|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Давайте созвонимся
На вопросы читателей отвечает гл. редактор Сергей Романов
Принимаем ваши вопросы по телефону (812) 532-13-17; e-mail: romanov@vzov.ru
— БОЖЬЕ СПАСЕНИЕ — ЭТО ДАР БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ И НЕ ЗАСЛУЖЕННЫЙ. А МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БОЖЬЕ СПАСЕНИЕ ИЛИ ЭТОТ ДАР НАВСЕГДА?
— Да, спасение — это дар, но его можно принять, а можно и отвергнуть. Апостол Павел говорит: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Об этом же пишет Апостол Иоанн: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин. 2:12). Смотрите, Апостол обращается к детям, познавшим Христа и принявшим Христово прощение. Таковые наследуют жизнь вечную. Но даже являясь наследниками жизни вечной, можем ли мы уверенно говорить о своём спасении? Ведь последнюю точку в этом вопросе поставит Бог. Посему Апостол Павел и говорит в одном из стихов: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Флп. 2:12). Спасение, таким образом, это процесс, путь, растянутый в жизнь, и на этом пути может произойти всё, что угодно (вспомните хотя бы Иуду, предавшего Христа, Ананию и Сапфиру и др.).
— НАСКОЛЬКО УГОДНЫ БОГУ ДОБРЫЕ ДЕЛА, СОВЕРШАЕМЫЕ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ИЗ ВНЕ?
— Бог дал человеку добрую волю, и его нельзя принуждать делать добрые дела. Ведь и Сам Бог никого к этому не принуждает. Любое принуждение ожесточает человека, не принося пользы принуждаемому. Добро, сделанное по необходимости, не является христианской добродетелью. «Благоугождение Господу — отступление от зла, и умилостивление Его — уклонение от неправды», — говорит Святое Писание (Сир. 35:3). С другой стороны, мы зачастую принуждаем себя к деланию добрых дел. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», — пишет Апостол Павел (Рим. 7:19). Таким образом, заставлять себя делать добрые дела — не есть грех, но добродетель. А заставлять, силою принуждать к этому других — противоречит воле Божьей.
— В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ИСПОВЕДЬЮ И ПОКАЯНИЕМ?
— Эти два понятие, безусловно, очень связаны, но есть и отличия. Покаяние — это сокрушение сердца человека (Пс. 50:10), плач о своих грехах, искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим. Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа. Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.
— ПОЧЕМУ РОЖДАЮТСЯ БОЛЬНЫЕ ДЕТИ, ИНВАЛИДЫ? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТО БОЖИИМ НАКАЗАНИЕМ ЗА ГРЕХИ?
— Несомненно, является. В основе болезни, как правило, лежит грех. Бог наказывает детей до третьего и четвёртого рода за вину отцов, ненавидящих Бога (Исх. 20:5). От алкоголиков-родителей или наркоманов рождаются, как правило, больные дети. Существует множество болезней, которые передаются по наследству. Но есть и исключения. Так, Господь Иисус говорит относительно слепого от рождения человека: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9:3). Вспомните известного проповедника Ника Вуйчича, он родился без рук и ног. Но сколько людей, благодаря ему, получили утешение и исцеление!
— КАК В СЛУЧАЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ ОКРЕСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ СВЯЩЕННИКА?
— Для этого необходимо сознательно, с искренней верой произнести формулу Таинства Крещения — таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь». Конечно, сам крещаемый должен захотеть принять это Таинство. Ведь крещение — не что иное, как обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3:21). Если крещаемый останется жив, то священник должен восполнить крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрёт, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках.
— Я ЧИТАЛА, ЧТО НЕКОТОРЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ ЗАПРЕЩАЮТ СВОИМ АДЕПТАМ ЛЕЧИТЬСЯ У ВРАЧЕЙ, МОЛ, ЕСЛИ УГОДНО БОГУ, ОН САМ ЧЕЛОВЕКА ВЫЛЕЧИТ. А КАК НА ЭТО СМОТРИТ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА?
— Православная вера на это смотрит оптимистично: врачи нужны людям! В Слове Божьем говорится следующее: «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38:1, 2, 4, 6, 7). Врачи — слуги Божьи. Не будем забывать, что «всякое даяние доброе... нисходит от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Бог хочет, чтобы мы правильно относились к нашему телу, ибо оно — храм живущего в нас Духа Святого (1 Кор. 6:19). Конечно, в первую очередь за помощью мы должны обращаться к Богу. Но и врачей при этом не забывать.
— ВО МНОГИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ СЕГОДНЯ ПРОВОДИТСЯ ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ. НАСКОЛЬКО ОНА ХОРОША ИЛИ ПЛОХА ДЛЯ КАЮЩЕГОСЯ?
— Церковно-славянское слово «исповедаю» означает «открыто признаю, объявляю». Истоки такой практики находим в Писании: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Однако многие из прихожан предпочитают общую исповедь. В случае, если человек не совершал смертных грехов, не находится на замечании и регулярно причащается, современной практикой такое допускается. Как она проходит? Священник после молитв зачитывает подробный перечень грехов и призывает всех пришедших на исповедь каяться. Нужно ли сомневаться, что и такую исповедь милосердный и милостивый Господь примет и простит грехи?
— КОГДА СЛАВЯН СТАЛИ НАЗЫВАТЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ЕВРЕЙСКИМИ ИМЕНАМИ — ВЕДЬ СЛАВЯНСКИМ ИМЁН — МОРЕ?
— Большая часть русских имён иностранного происхождения имеет греческие корни. И это не удивительно. Ведь с конца Х века Киевская Русь переняла византийское христианство и вместе с ним — традицию нарекать детей во время Таинства крещения. В то время имя ребёнку выбирал священник, пользуясь справочной книгой Ономастиконом, которая в дальнейшем стала называться «Святцы». Еврейские имена, как и греческие, имеют ту же библейскую традицию. Все такие имена что-то обозначают, например, Мария — «Госпожа», Даниил — «Бог мой Судья» и т. д. Но, наряду с ними, на Руси вплоть до начала 20-го века существовали и вторые имена, не греческие, а прозвища (например, Иван, сын Петров, Конь). Далее от этого были зафиксированы фамилии (в данном случае: Петров либо Конев). Но также до сих пор осталось много и исконно русских имён, таких как Владимир, Олег, Ольга, Игорь, Вячеслав и т. д.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|