Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Руководство к благочестивой жизни


СВЯТОЙ ФРАНЦИСК остался для потомства главным образом духовным руководителем, чем и объясняются его огромная переписка и составление труда, увековечившего его имя, — «Руководство к духовной жизни» (отрывок из которого мы публикуем). Святитель Феофан Затворник так отзывается о труде Женевского епископа: «Франциск Сальский оставил книгу в руководство благочестивой жизни очень основательную, приспособленную к живущим в обществе».

О ТОМ, ЧТО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛАМИ ТЩАТЕЛЬНО, БЕЗ СПЕШКИ И ИЗЛИШНЕЙ ЗАБОТЫ

Тщательность и старание, которые мы должны иметь во всех наших делах, не имеют ничего общего с поспешностью, озабоченностью и беспокойством.

Ангелы заботятся о нашем спасении и совершают его с усердием, не проявляя ни спешки, ни беспокойства. Заботливость и старание присущи любви и сопровождаются миром и спокойствием, а поспешность и смятение противоречат этому блаженному состоянию.

Делай все свои дела со старанием и усердием, потому что они доверены тебе Богом, но не делай их с тревогой, беспокойством и горячностью. Не торопись, торопливость смущает ум и мешает нам хорошо делать своё дело. Господь сказал Марфе: «Ты заботишься и суетишься о многом» (Лк. 10:41). Если бы она просто заботилась, она бы не суетилась, но потому что она была неспокойна, она спешила и суетилась.

Реки, которые спокойно и тихо текут по долине, носят большие корабли с множеством товаров. Тихие дожди способствуют росту трав и урожаю хлебов, но водопады и реки с бурным течением не судоходны, а бурные проливные дожди опустошают поля. Никогда дело, сделанное с поспешностью и беспокойством, не приносит пользы. Мудрец говорит:

«Тот, кто спешит, тот спотыкается» (Притч. 19:2).

Если мы делаем хорошо, мы всегда сделаем вовремя.

Трутни делают больше шума и больше суетятся, чем пчелы, но они не производят ни воска, ни мёда, так же и те, кто шумит, торопится и суетится, никогда не сделают ни много, ни хорошо. Мухи беспокоят нас не своей силой, но своим множеством, точно так же одно большое дело не беспокоит нас так, как множество мелких. Исполняй все свои дела в мире по порядку, потому что, если ты будешь их делать все сразу или в беспорядке, — ты будешь делать усилия, которые будут тебя угнетать и ослаблять твой ум, ты будешь задавлен их тяжестью, и твои усилия большей частью будут безрезультатны.

Во всех своих делах полагайся на промысл Божий, благодаря которому только и могут осуществиться твои намерения. Со своей стороны, трудись так, чтобы твои усилия согласовывались с волей Божией, и ты всегда будешь иметь успех, и дело всегда будет плодотворным для тебя, независимо от того, будет ли оно сделано плохо или хорошо, по твоему суждению.

Маленькие дети одной рукой держатся за руку отца, а другой срывают ягоды вдоль изгороди. Так и ты, трудясь и добиваясь земных целей одной рукой, держись другой за руку Отца Небесного, время от времени поворачиваясь к Нему, чтобы узнать, доволен ли Он твоей работой. Но остерегайся оставить Его руку и поддержку, надеясь собрать побольше ягод. Если Он тебя покинет, ты упадёшь, не сделав ни одного шага. Когда ты занят обыкновенными делами и занятиями, которые не очень трудны и спешны и не требуют всего твоего внимания, ты больше смотри на Бога; но когда у тебя очень важные дела, которые целиком поглощают твоё внимание, — ты должен также смотреть на Бога, хотя бы время от времени, как делают те, которые плывут в открытом море к желанной земле. Они вынуждены смотреть вверх на небо, чтобы найти путь, а не на волны внизу. Таким образом, Бог будет работать вместе с тобой, в тебе и для тебя, и твой труд будет сопровождаться утешением.

НЕКОТОРЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВИЛА ФРАНЦИСКА САЛЬСКОГО

Правила относительно к Богу


Никогда не должно о Боге и о том, что до Него касается, говорить как бы мимоходом или для препровождения времени, но всегда с чувствованием глубочайшего благоговения и смирения.

Способ сделаться простым состоит в том, чтобы прилепить сердце своё к Богу, ибо Он есть Дух высочайшей простоты.

Во всяком деле должно взирать на то только, что угодно Богу, и, познавая волю Его, исполнять её с радостью или по крайней мере мужественно; должно притом и любить сию волю.

Не смотри никогда на самые вещи, но на то, приносят ли они честь Богу и угодны ли Ему.

Будем тем, чем Богу угодно, лишь бы только Ему принадлежали, а не тем, чем бы мы желали быть вопреки Его воле.

Господь пребывает только в сердцах, сокрушённых смирением, уничижённых простотою и расширенных любовью.

Я не люблю, когда говорят: надобно делать то или другое; потому что гораздо более достоинства в том, чтобы делать всё во славу Божию.

Величайший успех в добродетели состоит не в том, чтобы много думать о Боге, но в том, чтобы много любить Его.

Помышляй чаще, что Бог среди величайших бедствий твоих взирает на тебя оком любви, дабы видеть, будешь ли ты себя вести согласно с Его волею. Покажи и ты в этих случаях пламенность любви своей к Нему.

Относительно к ближнему


Душа ближнего твоего есть древо добра и зла; к сему древу запрещено тебе прикасаться или произносить над ним суд твой, ибо суд сей Бог Себе Самому предоставил.

Будем взирать на ближнего своего оком простоты и любви, не разыскивая ни дел его, ни того, что с ним будет.

Станем подобно пчёлам брать мёд со всех цветов, то есть смотреть на добрые качества ближнего нашего, и возбуждать в себе желание подражать оным.

Любовь к ближнему должна быть утверждена на неподвижном основании любви, ибо тогда она будет твёрже и постояннее, нежели дружба, основанная на плоти и крови, на чинах и почестях человеческих.

Мы не должны любить ближнего по склонности к нему, или потому, что он добродетелен, или в надежде, что будет таковым, но единственно потому, что на то есть воля Божия.

Сносить недостатки ближнего есть первая обязанность любви нашей.

Господь Спаситель наш, пролив кровь Свою на кресте, восхотел сим святым цементом связать, совокупить, скрепить и слить воедино все живые камни Церкви Своея, кои суть верующие в Него.

Относительно к самому себе


Кто более умерщвляет свои естественные склонности, тот более привлекает и сверхъественных дарований.

Чтобы душа наша была такова, каковою быть ей должно, надлежит принуждать её исполнять все дела свои в присутствии Божием.

Кто истинно смирен, тот никогда не почитает себя обиженным.

Мы должны совлекаться самих себя не для того, чтобы остаться нагими, но чтобы облещися (облечься, одеться. — Ред.) в распятого Иисуса Христа.

Должно сознавать своё ничтожество, но не должно в нём оставаться, ибо мы для того и должны познавать своё ничтожество, чтобы соединяться с Богом, который есть наше всё.

Не должно никогда ценить себя по мнению других людей, ибо оно всегда бывает льстиво.

Взирай на кресты свои не иначе как через Крест Божественного Спасителя и ты найдёшь их столь сладостными или по крайней мере столь приятными, что будешь любить страдания более, нежели все утешения мира сего.

Если случится тебе какое-нибудь большое затруднение, то прежде, нежели приступишь к нему, обрати взор свой к вечности и приведи себя в равнодушие.

В доме праведного все трудятся: там нет никого бесполезного — нет никого ленивого.

Должно ненавидеть пороки свои, но ненавидеть их спокойно, а не в смущении и тревоге.

Храни радость в сердце, ибо Господь взирает на тебя с любовью и Его любовь сильнее, чем любая твоя скорбь.

Святой Франциск САЛЬСКИЙ
Епископ Женевский (1567-1622)



Частица вечности


Мы не задумываемся над странным характером чувства любви, над тем, что оно будто не соответствует ничему другому в нашей действительности и, наоборот, противоречит многому, побуждая нас к парадоксальным и нелогическим поступкам.

Оно не признает наши земные пределы и запреты, оно не может быть измерено нашими масштабами, оно проявляет необычайную для наших маленьких критериев мощь.

Если вдуматься во всё это, то нам станет ясно, что любовь есть в нашем темном, отсталом и непросветлённом мире частица мира преображённого, пронизанного неведомыми нам лучами, рождёнными в совершенстве и вечности.

Валериан МУРАВЬЁВ
русский философ (1885-1932)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх