Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Николай Коняев: «Узнайте правду Царе!»


НИКОЛАЙ КОНЯЕВ — ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. Его перу принадлежат десятки книг художественного и исторического содержания. Он секретарь Правления Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Особое место в его творчестве занимает так называемая «царская» тема. Накануне 100-летнего юбилея со дня расстрела царской семьи, мы встретились и поговорили на животрепещущую тему: каким был наш русский царь, почему так трагически закончилась его жизнь, и какие уроки мы можем вынести из печальных событий столетней давности.

Думали, что Царь им мешает


— Николай Михайлович, как исследователь царской семьи, согласитесь ли вы с мыслью, что для того, чтобы познать личность Царя, нужно быть православным человеком?

— Конечно, а как же иначе... Ведь что такое царь? Если мы считаем, что царь — это просто высшая в стране должность, то мы говорим просто о правителе страны, а не о Царе. Царя нельзя ни назначить, ни избрать. Даже самые умные люди, думающие о будущем страны, всё равно не смогут сделать это. Царь может появиться только по Воле Божьей, в ответ на молитву народа. Настоящий царь, это, прежде всего, носитель Божьего Промысла. И если исследователь не является верующим, православным человеком, он никогда не сможет постигнуть этого и, думая, что он говорит о царе, будет рассуждать о человеке, занимающем место царя.

— Как вы думаете, почему столько негативных оценок звучит в адрес Николая II? Даже в годовщину трагической смерти царской семьи слышишь мнения, что слабый, мол, был царь.

— Согласен... К сожалению, даже некоторые священники негативно оценивают нашего последнего государя, хотя и признают его святость. Меня это очень угнетает. Я надеялся, что хотя бы в год столетия произойдёт поворот в нашем сознании. Но этого не произошло.

— Как вы думаете, с чем это связано? Недостаточно информации?

— Знаете, всё гораздо сложнее. О Николае II написано множество книг, издано бесконечное количество мемуаров и документов. Ну, а по количеству пасквилей и памфлетов, изданных ещё при жизни Государя, его вполне можно было бы внести в книгу рекордов Гиннеса. Кстати сказать, в своё время это сыграло злую шутку даже с таким крупным и обладающим к тому же обостренным чувством на историческую справедливость писателем, как Валентин Саввич Пикуль. У него была замечательная библиотека, ему удалось собрать множество раритетных, изданных ещё при жизни Государя книг. Увы, были среди них и те пасквили, про которые я говорил. Пикуль читал их и не всегда мог различить, где пасквиль идёт, а где — подлинное историческое свидетельство. В результате он написал «Нечистую силу» — книгу, содержащую много несправедливых оценок, что, в общем-то, совершенно не характерно для Пикуля. Но Пикуль писал «Нечистую силу» в конце шестидесятых-начале семидесятых годов, когда о многих вещах мы просто не задумывались. Сегодня, когда кончается второе десятилетие двадцать первого века, подобные ошибки объяснить труднее. Сейчас всё-таки можно отделить в свидетельствах современников Государя правду от лжи. Но и сейчас многие не хотят сделать это. Наверное, мешает то, что и в подлинных мемуарах приближённых содержатся крайне негативные оценки Государя.

— А, может, всё дело в неординарной личности Царя?

— Думаю, да. Я объясняю это тем, что Николай Второй был совершенно непохожим и в каком-то смысле неожиданным государем в нашей стране. Повторю, что даже и православные люди, понимающие, что Николай II был нашим святым царём, порою испытывают нечто похожее на оторопь, когда начинают думать о нём, как о государственном деятеле. «Много хорошего Сергей Юльевич Витте осуществил...» — говорят одни. «Много хорошего Пётр Аркадьевич Столыпин сделал...» — возражают другие. И когда спрашиваешь у них, где был тогда сам Николай II, хором отвечают, дескать, откройте дневники, и увидите, что он ходил по парку и стрелял в это время ворон из ружья... И дело тут, разумеется, не в недостатке доброжелательности, не в отсутствии фактов, необходимых для иного осмысления деятельности государя, а в ошибочности самого подхода к оценке деятельности последнего русского императора. Дело в том, что о Николае II вообще невозможно говорить, забывая, что он — святой царь...

Все знают о том, как вопреки многим влиятельным членам Синода и в том числе и Победоносцева, Николай II добился канонизации Серафима Саровского. Много написано и о рождении после этих событий долгожданного наследника престола. Менее известно то, что в январе 1903 года, когда в Сарове проходило освидетельствование мощей святого Серафима, в Зимнем дворце в Петербурге состоялся последний в истории империи большой костюмированный бал. Царская семья и так отличающаяся скромностью, вызывая ещё большее недоумение и раздражение придворных, навсегда отказалась от столь любимых высшим светом увеселений. Но это ведь были не просто развлечения, это ещё и карьера, образ жизни. Получалось, что Государь отменил всю прежнюю дворцовую жизнь, вынул само содержание такой жизни, оставив только одну службу и это, разумеется, не нравилось приближённым.

Николай II выглядит в глазах многих мемуаристов существом, не способным даже к обыкновенному человеческому переживанию: мягкость и доброжелательность Государя порождали у них впечатление мягкотелости и бесхарактерности. Поразительно, но даже самые искренние и убеждённые монархисты из царского окружения не могли понять, почему Николай II медлит, принимая какое-то важное решение. Им не постижимо было, что он, уяснив себе суть дела, должен уединиться, и, как и положено истинному царю, обращаясь с молитвой к Богу, принять решение...

Когда я писал книгу «Полковник Романов», я больше всего удивлялся тому, почему и Витте, и Столыпин, и многие другие думали, что государь им мешает. А они ведь искренне не понимали, что всё хорошее, что делается в стране, делается благодаря Государю.

«Кругом измена, трусость и обман»


— Многие считали, что он и армией руководил нерешительно...

— Существует множество воспоминаний и исторических книг, повествующих о том, каким малопригодным к должности верховного главнокомандующего был Государь. Но при этом все почему-то забывают, что 23 августа 1915 года, в едва ли не в самый критический момент войны, император Николай II принял Верховное командование армией на себя. Прорвав фронт, немцы развернули тогда наступление в направлении Свенцяны и Молодечно, заняли Вильно и устремились в направлении Борисова и Минска. В этих условиях, когда фронт буквально обрушивался, а великий князь Николай Николаевич, командовавший армией, полностью растерялся и запаниковал, Николай II и спасал Армию. Меньше чем за месяц после своего вступления в должность Николаю II удалось стабилизировать фронт на линии Рига — Двинск — Барановичи — Дубно — Тернополь, и отсюда русские войска не отступали вплоть до отречения Государя. В книге «Полковник Романов» я показываю на документах, как во многом благодаря мудрости и самоотверженности императора Николая II, рождалась победа в той войне, которую Россию заставили проиграть.

— Тогда, как известно, и наступил перелом в войне...

— Да. Россия стояла тогда на пороге победы. Хорошо сказал об этом Павел Николаевич Милюков, один из главных идеологов заговора, помешавшего России переступить через этот порог. Вспоминая мартовские события сразу после октябрьского переворота, он признался: «Того, что случилось, мы не хотели. Вы знаете, что цель наша ограничивалась достижением республики или же монархии с императором, имеющим лишь номинальную власть; преобладающего в стране влияния интеллигенции и равные права евреев. Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета министров, что временную разруху в армии и стране мы остановим быстро и если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, заплатив за свержение царя некоторой отсрочкой этой победы... Вы знаете, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намёки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования». Это поразительное признание.

— Но ведь всё равно Государь отрёкся... Почему он так поступил?

— С отречением Государя не всё ясно. В любом случае в законной форме такого отречения точно не было. Ну, а почему он не протестовал? Так ведь не перед кем было протестовать. В своей книге я рассказываю, как совершилось это предательство. Не какие-то там враги, не большевики, а свои же, высшее командование армии, предало его, загнав императорский вагон в тупик! И он в этом тупике мог протестовать, мог прыгать, мог голову расшибить себе. Ничего не изменилось бы. Не зря Государь сказал, что «кругом измена, трусость и обман». Он понял, что это надо принять, что опять-таки в этом есть воля Божья. После совершившегося предательства он не мог ничего уже сделать ни для армии, ни для страны. Царь понял, что теперь у него другое предназначение, что он должен пройти сам и провести всю семью по страшному пути, который ему предстоял. И он привёл её в сонм святых: жену, дочерей и сына.

Царь знал свою судьбу


— Вы считаете, что царь знал свою судьбу?

— Думаю, да. В девятьсот первом году он прочитал в пророчестве, оставленном для царской семьи святым Авелем, что восемнадцатый год будет для него трагическим. Тогда он уже был на царство венчан, а это было тоже самое, как постриг, как рукоположение. Конечно, Царь понимал, что ему предстоит мученичество. После революции в России было много святых мучеников, которые шли на расстрел и не отрекались от веры. Их подвиг велик, естественно, но подвиг Николая Второго — особый. Он был ещё и отцом. Ему нужно было провести всех своих детей по спасительному пути. А это было очень непросто. Я специально прослеживал этот путь, пока Царская семья была в заточении в Царском Селе и потом, когда их отвезли в Тобольск, в Екатеринбург. Всегда этот путь оказывался озарённым каким-то небесным светом. И мы все это видим.

— Не было у него депрессии, хандры, несмотря на случившееся? Они работали в ссылке, чем-то занимались?

— У Царя было много поводов для хандры, раздражения, уныния. Трудно представить себя в таком положении. Государя, конечно же, страшно и как-то изуверски утончённо унижали. Нет, его не избивали. Но когда тебя бьют, это, в принципе, легче перенести. Когда тебя унижают на глазах твоего сына, дочерей — это гораздо сложнее. И вот как тут сохранить своё человеческое достоинство и при этом не упасть в глазах детей? Это было величайшее искусство, величайшее мужество! Я не знаю другой семьи, в которой дети в такой тяжёлый момент так абсолютно безоговорочно доверяли бы своему отцу. Что Государь делал в Тобольске? Государь работал, пилил дрова... А ещё он всё собрание сочинений Лескова прочитал. Это тоже очень показательно. И сколько при этом было открытий сделано!

— Переживания царской семьи хорошо переданы в стихотворении Бехтеева.

— Это стихотворение, посвящённое великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне, Сергей Бехтеев написал в Ельце в октябре 1917 года, и через графиню Анастасию Васильевну Гендрикову передал в Тобольск. Однако мистическая история «Молитвы» не ограничилась совпадением с теми переживаниями, которые владели Государем в октябрьские дни 1917 года. Великая княжна Ольга Николаевна переписала стихотворение в свою тетрадку, и по этой причине долгое время авторство «Молитвы» ей и приписывалось. Но ведь так это и было. Молитва, породившая «Молитву», звучала из уст Государя и всей Царской семьи, и тепло её коснулось Сергея Сергеевича Бехтеева, сумевшего записать эту великую тобольскую молитву на бумаге.

Государь восстановил смысл семьи


ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ и сегодня может нам служить примером святости и бескорыстного служения Богу и людям
ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ и сегодня может нам служить примером святости
и бескорыстного служения Богу и людям

— А вот можно сказать, что Царь был в каком-то смысле искупителем грехов царской династии или, может быть, народа? Сейчас многие об этом говорят.

— Ну, вы знаете, об этом сложно говорить. Все наши грехи искупил Спаситель — и совершённые, и будущие, в которых мы раскаемся. А Государь нам просто показывает, как надо не совершать этих грехов. Самое главное, что он сделал — он восстановил смысл семьи, как малой церкви. Он — священник, жена — дьякон, а дети — народ. И народ верит своему священнику. Вот это — главное! Даже будучи сосланным в Тобольск, оторванным от жизни, он продолжал свой учительский подвиг. Ведь Государь, он не просто управляет, он ещё и поучает народ. И это царское поучение Государь продолжал и в подвале Ипатьевского дома.

— А вот как относиться к тому, что некоторые упрекают его в том, что он уделял повышенное внимание своей семье? Говорят, что поскольку он был государем, он должен был всё-таки больше думать о стране, а не о своей семье.

— Погодите! Как это? Я не понимаю, он что, в четырнадцатом году забыл о государстве? Он управлял армией, фронтом, управлял страной. Он создавал мощнейшее государство. В годы войны он сумел перестроить нашу экономику на военный лад. В армию было призвано уже 15 миллионов мужчин. В стране насчитывалось три с лишним миллиона беженцев. Но при этом — фантастика! — Россия единственная из стран, участвовавших в Первой мировой войне, которая так и не ввела продуктовых карточек на хлеб. Карточки у нас появились в семнадцатом году только, продуктовые. Они были везде — и в Англии, уж не говоря про Германию. Во всех странах. Так вот это и есть управление страной, которое должно быть. Идеальное управление.

— Многих удивляет любовь Царя и Царицы друг к другу и к детям. Нам открыта их переписка, и мы знаем их чувства, мысли, переживания. А в дневниках о своих государственных делах Николай II пишет мало, и многие на основании этого укоряют Царя, что он, мол, много внимания уделял не делам государственным, а личной жизни, жене-императрице.

— Император Николай Второй был очень сложный человек. Чаще всего человек пишет дневник не для себя, а для того, чтобы кто-то его прочитал потом. И конечно тогда автор «Дневника» немножко позирует перед будущим читателем. У Николая II этого нет, его дневник — это дневник настоящий. Государь вёл его для себя, чтобы сохранить в памяти то, что нужно, и пользовался при этом одному ему понятными знаками. А мы требуем от его Дневников какого-то романного повествования, ищем художественности, но этого в его дневниках нет.

— Ну, кто-то может сказать, что царь человек такой святой, такой верующий был, по Божьей Воле управлял государством, а итог-то произошёл такой, что «бах» — и переворот. И всё изменилось, и столько жертв, и столько крови пролилось! Как же это совместить?

— Вы хотите спросить у меня: почему такая Божья Воля? Я, конечно, не смогу дать ответ с полной уверенностью, но, в общем-то, всё понятно. Николай Второй строил Святую Русь, и в принципе ему многое удалось. Вы откройте классиков наших и почитайте, как жили тогда. По-моему нашей стране и сейчас ещё есть в чём позавидовать тогдашней жизни. Может быть, ещё несколько шагов и Святая Русь стала бы реальностью! Но окружение Государя, сановники, аристократия, наша продвинутая интеллигенции не только не сочувствовали Государю в его намерениях, но и всячески мешали. Они не хотели жить в стране, которую строил Государь.

В заговор было вовлечено высшее руководство


— Царю ещё вменяют в вину то, что он не был жёстким в пресечении потока экстремистской литературы, которая шла к нам с Запада, заражала народ, солдат в казармах.

— Вы знаете, об этом надо размышлять с позиции того времени. Вот сейчас Роскомнадзор запретил мессенджер Телеграмм. И в результате у меня ГУГЛ не работал в течение четырёх дней. Люди начинают делать какие-то копеечные вещи, а в результате всё это оборачивается невообразимыми потерями. Запретить что-то, конечно, можно, только как это сделать? Страна тогда была насыщена антиправительственными газетами и прочими изданиями. Николай II даже с памфлетами, которые против него писались, не боролся, хотя они ему, конечно же, и не нравились. И не потому не боролся, что, в принципе, не мог навести жёсткий порядок, просто тогда ему пришлось бы остановиться на пути строительства той страны, которую он хотел построить.

— А вот вы всё-таки сторонник идеи заговора против Царя или это всё (имею ввиду обсуждаемые трагические события) произошло стихийно и не преднамеренно?

— Ну, о какой случайности может идти речь, когда все командующие фронтами одновременно требуют у Государя уйти в отставку?

— А кто дирижировал всем этим закулисьем?

— Всё высшее руководство государства было вовлечено в заговор, и кто именно отдавал команду сказать трудно?

— А иностранные службы, зарубежные агенты?

— Ну, а как без них-то? Я думаю, что, конечно, они были, были и агенты, были и разведки. Но, думаю, что самая главная причина всё же кроется в том, что ближайшее окружение государя категорически не захотело жить в той стране, которую Государь строил.

— У них было другое видение?

— Не видение... Желание. Ведь как у нас было в эпоху дворцовых переворотов. Вот какой-то поручик попал в царский дворец с поручением. Оказался в спальне императрицы и, ежели у него достаточно хорошие мужские данные, он оттуда уже выйдет, глядишь, графом или генералом. Это идеал для нашего дворянства. А Николай Второй предлагал для всех и прежде всего для придворных совершенно скучную жизнь. Знай себе — служи! Сегодня ты поручик, завтра станешь капитаном, через десять лет дослужишься до полковника, а через двадцать, глядишь, и до генерала. Но это же для нашей аристократии было скучно. То ли дело заниматься сплетнями и интригами!

— А в чём притягательная сила Николая Второго лично для вас? Чем он вас так пленяет или притягивает?

— Когда начинаешь внимательнее вглядываться в нашего последнего Государя, вдруг обнаруживаешь, что будто бы в икону смотришь. Любой его поступок является поучительным примером того, как и тебе надо поступать в ситуации, похожей на ту ситуацию, в которой он оказался. Его жизнь, действительно, икона.

Чтоб узнать правду о Царе


— А чему бы могли поучиться наши политики у Николая Второго?

— Наши политики? Попытаться стать настоящими православными. Не просто крестить лоб, а понимать, что православие — это не только обряд, но ещё и великая сила, которая нам даётся, ежели человек становится православным. Тогда бы они смогли увидеть многое из того, что сегодня не видят.

— А в чём основная ошибка наших сегодняшних правителей, как вы считаете?

— Я думаю, что как и у предыдущих правителей, ошибка заключается в том, что по-прежнему реформы проводятся ради реформ, а не ради народа.

— А почему так происходит?

— Я думаю, что наша беда в преобладании эклектики, в нежелании замечать самые важные вещи. Вы знаете, есть бинокулярное зрение и фасеточное. У мухи зрение фасеточное. А у человека — бинокулярное. Вот передо мной сидит человек, а на нём рубашка, штаны, а вот рядом сидит монахиня. Я всё это вижу, я всё это понимаю. А муха ведь этого не видит, муха иначе воспринимает реальность. Она видит только точки, видит группу точек на вашем месте, на моём месте. И это мушиное зрение не рождает образа. Кто там есть перед тобой, непонятно. Но при этом фасеточное зрение даёт колоссальное преимущество. Вот, если вы попытаетесь поймать муху, она на это движение точек реагирует быстрее, чем мы с нашим бинокулярным зрением. Поэтому и трудно муху поймать, она улетит от любого ловца. Другое дело, что с таким зрением очень трудно служить чиновником, а тем более добиваться положительных результатов.

— Но поймать-то их трудно на самом деле.

— Поймать невозможно!

НИКОЛАЙ КОНЯЕВ С КНИГАМИ, посвящёнными царской теме
НИКОЛАЙ КОНЯЕВ С КНИГАМИ,
посвящёнными царской теме
— Спасибо, Николай Михайлович. Мы уже многие вопросы затронули. Последний вопрос хотел задать. А что делать людям, у которых много мифов в голове относительно Николая Второго и его семьи? Людям, которые не могут сориентироваться. Как им освободиться от стереотипов? Может быть, вы посоветовали бы что-то им почитать, посмотреть?

— Ну, во-первых, я сказал бы, что правда о Государе, о которой мы говорим, просто вырублена километровыми буквами на небесах. Надо только глаза поднять, и увидишь их. Но для этого нужно не придумывать себе ничего лишнего, чтобы не видеть того, чего нет. Довольно много книг вышло о Николае Втором, среди них есть и неплохие. Вот у меня есть брошюрка «Полковник Романов» — там изложено многое из того, о чём мы с вами говорили.

— А где она продаётся?

— В «Буквоеде», в «Лавке писателя», в разных книжных магазинах.

— А в Интернете она есть?

— Да. Вот в Самаре выходит газета такая — «Благовест», там они её тоже напечатали. Вы тоже можете какой-нибудь отрывочек в вашу газету поместить. Ну, а возвращаясь к началу нашего разговора, скажу, что, конечно, верующему человеку проще понять Государя. Нужно просто попросить Господа, чтобы Он ему открыл это. И тогда найдутся и книги нужные, и нужные материалы. Просто нужно захотеть узнать Правду. Это главное.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из Интернета и автора


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх