Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Юрий Рысков: «Везде чувствуется рука Всевышнего!»


ЮРИЙ РЫСКОВ — НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, проявивший себя в разных ипостасях. О своём восприятии людей и мира он написал в книге «Жизнь и охота», которую подарил мне в одну из встреч. Книга написана в увлекательной, живой форме и включает в себя воспоминания, рассказы, размышления, эссе и зарисовки. Я знал, что её автор — человек, много лет отдавший армии, полковник, кандидат технических наук, доцент, бывший преподаватель Военной Академии. Главное его увлечение, которому он отдаёт много сил и времени — охота. Юрий Дмитриевич — один из инициаторов возрождения храма в селе Путилово, о котором мы уже писали. Мы встретились, и вот какой у нас получился разговор.

Я ощутил, что мне кто-то помог!


— Юрий Дмитриевич, в своей книге вы описали историю вашего рода. Почему это так важно для вас?

— Не зная истории, невозможно построить будущее. История моих предков строилась на прочном фундаменте. Моя бабушка была глубоко и искренне верующей, её вера покоилась не только на убеждении, но и на реалиях жизни — в период блокады Ленинграда она не покидала Путилова, которое подвергалось зверским бомбёжкам, от бомб не пряталась, а молилась. Однажды осколок бомбы убил кошку на русской печке, где они пережидали бомбёжку, второй раз бомба попала в баню, куда её пригласила соседка, но она туда не пошла, в третий раз она ушла за водой на родник, а при возвращении на месте дома её ждала дымящаяся воронка. В период оголтелого атеизма, когда я ей говорил, что Бога нет, она отвечала: «Вера в коммунизм — временная и придут времена, когда вам будет стыдно за это заблуждение». Она оказалась права.

— Вы описали в книге, как вы крестились. Что вас подвигло к этому?

— Меня крестили в обстановке, когда в школе нам внушали атеистические идеи, а в реальности я видел разрушенный храм, который постоянно посещали старушки. Они расчищали подходы к алтарю, где всегда были цветы, звучали молитвы. Наблюдая за процессами захоронения, я видел, что народ верует.

ЮРИЙ РЫСКОВ — юный курсант
ЮРИЙ РЫСКОВ — юный курсант
— Народ и в безбожное время хранил православную веру.

— Да, народ наш веру не оставил. У меня было двойственное представление о мире, и я пытался найти истину, совершая неадекватные поступки. Например: мне было лет десять, отохотившись за воробьями, мы с приятелем спускались с чердака коровника по навозной куче, над которой проходил электропровод. Приятель спустился первым и спросил: «Слабо взяться за провод?» Я знал, что здесь весной убило колхозника, который во время погрузки навоза вилами коснулся проводов., но подумал: дотронусь быстренько, и ничего не случится. Но меня тут же припаяло!

— Что же вас спасло?

— Мне внутренний голос вещал: «Отклонись и падай!», я так сделал, и это меня спасло, когда я уже был без сознания, у меня вырвался обгоревший кусок кожи на ладони. В сознание я пришёл от удара о землю.

Охота — это та же разведка!


— У вас интересная фамилия — Рысков, я узнал из книги, что это от слова «рыскать». То есть в вашем роде были охотники-добытчики. Скажите, как охота повлияла на ваше мировоззрение? Сформировала она в вас какие-то черты, которые вам потом пригодились в жизни?

— Влияние, конечно, сильнейшее! Мой отец был охотником. С детства он ловил птичек всеми возможными и невозможными способами и, оставшись сиротой с девяти лет в революционные годы, выжил.

— Это был чисто практический интерес?

— Для него тогда это было средство выживания, а для меня — зов природы. Охотниками не становятся, а рождаются — я с пяти лет ходил с отцом на охоту. У него все друзья были охотники. В те времена в лесах не было контроля. Купил билет охотничий, и всё — где хочешь, охотишься. Тем не менее ни он, ни его окружение никогда не нарушали охотничьих традиций.

— Каких?

С СУПРУГОЙ ЛЮСИЕЙ и маленькой Анжелой на руках
С СУПРУГОЙ ЛЮСИЕЙ и маленькой Анжелой на руках

— Не стрелять маток. Бредём мы по болоту, где прячется выводок, первой всегда вылетает матка, отец вскидывает ружьё и тут же опускает, говорит: «Это матка». То же самое в лесу: вылетает глухарка, он ружьё поднимает и опускает. Маток не стреляли. Если кто-то себе это позволял, то к нему отношение менялось, его осуждали. Не только по отношению к природе, по отношению друг к другу люди были честны. Никто на охоте партнёра в болоте, в лесу не оставит и не бросит.

— Это формировало характер, отношения людей?

— Да. Охотник в лице моего отца — это был человек высокой морали, на которого всегда можно положиться, с которым можно идти в разведку. Потому что охота — это та же разведка.

— А что является движущей силой охоты: азарт?

— Азарт — это когда ты ходишь и охотишься. Потому что охота по определению — это есть процесс выслеживания, обнаружения, скрадывания и потом уже взятия дичи. К сожалению, в современной обстановке люди, называющие себя охотниками, под это определение не подпадают. Изменился характер охоты. Охота стала услугой, для одних это развлечение, а для других — средство добывания денег.

АРМЕЙСКИЕ будни
АРМЕЙСКИЕ будни

— Не процессом, а вот именно средством?

— Да. И процесс охоты свёлся к тому, что охотник стоит на вышке в указанное время, в прикормленном месте или в загоне. Зверь выходит к вышке, и он стреляет. То есть нет самого процесса охоты. Есть только процесс взятия дичи. А это уже не охота, а спецоперация по уничтожению живых существ. Поэтому я в такой охоте не участвую.

— Вам важно выследить зверя?

— Да. И даже неважно, добыл ты его или нет. Частенько приходишь ни с чем, но полон впечатлений и удовлетворён тем, что удалось сделать всё как хотел: подкрался, подошёл, стрельнул — ну, осечка получилась. И никакого сожаления об этом нет.

Человек — неразумное существо!


ТРОФЕЙ Максима Соколова
ТРОФЕЙ Максима Соколова

— А вот когда вы наблюдали за природой, за поведением животных, не приходила вам мысль, что этот мир очень мудро кем-то устроен? И животные ведут себя как разумные существа, которым дана свыше какая-то программа для того, чтобы сохранять себя, выживать, выводить потомство? Не думали вы о том, что Бог всем этим управляет?

— Вы правы. Обычно говорят: «хомо сапиенс» — человек разумный, а остальные все низшие. У меня же, наоборот, сложилось чёткое представление, что самое неразумное существо в природе — это человек, разрушающий среду своего обитания. Весь остальной мир живёт в гармонии с природой. И ведь живёт так, как его изначально...

КЕНИЯ. На вилле Уго Симонетти. Максим Соколов и Уго с уловом
КЕНИЯ. На вилле Уго Симонетти.
Максим Соколов и Уго с уловом
— Сотворил Бог?

— Да. Его сотворил Бог. Как и всю природу. Всю живую и неживую природу сотворил Бог. И всех людей! Учёные, которые никогда, может быть, даже не ходили в храм Божий, познав устройство мира, приходят к выводу, что сам по себе этот мир возникнуть не мог. То есть везде чувствуется рука Всевышнего! Сотворив мир земной, Всевышний определил законы и правила его существования. Для человека это Заповеди, а для животного мира — принципы жизни и физиологический аппарат, позволяющий успешно существовать в заданной среде. В частности, животные абсолютно точно ориентируются на своей территории, их принципы жизни, процессы воспроизводства и управления иерархической структурой стада осуществляются на жёсткой конкурентной основе. Задан механизм регулирования численности конкретных популяций, с одной стороны — высокая плодовитость, с другой — механизм самоуничтожения, он прослеживается у белок и леммингов. Стада, стаи строятся на чёткой иерархии, жёсткой дисциплине, распределении обязанностей в различных сферах: охота, размножение, питание, сохранение потомства.

Животные верны тому миру, в котором существуют. «Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит», скажу больше — куница в клетке больше трёх дней не живёт, чем бы вы её ни потчевали!

Гуманизм играет злую шутку


— Ещё меня поражает, что у людей вложенная Богом программа часто сбивается на самоуничтожение. И вот эти грехи, в которые впадает человек — наркомания, блуд, алкоголизм — они просто разрушают человека. Получается, что человек, теряя разум, опускается ещё ниже неразумного животного!

— Животные, как я уже говорил, живут в гармонии с природой, и они природе никакого ущерба не наносят. В природе равновесие долгое время складывалось с участием человека, потому что человек всю свою историю использовал пушнину. А пушные звери — это хищники, численность которых ограничивал человек. В результате того, что в последние годы появились искусственные меха, спрос на естественный мех упал. Причём производители искусственного меха ещё подкармливают «зелёных», которые нападают на тех, кто носит естественный мех. В результате численность хищника превысила научные нормы. В Европе, например, из-за того, что запретили использовать ногозахватывающие капканы, практически перестали отлавливать куницу. А ведь её другим способом в горной местности не поймаешь. И это привело к тому, что даже там, где практически не охотились, численность глухаря резко упала. Из-за этого Красная Книга пополняется гораздо большими темпами, чем просто из-за отстрела.

— Получается, что ложный гуманизм играет с нами злую шутку и «зелёные» причиняют больше вреда, чем пользы?

— Это не просто получается. Это сознательно так делается. «Зелёные» получают гранты из зарубежных фондов. Они якобы борются за чистоту, за природу, за животных, а на самом деле доводят ситуацию до абсурда.

— Я читал в вашей книжке, что вы ещё и в других странах побывали, охотились и рыбачили. У вас такая жажда познания сотворённого Богом мира?

— Нет, просто «рыбак рыбака видит издалека», а благодаря дочке я познакомился с итальянским охотником и через него расширил круг знакомств. Мой авторитет вырос, когда моя книга «Охотничьи рассказы» была переведена на итальянский язык и распространена на Всемирном форуме охотников среди тех, кто поддержал Фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Непале. Кроме того, никто из охотников во всей Европе, я уверен, не может похвастать тем, что он поймал живую куропатку руками. Не раненую! Просто руками в траве поймал тетерева. Поймал норку руками. Поймал двух куниц руками. Поймал двух енотовидных собак руками. Поймал волка петлёй и победил его! И последний мой рекорд — это год с небольшим назад, в феврале, голыми руками я взял кабана на 65 кг.

Не верили, что храм можно восстановить


ТАКИМ БЫЛ ХРАМ в Путилово до восстановления
ТАКИМ БЫЛ ХРАМ в Путилово до восстановления

— Да, интересно! Юрий Дмитриевич, вот ещё о чём хотел спросить вас. Как возникла идея восстановления храма в Путилово, о котором вы пишете в книге? Это ваша идея?

— Нет. Идея не моя. Предыстория такова. Именно из-за того, что на почве охоты мы с Максимом Юрьевичем (нынешний министр транспорта РФ, зять Ю. Д. — С. Р.) сдружились и регулярно ездили в Путилово, останавливались у моих родителей и охотились в окрестностях села. И был случай, мы подняли зайца в огороде, легко ранили его, и он забежал в храм. Мы его оттуда выгнали и добрали. Когда был крестный ход, посвящённый началу восстановления храма, нам раздавали хоругви. И я сказал товарищу: «Костя, ты в этом храме совершил грех, живую душу погубил. Ведь зайчик-то пошёл под защиту Божью, а ты... Так что бери самые тяжёлые хоругви и неси!» Что он и сделал.

— А какая была реакция Максима Юрьевича на этот разрушенный храм?

— Он ходил, наблюдал, удивлялся. В те времена, когда мы начали охотиться, там ещё сохранились остатки настенных изображений. И крыша, несмотря на две пробоины от немецких бомб, стояла, но за последние три-четыре года началось её активное разрушение, потому что корни берёзы проникли в колонны. Максим всё это видел, удивлялся величию всего храмового комплекса и не остался равнодушным.

ТАК ХРАМ выглядит сегодня
ТАК ХРАМ выглядит сегодня

— То есть это его была мысль?

— Да. Он попросил меня основать фонд. Сестра моя Тамара познакомила меня с Сергеем Трусовым (ныне Президент Фонда), и мы с ним обратились за консультациями к священнослужителям разного уровня. Обращались также к людям, которые знали, как это делается. Глава Путиловского поселения и те, с кем приходилось общаться из местных жителей, — никто не верил, что храм, дошедший до такого состояния, можно восстановить.

— Сейчас, насколько я знаю, идёт последняя стадия отделки храма?

— Да, уже стоит вопрос о подборе команды художников, которые бы работали в одном стиле.

— Священник Александр Ткаченко, выступая на недавнем празднике в Путилове, сказал, что он связывает возрождение села с открытием этого храма. Вы тоже считаете, что храм сыграет свою роль, в том, что Путилово возродится?

— Вот живой пример. У меня есть знакомый, его родовое село на востоке области, и оно практически умерло. Молодые и здоровые выехали, оставались одни старики. Там была церквушечка. Этот человек возродил её на свои средства. Там появился священник, туда стали приходить люди. Люди стали пахать, сеять, и деревня ожила.

«А больше не хочу!»


ИЮЛЬ 2017, крестный ход в Путилово
ИЮЛЬ 2017, крестный ход в Путиловом

— Юрий Дмитриевич, скажите несколько слов о вашей семье, о детях ваших. Ваша дочь Анжела, супруга Максима Юрьевича, насколько я понял из вашей книжки, как и вы, также восприимчива к духовному миру, и она человек верующий.

— У Анжелы есть такое свойство, что если она что-то задумала, то это обязательно сбывается. Когда у неё ещё не родился братик, её мама вела из школы. И она спросила: «Мама, а когда родится братик?» Мама ответила: «Почему ты решила, что родится братик? Я сама не знаю, кто там». А она говорит: «Я спросила у Боженьки, и Он мне сказал: “Бра-а-атик”». Так вот нараспев.

— Интересно! Это у вас тоже в книгу вошло!

— И ещё случай. Были мы в гостях у моего начальника, провожая нас, он протянул коробку конфет: «Бери, Анжела, бери!» Она взяла три конфетки, а он уговаривает: «Ну, бери! ...бери ещё!», на что она отвечает: «Это маме, это папе, это мне, а больше не надо!» Ей было тогда четыре года.

— В книге вы написали, что в лице вашего зятя Максима Юрьевича вы обрели отличного компаньона. Он действительно охотник по природе?

— Да, будучи школьником, он вёл активный общественный образ жизни. Ходил во Дворец пионеров, посещал кружки, и его больше всего увлекал живой мир. Он ловил бабочек, собирал коллекции.

— У него, получается, как и у вас, была тяга к природе?

— Да. И его мать решила, что он будет биологом, поскольку у него была страсть к живому миру! Но на её беду он познакомился со мной, и уже через месяц стал охотником. А мать потом горевала: «Я надеялась всю жизнь увидеть в нём биолога, а Дмитрич сделал из него охотника». Но ведь не сделаешь из человека охотника, если у него нет к этому предрасположенности!

— Вы ведь ещё и изобретатель, сколько патентов у вас?

— Я даже их и не считаю. Порядка полутора десятков. У меня широкая сфера. Есть патенты по охоте, стрельбе, технике быта, спортивно-развлекательным тренажёрам. Работая над диссертацией, получил ряд свидетельств на изобретения в области передачи данных.

— Это актуально сейчас?

— Да. Это вопросы повышения достоверности и своевременности передачи сообщений в автоматизированных системах управления обмена данными военного значения.

— Ещё вы сотрудничаете с прессой...

— Да, в газете Приозерского района веду ежемесячно страничку под рубрикой «Охота и рыболовство». Являюсь также членом оргкомитета «Фестиваля охотничьих традиций» в Республике Карелия.

Как появилась книга


АНЖЕЛА — наездница
АНЖЕЛА — наездница

— Скажите, как вам удалось в одной книге всё объединить: и путешествия, и охоту, и биографию, и храм, и историю вашего рода? Вообще, как появилась идея книги? Родилась спонтанно?

— Да-да! Это не моя идея. У меня порядка 80 научных трудов. Когда у меня накопился большой охотничий опыт, я стал вспоминать произошедшее со мной, стал записывать разные охотничьи истории и в Интернете рассылать их друзьям. Им понравилось. Одним из моих читателей была филолог, преподаватель литературы в Ленинградском Государственном университете Марина Смусина. Она ведёт страничку в газете «Вечерний Санкт-Петербург», в разделе культура, «Язык наш». И вот она почитала и говорит: «Ну, ёлы-палы, какой язык! Ну, во-первых, всё складно, во-вторых, терминология какая, старинные термины присутствуют!» И стала писать рецензии на эти мои рассказы. А потом сообщает: «У меня твоих рассказов скопилось уже на маленькую книжку!» Раз маленькая книжка, то я взял и напечатал книжку в той типографии, где издавал «Путеводитель по Вуоксе», материалы на который я собрал, работая по программе ЕС «Исследование общих вод бассейна Вуокса». Но вообще толчком к изданию книги «Жизнь и охота» в том виде, какая она есть, стал следующий случай. Однажды повёз я своего итальянского друга на охоту, на медведя, в Вологодскую область.

— Уго? Я читал о нём в книге.

— Да. Уго Симонетти. Это самый именитый адвокат в Европе, за всю историю не проиграл ни одного дела! У него — 120 человек адвокатская контора. Возвращаемся обратно и попадаем в страшную пробку. Мурманское шоссе стоит. А одному нашему товарищу срочно надо на самолёт — едем по встречке. Меня просят рассказать что-нибудь из охотничьих приключений.

— А они по-русски понимают?

— Нет. У нас переводчица была. Я использую старый педагогический приём и говорю: «Вы все опытные охотники, много знаете, лучше я вам расскажу про коленвал!» Они: «А что такое коленвал?», и я начал рассказывать! А когда дошёл до того момента, когда во время службы в армии принял решение расстрелять своего командира полка перед строем, вдруг, смотрю, на нас летит машина, я замолкаю. А они меня толкают в бок, говорят: «Давай, трави дальше!» Я подумал, ничего себе! Как их заинтересовал мой коленвал! По окончании поездки итальянец говорит: «Я хочу, чтобы Юрий представил это всё в удобоваримой форме для меня». Ну, и пришлось потрудиться. Я сел и за три месяца написал книгу, писалось легко, так как ничего придумывать не надо было.

— Скажите ещё несколько слов пожеланий читателям!

— Я выражу народную мудрость. Она гласит: «Живи, как можется, а не как хочется». Исходя из этого, я например, свою жизненную программу строил таким образом, чтобы цель в жизни соответствовала не только моим потребностям, но и возможностям. Проще говоря, свои потребности надо соизмерять со своими возможностями. И тогда в этой гармонии человек будет жить в довольстве и в счастье в соответствии с законами природы.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора и из архива Юрия Рыскова


P. S. Желающие приобрести книгу Ю. Д. Рыскова «Жизнь и охота» могут позвонить в редакцию по тел. (812) 532-13-17 или связаться с нами по электронной почте mail@vzov.ru. Все вырученные от реализации средства будут направлены на издание очередного номера газеты «Вечный Зов».

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх