|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Тайна Рождества Христова
В ГЛУБОКОЙ ТАЙНЕ ГЛУХОЙ ЗИМНЕЙ НОЧИ, в захолустном городишке, расположенном на дальней окраине громадной средиземноморской империи, не замеченное никем, совершается великое обетование Божие о спасении погибающего человечества. Рождается нам в Вифлееме «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15)!
Неприметно и тайно творится «Чудо преестественное», и Суд Божий над падшим Адамом прелагается на милость! И ничто не нарушает благоговейной тишины Рождественской ночи: ни гром труб, ни бряцание кимвалов, ни вопли ликующих толп. Воистину, так незаметно, так смиренно, так тихо мог родиться только Тот, Кто «не воспрекословит, не возопиёт, ...трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:19, 20). Так мог родиться только Тот, Чьё Царство и в самом деле «не от мира сего» (Ин. 18:36)!
На руках хватит пальцев, чтобы пересчитать всех, кто был свидетелем этого самого главного события в человеческой истории, — так мало их было! Да и те бывшие — все ли до конца поняли, чему, чему свидетелями были они? Или только предчувствия чего-то великого, чего-то небывало славного, чего-то непостижимо значительного томили радостной тревогой их души и заставляли переживать каждое мгновение этого события, «слагая в сердце Своём» (Лк. 2:19) всякую малейшую подробность происходящего? Ведомо ли было им, наполнявшим вертеп на Поле пастушков, что на их глазах происходит немыслимое: не только небесное светило «поворачивает на лето», но и Солнце Правды начинает Своё жертвенное восхождение на Голгофу: Бог становится Человеком?!
Это «пришла полнота времени» (Гал. 4:4). Это в тайне совершилось то сокровенное, о чём «будет провозглашено на кровлях» (Лк. 12:3). Это «свет разума» воссиял миру, который пребывал дотоле «в стране и тени смертной» (Мф. 4:16). А мир так и не узнал «времени посещения» (Лк. 19:44) своего! Мир, пребывающий в безмятежной дрёме, не отозвался ни радостью, ни скорбью на рождение Предвечного Младенца, он проспал час ангельского пения, он не заметил, что Время пресеклось, и в ход истории вошла Вечность.
Боговоплощение, совершавшееся в таинственной тишине зимней ночи, так и осталось Тайной, в сокровенную глубину которой бессмысленно пытаться проникнуть усилиями падшего человеческого разума, ибо не остроумные, не искушенные в силлогизмах, а «чистые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того чтобы проникнуть в тайну Рождества, не обязательно быть мудрецом, как волхвы, или простецом, как пастухи, ибо не мудрость, не простота, а святость и любовь делают зорким сердце и чистым разум.
«Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26), поэтому Бог, по слову Апостола Павла, «послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4:6), ибо не изощрённым разумом, не точным расчётом, не художественной интуицией, и даже не «исследованием Писаний» (Ин. 5:39), а только Духом Святым можно исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:2).
Духом Божиим мудрецы, искавшие Царя Иудейского (Мф. 2:2), Царя чуждого им народа, обнаружили в убогом хлеву, среди телят и ягнят, Того, «Кто веки сотворил» (Евр. 1:2), «Начальника Жизни» (Деян. 3:15), Отца будущего века! Они нашли Его и не усомнились в том, что обрели искомое!
Духом Божиим простецы-пастухи, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8) и ничего не искали, и никуда не стремились, потому что заняты были делом простым и важным, вдруг бросили и дело своё, и стадо своё, сказав друг другу: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь» (Лк. 2:15)! И они, простые и некнижные люди, не усомнились в обретённом, когда вместо грозного Творца мира и Судии человеков увидели Младенца, лежащего в яслях, но с радостью возвратились назад, «славя и хваля Бога» (Лк. 2:20)!
Всякий человек жив надеждой. И когда всё кончается, когда все изменяют, когда впереди — только сгущающаяся тьма отчаяния, тогда дай нам Бог увидеть среди этой безнадёжной тьмы, среди безысходного ночного мрака, сияющие тихим светом Ясли и повитого пеленами Младенца, дай нам Бог вспомнить святую ночь Рождества Христова. Вспомнить, чтобы понять самое главное: если Христос воплотился и стал Человеком, значит, Бог всё ещё надеется на наше избавление от всевластия греха, и Ему, Всеблагому, ведомо, что мы не безнадёжно больны, что и для нас ещё не всё потеряно, что и у нас есть ещё надежда на спасение.
Священник Сергий ГАНЬКОВСКИЙ,
настоятель храма священномученика Владимира в г. Королёве Московской обл.
Самый лучший на земле Ребёнок
Он глаза Свои открыл спросонок
В эту ночь святую Вифлеема.
Самый лучший на земле Ребёнок —
Он пришёл нас вывести из плена.
Самый лучший, самый непохожий,
Самый сладкий, самый непонятный.
Вечный Бог из плоти и из кожи,
В эту ночь пришёл. Невероятно!
Ветер пел, а то звучал сиреной,
Пастухи к Младенцу поспешили.
Эти ясли — центр всей Вселенной,
И над ними Ангелы кружили.
Может, в чём-то мой рассказ неточен,
В эту ночь явился к нам Мессия.
И Иосиф был сосредоточен,
Улыбалась тихая Мария.
Сергей РОМАНОВ
Он есть Еммануил!
Пусть входящие во храм, посвящённый воспоминанию Рождества Христова, радостно воспоминают, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, что Он есть Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог, Начальник нашего мира, Отец будущаго века, приемлющим Его верою дающий область чадом Божиим быти.
Святитель Филарет Московский
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|