|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Старец Иосиф Ватопедский о конце света
(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)
ОГОЛТЕЛАЯ ЯРОСТЬ САТАНЫ открывается духовным очам тайнозрителя как присутствие подле жены огневидного дракона, готовящегося пожрать её новорожденное чадо. Но дитя, которому надлежало упасти все народы, сразу по рождении «восхищено было к Богу и престолу Его» (ср.: Откр. 12:5), между тем как жена «убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога» (Откр. 12:6). Итак, не сумев погубить плод жены-Церкви, дракон обрушивает свою ярость на мать, но и она находит защиту в пустыне. А что иное означает это бегство, как не обращение Церкви, искушаемой от сатаны, к духовному деланию — усиленной молитве, подвигам поста и благодушному терпению зол, в чём подвизались её чада-пустынножители? И кто на протяжении многовековой борьбы Церкви с силами зла спасал её от ересей и прочих соблазнов, если не «пустынное порождение» — богоносные отцы, которые ниспровергли ложь, украсили Церковь святостью и обезопасили правилами? Но повествуя о жене, соблюдаемой в пустыне, Богослов подразумевает те эсхатологические времена, когда антихрист, крайнее порождение зла, двинет против Церкви все свои силы. «Питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12:6). Указанное число — иное обозначение срока, ранее открытого нам как «время, времена и полвремени» (Ср.: Откр. 12:14).
«Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр. 12:12-13). Как душеполезно и спасительно для верных это напоминание о неистовой злобе диавола, и каким бесценным предостережением служит оно нам, если только постоянно содержим его в памяти! Согласно отцам, враг, несомненно, торжествует, а мы терпим поражение всякий раз, когда забываем о постоянном его злоумышлении, когда не внемлем или не доверяем свидетельству о том Писания и Церкви.
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени» (Откр. 12:14), то есть в продолжение трёх с половиною лет, пока сын погибели будет удерживать венец царства.
Сделаем малое отступление, чтобы показать удручающую слепоту и безответственность людей нашей эпохи. «Для чего нужна пустыня? — вопрошают многие из них. — Зачем покидают мир и человеческое сообщество питомцы её в лице монахов? Какая польза обществу от этих дезертиров?» Ответ очевиден. Убегающие в пустыню созидают щит и ограду Церкви, воздвигают твердыни, о которые разбивается всякая дерзость, всякое злоухищрение сатаны. Образно говоря, они конструируют радиоприёмники, настроенные на человеческие частоты и улавливающие небесные сигналы, с помощью которых открывают хромающему на обе ноги человечеству повеления Божии и разоблачают козни врага-сатаны. Вот в чём главная польза человечеству от неусыпной стражи этих «дезертиров», упразднение которой есть упразднение замысла Божия о мире!
«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (Откр. 12:15-16). Безумная брань сатаны и его воинства с Церковью усиливается и расширяется, но та, чудесно ограждаемая промышлением Господа Вседержителя, остаётся невредимой. Не добившись успеха в преследовании жены-Церкви и думая затопить её потоками ересей и лжеучений, враг вступает в схватку «с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).
|
ФРАГМЕНТ иконы «Страшный суд»
| |
Кроме непрестанной смены картин и образов, Откровению Иоаннову присущ, как мы уже сказали, сложный порядок повествования, где последующие события опережают предыдущие, а реалии раннехристианской истории вводятся в эсхатологическую перспективу. Лица и события, которым принадлежит ключевая роль в повествовании, выступают здесь в самой неожиданной последовательности. Главным «героем» последних дней, наряду с диаволом, оказывается антихрист — крайнее воплощение лютой ненависти сатаны, направленной против Церкви и верных рабов Божиих. С определённого момента в действие вступает третье лицо — лжепророк, который довершает дело прельщения, подготовив фундамент духовной власти антихриста, а значит — всевластия сатаны. «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он... действует... со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» (Откр. 13:11-12).
И здесь необходимо напомнить о человеколюбивом домостроительстве Господа нашего, Который в эти страшные и беспросветные дни попрания истины пошлёт двух великих её светочей — пророков Илию и Еноха, чтобы отвратить человеческий род от антихристова соблазна. Даже в последней фазе всеобщего отступления всеблагой Бог не отменит Своего замысла, но призрит на остаток ищущих спасения. Три с половиной года будет продолжаться служение святых Илии и Еноха. Ободряя и научая христиан противиться обоим зверям — антихристу и лжепророку, эти посланцы Божии, пророки, по окончании их миссии будут убиты слугами антихриста, три дня пребудут без погребения и, чудесно воскрешённые силой Божией, вознесутся на небо. После этого начнётся безраздельное господство диавола и сына погибели над несчастным родом человеческим, но одновременно — подвиг последнего свидетельства и всесовершенного исповедания. Его принесут Богу последние святые, чьи имена записаны «в книге жизни Агнца» (ср.: Откр. 21:27), закланного от сложения мира (См.: Откр. 13:8).
Этот период станет самым тяжким испытанием для Церкви в лице остатка верных, а её победа — победой их терпения и мученичества. Соблюдаемая и питаемая в пустыне, истинная Церковь пребудет там до исхода дней, или славного Пришествия её Жениха Христа, Который явится в силе и славе и сокрушит многовидного врага. «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Окончательное упразднение зла предваряется последовательным сокрушением главных после антихриста орудий сатаны. Из них в образе «града Вавилона» представлен материально-вещественный оплот его власти, в образе «жены-блудницы» — дух растления, поработивший человечество последних дней.
(Продолжение следует)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|