужели Америка вас так сильно чем-то разочаровала?
— Нет, ничем меня Америка не разочаровывала. Я уже был немолодой человек, чтобы очаровываться. Нападение на Сербию было не причиной моего возвращения, а всего лишь импульсом, вехой на естественном пути. Дело было так: в мае 99-го года мы каждую субботу проводили антивоенные митинги в центре Бостона, держали плакаты соответствующего содержания. Были там и сербы, и греки, и русские, и местные добрые люди. И вот во время одного такого митинга ко мне подошёл какой-то американец и говорит: «Ну что, если всё это правда, что у вас тут понаписано, то чего ж вы прётесь-то к нам в Америку?!» Примерно в таком духе. Его сразу оттащили свои же. И прошло минут пять-десять, смотрю — он идёт назад, с понурой головой извиняться. И говорит: «Простите, я Вас оскорбил, я Вас обидел». Мы с ним друг другу пожали руки, а я про себя думаю: «А парень-то прав…»

— А вы следите ли за происходящим в Америке сегодня?
— Надо бы следить всерьёз, тем более, что происходит много весьма важного! И все возможности есть. Но не успеваю: необъятного не объять, как сказал Козьма Прутков. Однако же, во время выборов 16-го года я затребовал себе по почте избирательный бюллетень и проголосовал за Трампа. Получаю сегодня за это непрестанные пинки и неизменно отвечаю недовольным: «Проиграй Трамп, было бы куда хуже, и всему миру, и нам в первую очередь!»
У отца Макария — много друзей и духовных чад
У отца Макария — много друзей и духовных чад
— А что вас подвигло к принятию монашества?
— В 91-м году жена оставила меня, дети с тех пор выросли… Можно, конечно, жить в безбрачии и вне монашества, но стремление к верности, к устойчивости способствует выбору между тем и другим. Либо я отдаю себя семье — малой церкви, либо Церкви в целом, монашеской общине. Кому-то нужно отдать своё сердце.

Святой пожимал мне руку!

— Вы были лично знакомы с легендарным хранителем Монреальской мироточивой иконы мучеником Хосе Муньосом. Возможно, и с иеромонахом Серафимом (Роузом) встречались? Что это были за люди, расскажите немного о них.
— Хосе Муньоса я действительно встречал, был свидетелем мироточения Иверской иконы во время богослужения и в Монреале, и у нас в Бостоне, когда Хосе её привозил. Всегда вспоминаю его, когда заходит разговор о святости в наши дни: вот человек безупречной, жертвенной жизни; вот явное чудо, связанное с ним; вот пытка и смерть мученика от рук сатанистов… Выходит, святой пожимал мне руку!
Что же касается отца Серафима, то я не мог его знать: он умер в 1982-м году, за три года до моего приезда в США. Однако в моей жизни он сыграл, пожалуй, ещё более важную роль. Помню огромное впечатление от его небольшого трактата, Sumhumanity («Человек наизнанку»), написанного им ещё до принятия православия: тогда же я перевёл его на русский язык и потом регулярно переводил работы отца Серафима, главным образом по инициативе протоиерея Петра Перекрёстова из Сан-Франциско для его журнала «Русский Пастырь». Впоследствии эти переводы вышли отдельной книгой в издательстве «Никея» под названием «Американский просветитель русского народа». Посмертная судьба отца Серафима, ход событий в группе его сторонников в 1980-90-х годах, должны непременно стать предметом внимания наших исследователей современной церковной истории. У моих друзей в Бостоне имеются обширные материалы на эту тему; выполнить такую работу к сорокалетию его кончины было бы достойным делом памяти праведника.

— Были ли в вашей жизни случаи, когда Бог явным образом являл вам себя, от чего-то спасал или исцелял? Расскажите, если можете.
— Подобные случаи с трудом поддаются изложению, их публикация не всегда полезна. Но об одном событии, связанном с именем упомянутого Хосе Муньоса, всё же расскажу. Приехал я как-то в гости к знакомым, где собралась компания бывших соотечественников, весьма далёких от Христа и Его Церкви, скажем прямо, настроенных анти христиански. Я привёз туда видео-кассету (кто помнит сегодня такое чудо техники?) с подборкой сюжетов о русской Америке, и мы стали их смотреть. Дошла очередь до Монреальской иконы — и посыпались саркастические, а то и прямо богохульные комментарии: дескать, возможности видео-монтажа неограниченны и т.п. Мои заверения о достоверности показанного на экране ни на кого не подействовали. Тогда вдруг, словно по наитию, я вытащил из нагрудного кармана пластиковый пакет с капелькой миро от Монреальской иконы, который я всегда носил при себе, и раскрыл его. Можно было ожидать агрессивной реплики: «Эка невидаль, налить одеколону на ватку!» — но внезапно воцарилось молчание, а затем, словно по команде, публика заговорила о чём-то постороннем.
Интересные встречи с интересными людьми
Интересные встречи с интересными людьми

Каждый член общества неповторим!


— Вы являетесь одним из разработчиков «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским собором РПЦ в 2008-м году. Что значат для вас эти понятия: достоинство, свобода и права человека?
—Для меня они значат точно то и именно то, что сказано в упомянутом вами документе! Иначе зачем было бы его разрабатывать и предлагать на утверждение Собору? Могу только добавить по своему пастырскому опыту, что утрата свободы и пренебрежение достоинством стоят в ряду самых вредных и мучительных препятствий на пути человека ко Христу.

— В настоящее время вы несёте послушание руководителя отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии. Удаётся ли вам реально наладить связь с обществом? Какие встречаются трудности?
— Общество многочисленно и многообразно, около полумиллиона в нашей епархии — и каждый член общества неповторим! На этом и построена наша работа. Глубоко и трагично заблуждаются те, кто успех взаимоотношений с обществом пытается измерить числом подписчиков на сайте или «лайков» под сообщением! Помню дискуссию на фестивале православных СМИ «Вера и Слово»: речь шла о каком-то субъекте, радио-ведущем на одной из московских станций, который непрерывно врёт, и чем больше врёт, тем больше у него подписчиков. Парадоксально? Ничего подобного, вполне естественно! Это клоун, и успех клоуна как раз измеряется количеством и качеством его вранья. «Клоун в огненном кольце, Хохот мерзкий, как проказа …» (М. Волошин). Уподобляться ли клоуну? Или напортив, быть для зрителя, слушателя, читателя избавлением от мерзкого хохота? Ответ, полагаю, очевиден!

— Согласны ли вы с тем, что сейчас идёт борьба за молодёжь?
— Да, всем понятно, что нравственный, семейный, детский, молодёжный фронт — это единое поле решающей битвы сегодняшнего дня, битвы за наш народ, за наше будущее.

Рыба плывёт туда, куда нужно ей


— Скажите, куда, на ваш взгляд, все мы движемся: Россия? Америка? Европа? Вся планета?
— Мы только что говорили о свободе. И тут самое время представить себе быстрый ручей: рыба держит голову против течения и плывет туда, куда нужно ей, куда бы не увлекал её набегающий поток. А другой сорт рыбы плывет вниз по течению: куда вода — туда и она. Брюхом вверх. Выбор примера для подражания — за каждым из нас.
С религиоведом Сергеем Чапниным
С религиоведом Сергеем Чапниным
— Не могу не спросить вас о процессах, происходящих внутри церкви. Как вы думаете, что происходит сейчас внутри православия: русского, вселенского? В католицизме?
— Про римо-католицизм мало что могу сказать. Церковь открыта для всех: в нашем бостонском приходе было немало пришедших из римо-католицизма: кое-кто из них остаётся для меня образцом. А внутри Православия происходит то самое, чему положил начало Спаситель, что продолжается без перерыва почти две тысячи лет, и что до острой боли знакомо каждому верующему, а священнику — в тысячу раз острее. Каждый говорит об этом в меру необходимости; вот отрывок из воспоминаний С.И. Фуделя: «Помню одно ноябрьское утро в камере 1922 года… В такое утро особенно трудно вставать. Откроешь глаза — и вот всё та же пыльная лампочка, горевшая, по правилам, всю долгую ночь… И вдруг стену внутреннего холода пробивает, как луч, тёплая, победоносная мысль: да ведь сегодня будут служить литургию! Сегодня там, на маленьком столике у окна, опять загорится огонь и через все стены и холод опять поднимется за всех людей, за всю страдающую землю жестяная тюремная чаша «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся» — у нас нет ничего, кроме этого, но именно в этом больше всего нуждается мир».

— Не кажется ли вам, что сегодня мы, христиане, много говорим на около христианские, около православные темы, и очень мало — о Христе?
— О Христе мы говорим мало потому, что словеса суть орудия мира сего, а молчание — таинство века грядущего (преподобный Исаак Сириянин). Потому столь важны около христианские, около православные темы: они открывают дорогу Христу в этот мир вокруг нас. Или не открывают… Вот лекции вашего земляка, протоиерея Георгия Митрофанова, по истории Русской Церкви в 20-м веке: много ли там сказано о Христе?... Но Он там на каждой странице, в борьбе, страданиях и подвиге Своей Святой Церкви, своих святых Новомучеников, на чьих плечах мы сегодня стоим. А вот другая работа (автора называть не стану) о столь же судьбоносном 17-м веке: сборная солянка из лотмановско-бахтинских сентенций, коллокаций и конструкций. Тоже ведь о Церкви — только Христу там нет места.

«Давайте… уничтожим ад безгрешностью!»

— Одна из ваших книг называется «Давайте уничтожим ад!» О чём она? Речь идёт о конкретном аде или аде в душе человека? Или об аде в обществе?
— Книжка эта не моя, это сборник нескольких авторов. У меня, к сожалению, не сохранилось ни одного экземпляра. Но заглавие, в самом деле, взято из моей заметки, а я в, свою очередь, ссылаюсь на «Мысли на каждый день года» святителя Феофана Затворника: «Бог ада не создавал, как не создавал Он и вообще никакого зла. Бог любит нас и ждёт от нас ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад — следствие противоположного выбора, результат сознательного отказа от Божией любви. Люди, сделавшие в жизни такой выбор, вполне естественно продолжают следовать после смерти по накатанному пути. «Каким я жил, таким и в смерти буду!» — с вызовом восклицает обитатель Дантова ада. Вот в каких примерно словах излагает православную точку зрения на ад и вечные муки святитель Феофан Затворник: «Не Бог виновник ада и вечных мучений, а люди. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Того и ждёт от нас Господь; за тем Он и на землю приходил, за то и принял смерть на кресте. Если Он желает безгрешности, то, значит, и желает избавить каждого от вечных мук. Всё дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад этому; для того он и дал нам узнать про ад, чтобы всякий поостерёгся туда попасть».

— Расскажите о вашем участии в Интернет-проектах. Сколько времени вы проводите за компьютером? Многие считают, что Интернет — это плохо, увлечение им рождает зависимость. А вы что скажете?
— Компьютерами меня не удивишь и не испугаешь: в той или иной функции я работаю с ними с 1971-го года, когда я поступил на первый курс МИИТа. И сегодня тоже компьютер — мой рабочий инструмент, как топор для плотника. Но топором можно заехать по пальцам, а увлечение Интернетом, в самом деле, порождает зависимость, что мы и наблюдаем среди детей и молодёжи: достаточно взглянуть на межеумков, уткнувшихся в сотовые телефоны. Плохо? Да, плохо. Снова возвращаемся к теме свободы. В отличие от алкоголя, героина и даже табака, зависимость эта чисто психологическая, не отягощённая физиологией. Но каждый решает сам: бороться ли с набегающим потоком или плыть брюхом вверх по течению…
Из множества разных дел и проектов в Интернете упомяну обширную и весьма трудоёмкую работу в сети Елицы.рф: здесь и ответы на вопросы от всех желающих со всего мира (за два с чем-то года набежало больше двадцати тысяч), и видео-беседы с врачом и психологом, и комментарии к текущим событиям, и ежедневная программа «Добрый вечер».

— Ваша сегодняшняя деятельность, так или иначе, связана с просветительством. Скажите, почему это так важно для вас?
— Важно для меня, потому что важно для нас. А почему важно для нас, объяснил святитель Филарет (Дроздов): «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Вот его-то, союз с невежеством, и приходится каждый день расчищать…

— Что такое для вас миссионерство? Должны ли этим делом заниматься лишь избранные или каждый член сегодняшней церкви?
— Вот вопрос простой! Ответ на него находим прямо в Концепции миссионерской деятельности РПЦ: «Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры. Каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства».

Во время одной из евангелизационных кампаний
Во время одной из евангелизационных кампаний
—Что, на ваш взгляд, сегодня больше всего мешает людям прийти к Богу?
— Равнодушие, упрямство, невежество.

— Каковы ваши ближайшие планы?
— Думаю, монаху не надо строить особых планов. Монах отдаёт себя Церкви и исполняет те планы, которая она ему предлагает.

— Скажите, пожалуйста, несколько слов пожеланий читателям.
— Будьте христианами не на словах, а на деле! И будьте счастливы!
Вёл беседу Сергей Романов
Фотографии автора и из архива отца Макария


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх