Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Иерей Всеволод Томин: «Церковь уже есть кусочек вечности!»


ОТЕЦ ВСЕВОЛОД — СЕЛЬСКИЙ СВЯЩЕННИК. С 2011 года возглавляет храм святого благоверного князя Дмитрия Донского в селе Столыпино Балтайского района Саратовской области. Не так давно он со своим помощником посетил нашу редакцию. Нам было интересно узнать, чем живёт и дышит сейчас российская глубинка, и вот какая у нас получилась беседа.

Как я стал священником


— Отец Всеволод, скажите, как вам пришла мысль стать священником? Кто были ваши родители?

— Раньше я жил, как и многие другие. Семья была обычная, атеистическая. Отец — известный дирижёр, бабушка по отцовской линии — в прошлом ленинградская эстрадная певица, исполнительница романсов. Дедушка по материнской линии был лётчиком и в составе группы от военного округа встречал Ю. Гагарина, когда тот приземлился после полёта в космос в 1961 году. До 10 лет я жил в Сестрорецке, где и храма-то не было, там меня по-советски воспитывали бабушка и дедушка. Был пионером, а потом Господь посетил.

— Вам был какой-то знак?

— Я был один у мамы, и её трагическая смерть стала для меня знаком. Я принял крещение, стал изучать Закон Божий, ходить в храм, поступил в духовное училище, проучился там 3 года, получил диплом. Ещё в вечерней школе учился, потому что в 16 лет бросил школу. Пошёл работать на швейное производство и доучился в вечерней школе оставшиеся 2 года. Окончив школу, поступил в Саратовскую православную семинарию.

— У вас, я знаю, хороший голос, и вы пели в составе церковного хора.

— Да, у меня бас. Совершенствуя его, я нашёл себе применение в хоре Александро-Невской лавры. Параллельно участвовал в волонтёрском служении по уходу за инвалидами.

— А почему вы поступили в семинарию в Саратове?

— Потому что конкурса серьёзного не было, как в Петербурге, там как раз недобор был. После окончания семинарии меня послали в село Столыпино, где был маленький приход. Там был настоятель до меня, но потом перевёлся по семейным обстоятельствам, место освободилось, и теперь я на нём служу.

— В основном у вас на приходе, наверное, бабушки?

— Да, конечно. Вечером на службе бывает 3-4 человека, а утром на литургии человек 10-15. Конечно, пожертвования маленькие. И чаще отпевания и освящения домов. Венчание, может быть, раз в год. Крещения бывают, в прошлом году их было 13.

— А вы целибатный священник?

— Да, целибатный. Почти по-католически получается. Ведь это у них священники должны быть неженаты. Теперь и у нас это есть.

— Но есть вероятность, что впоследствии вы станете монахом?

— Да, возможно, в будущем я приму монашество.

Люди из сёл уезжают


— Отец Всеволод, на ваш взгляд, село сейчас возрождается или разлагается?

— Частично, конечно, возрождается, но мелкие сёла пустеют. Жители переезжают в более крупные сёла либо в города. Чаще выезжают на заработки. Оставляют семьи, уезжают, работают, высылая семьям деньги.

— А приезжают новые люди в деревню? Украинцы, к примеру, или армяне?

— Да. Чаще это русские из Средней Азии: Узбекистана, Казахстана. В основном, приезжали в девяностых — начале нулевых. Сейчас они уже обжились.

— По церкви своей вы видите прогресс? Людей стало больше в последнее время приходить?

— Несколько человек всего прибавилось. Молодёжь преимущественно по праздникам приходит.

— А что мешает людям сейчас приходить в церковь?

— В основном работа, всяческая суета. «Суета сует», как сказал Экклесиаст. Некогда задуматься о смысле жизни, все думают о том, как бы заработать денег, чтобы выжить.

— А какая самая большая проблема сейчас в деревне?

— Как я уже сказал, работа. Приходится уезжать на заработки. Мало кто может так организовать хозяйство, чтобы создать рабочие места, чтобы человек мог на селе оставаться и никуда не уезжать.

— Нет стимулов оставаться?

— Конечно. Что ж тут делать на селе? Только хозяйство поддерживать.

— Я всегда считал, что церковь — основа возрождения села. Постепенно вокруг неё объединяются люди, и возрождается село. Получается, это не так?

— Пока нет.

— То есть, церковь сама по себе, а село — само по себе?

— Да, так. Остаются с церковью, в основном, пожилые люди, которые уже задумываются о «жизни вечной», которые были соответственно воспитаны.

Этими землями владел Пётр Столыпин


ТАИНСТВО Евхаристии
ТАИНСТВО Евхаристии

— А в чём сейчас у прихода самая большая нужда?

— Ремонт крыши, которая в двух местах протекает. Кровельное железо нужно менять. Надеюсь, что найдутся спонсоры местные. Мы вели переговоры с людьми, которые ранее принимали участие в строительстве храма.

— А те, кто приезжает на лето на дачу, бывают у вас?

— Да. Заходят, интересуются, фотографируют. Действительно, всё красиво, потому что храм расписан внутри, можно и на нашем сайте посмотреть.

— А вы один? Есть помощники?

— Один. Ещё есть алтарник. Надеюсь ещё других ребят научить, чтобы прислуживали.

— Расскажите о вашем храме, чем он известен? Он старинный?

— Нет, новый. В 1995 году построен, по инициативе тогда ещё будущего губернатора Аяцкова, который всё сделал для того, чтобы на селе был построен храм. Он стал первым действующим храмом в районе, ведь раньше их не было. Есть ещё один сохранившийся храм Архангела Михаила, построенный в 19-м веке. Стены сохранились, потому что его использовали как зернохранилище, а вот теперь и восстановить смогли.

— А чем это место ещё интересно? По-моему, ваша местность исторически связана с очень известным именем?

— Конечно. С именем губернатора Саратовской губернии, будущего председателя правительства П. А. Столыпина, почему и название такое. Он владел этими угодьями, когда был губернатором. Ранее было название «Дмитриевское» по приходскому храму Дмитрия Солунского. А когда был прославлен князь Дмитрий Донской, небесным покровителем которого Дмитрий Солунский и являлся, было принято решение построить храм в честь князя. Разумеется, мы празднуем оба дня памяти Дмитриев.

В деревне легче дышать


— Вот сейчас вы приехали в город из сельской местности. Как на контрасте ощущения? Вы давно не были в Петербурге?

— Год уже. Обычно раз в год приезжаю. В деревне, конечно! И легче дышать, и люди другие. Здесь суета.

— Наступит ли время, когда люди побегут из города в село?

— Конечно. Жить в каменном мешке и жить на природе — две разные вещи. И в городе соблазнов больше, и компьютеризировано всё.

— А есть ли у вас в деревне Интернет?

— Да, и планшет есть. Можно и компьютером пользоваться.

— Сейчас множество людей находится в депрессии. Что бы вы им посоветовали?

— Прежде всего — задуматься о Вечности. Когда я готовлю людей к крещению, то напоминаю, что крестившиеся вступают в Царствие Вечное уже здесь, на земле, что сама Церковь — это уже кусочек Вечности.

— А в чём, по-вашему, смысл жизни человека?

— Обретение Господа. Чтобы подготовиться к встрече с Ним. Чтобы жить в Вечности так, как и на земле. Пришёл человек в вечность и уже знает о Боге, о том, что уготовал Господь всем, хотя мы себе этого в полной мере не можем представить. Если Господь сподобит нас Царствия Вечного, то будем только удивляться тому, что там происходит.

— Но у каждого своё представление о Боге. Как узнать Бога? Вот человек говорит: «Я Бога знаю». Но у него свой Бог. И как же найти настоящего? Что бы вы посоветовали?

— Приходим, каемся, признаём свои ошибки: «желаем по закону жить», стараемся справиться, и обязательно Господь поддержит, это я по себе могу сказать. Когда стараюсь жить по закону Божьему, то действительно помощь приходит.

— По «закону благодати»?

— Понятное дело, ведь Господь — это и есть благодать.

— А что такое «благодать» — состояние души?

— Да. Покой, успокоение в Боге. Об этом пишет и Иоанн Кронштадтский — о «покое в Боге».

Нас выручает мёд


ЦЕРКОВЬ св. Дмитрия Донского в с. Столыпино
ЦЕРКОВЬ св. Дмитрия Донского в с. Столыпино

— Знаю, вас выручает мёд, производством которого вы занимаетесь вместе с прихожанами. Что это за мёд?

— В основном, фацелиевый. Сейчас у нас целое поле засеяно фацелией, чтобы пчёлы не летали далеко, есть и другие медоносы. Липы у нас мало. Есть ещё донник, пустырник, эспарцет.

— Сейчас мёда на рынке много, но не всякий мёд качественный. А у вас?

— Многие уже попробовали, похвалили, желают ещё брать. Собираем, освящаем. Надеемся, что и в этом году, несмотря ни на что, будет урожай.

— Как можно с вами связаться, чтобы читатели смогли приобрести мёд?

— Вот телефоны наших помощников в Санкт-Петербурге: 8-911-905-42-27, 495-02-06.

— Вы ведь гарантируете, что это мёд качественный и по всем параметрам хороший? — Да, каждый раз мы сдаём мёд на анализ, получаем документы о качестве от петербургской лаборатории.

Деревня возродится


— Как вы думаете: наша деревня возродится?

— Конечно, ведь без деревни никак невозможно. Вся Россия с глубинки начинается. Пока же политика у нас больше прозападная. Но постепенно правительство всё-таки способствует тому, чтобы деревня возрождалась, программы соответствующие появляются, денег дают семьям, желающим переехать из города на село, чтобы можно было дом построить, хозяйство завести.

— Но пока ещё не едут массово?

— Пока нет. Но нужно в это верить и поддерживать эти инициативы, потому что «свято место пусто не бывает», землёй нужно заниматься. Ведь раньше, до революции, вся земля была распахана и освоена!

— Ещё вопрос: сейчас много молодых священников выпускается, и все хотят ехать в «хорошие» места, крупные города, где больше комфорта и финансов. А ведь мало кто едет в деревни.

— Понятно, что всем хочется перспективы...

— А ведь много храмов пустующих, разрушенных, которые нужно восстанавливать, которым нужны священники...

— Вот поэтому и нужны связи в городе, чтобы были помощники...

— Что бы вы сказали молодым выпускникам семинарий и академий: стоит ли им подумать над переездом в деревню?

— В городе, конечно, проще привлечь необходимые финансы, но стоит попробовать себя в деревне, привлечь знакомых, обзавестись хозяйством. В деревне — простор, настоящее натуральное хозяйство, которое и даёт всё необходимое.

— Здоровый воздух, здоровая еда, романтика?

— Да. Нет пока, конечно, необходимой инфраструктуры. Когда появится, то и народ поедет — строить, пахать, сеять. Ну, а как же иначе? И обязательно Господь поспособствует этому. Ведь люди, получившие эту помощь, в город уже не стремятся, только по необходимости. Здесь нет городского отчуждения людей друг от друга.

— Спасибо, отец Всеволод! Помогай вам Господь!

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива иерея Всеволода Томина


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх