| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Рассказы о сотворении мира


СТОЛЬКО КРАСОТЫ И МУДРОСТИ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ БИБЛИЯ, что и безбожник невольно соглашается — ничего величественнее не было написано человеческой рукой. Однако, кроме книг Ветхого и Нового Заветов, мы, христиане, имеем множество преданий о мудром царе Соломоне, кротком Давиде, повествование об апостольских временах, народные сказки про любимых святых — Николу, Илью и т. д.

При этом бывает трудно догадаться, что некоторые из этих легенд, например, о Соломоне, принадлежат такой древности, что их мог слышать в Своём детстве Спаситель. Так же, как и христианские народы, иудеи имели богатую устную традицию. Они переложили книги Ветхого Завета на язык плотников и пастухов. Ведь даже Пятикнижие — Тору — далеко не всякий из них мог прочесть. Древнееврейский язык знали только хорошо образованные люди.

А вот сказания, передаваемые из уст в уста, эти духовные жемчужины, были знакомы евреям с колыбели. До нас дошла лишь малая часть этого творчества, записанная в третьем веке.



Был у царя кубок тончайшего стекла.

«Чем, — думал царь, — кубок этот наполнить? Горячей влаги стекло не выдержит. От холодной — потускнеет». И царь брал кубок только для тёплых напитков.

Сотворил Бог вселенную и подумал, как руководить Своим творением: одним строгим правосудием — миру грозит разрушение; одним милосердием — земля в грехах потонет. «Соединю, — решил Господь, — правосудие с милосердием...»

* * *

Когда сотворено было железо, трепет страха прошёл по деревьям. Но железо сказало:

— Не давайте рукоятки для топора — и ни одно из вас повреждено не будет.

* * *

Сотворен был только один человек. Это должно служить указанием, что тот, кто губит хотя бы одну человеческую душу, разрушает целый мир, и кто спасёт одну душу, спасёт целый мир. Не может один человек возгордиться перед другим человеком, говоря: мой род знатнее твоего рода. Каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир.

* * *

«И Господь образовал Еву из ребра Адама».

Рассудил Господь так: «Не сотворю её из головы его, дабы она не была высокомерной, не из глаза его — чтобы она не была любопытной, не из уха — чтобы не подслушивала, не из уст — чтобы не была болтливой, не из сердца — чтобы завистливой не была, не из рук — чтобы не была любостяжательной, не из ног — чтобы не была праздношатающейся». Из ребра — скромной и скрытой части тела — сотворил Господь женщину и по мере образования каждого из членов тела её приговаривал: «Будь кроткою, женщина! Будь добродетельной, женщина!»

Однако же ни от одного из перечисленных недостатков не свободна женщина.

* * *

— Ваш Бог — вор, — сказал кесарь равви Гамлиелю, — усыпил Адама и у сонного ребро украл.

— Позволь мне, отец, — сказала дочь равви Гамлиеля, — ответить вместо тебя.

И, обращаясь к кесарю, продолжала:

— Я требую правосудия: прошлой ночью к нам забрались воры и, похитив серебряный кубок, оставили нам кубок из чистого золота.

— О, если бы каждый день посылали нам боги подобных воров! — воскликнул кесарь.

— Так дурно ли было для Адама, что взамен ребра ему дана была женщина?

* * *

Наступил первый солнечный закат после изгнания из рая. Похолодело от страха сердце Адама.

— Горе мне! — возопил он. — За грех мой погас светильник дня, и мир снова обращается в хаос. Это смерть, посылаемая в наказание мне небом!

Всю ночь просидели Адам и Ева, каясь и плача. Когда же снова взошло солнце, они поняли, что таков порядок в природе, и жертвоприношением возблагодарили Господа.

* * *

Ко времени после Потопа относится следующая история:

«Посадил Ной первую виноградную лозу. А cатана пришёл и спрашивает:

— Что будет из этой посадки?

— Виноградник, — ответил Ной.

— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?

Ной согласился. Что же сделал cатана? Привёл к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.

Человек, пьющий вино, обнаруживает поочерёдно же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток, как овечка, потом становится отважным, как лев, по мере опьянения начинает кривляться, как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье».

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |