| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Старец Иосиф Ватопедский
о конце света


(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)

НЕТ, НАВЕРНОЕ, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗАДУМАЛСЯ БЫ О КОНЦЕ СВЕТА. Это событие тревожит и страшит одновременно. Всё имеет начало и конец. Земля не вечна. Современная пресса, телевидение и Интернет заполнены разного рода сплетнями и слухами относительно этого вопроса. Но знает ли кто-то действительную правду о том, когда это событие придёт и что ему будет предшествовать?

Безусловно! Кто же? Бог! Ему одному всё известно. Бог открывает нам правду о конце света в Писании. Нужно только правильно понять сказанное. Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, так комментирует это событие.


Учение Господа нашего об антихристе и кончине века


В дальнейших словах Господа перед нами открывается уже чисто эсхатологическая перспектива: «Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте... Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:23 и 27). Вот предельно ясный образ последних дней, сполна оправдывающий нашу веру во Второе Пришествие! Ибо оно — единственное, чему не сможет подражать и что бессилен будет извратить лжемессия, лютый волк (ср.: Деян. 20:29) в овечьей одежде, несмотря на всю власть, полученную им от лукавого миродержца.

Придя однажды в уничижённом образе и совершив дело спасения мира, Господь наш явится вновь в силе и славе, подобающих одному Богу, и «никтоже постоит пред великолепием славы» Его («Молитва Манассии, царя Иудейска» из чина Великого повечерия). Это знамение Второго Пришествия надлежит неусыпно содержать в памяти всем христианам тех лукавых дней. Ибо приближаются знамения ложного пришествия, и да не прельстится никто обманными чудесами, маскирующими его сатанинскую суть! «Восстанут, — говорит Господь, — лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:24-25). Воистину ничем не пренебрёг Владыка и Пастырь, душу Свою полагающий за овец, но всё исполнил словом и делом, чтобы обезопасить нас от общего врага и его козней!

В чём смысл слов: «Чтобы прельстить, если возможно, и избранных»? Ложь будет до того тонкой и искусно замаскированной, что прельстит всех, слывущих мудрыми и разумными, но не избранный остаток (Рим. 11:5) — тех, кто был призван благодатью Божией, возложил на себя крест Господень и проводил святую жизнь.

Господь назвал и другое знамение Второго и славного Его Пришествия: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Согласно отцам, деятельность антихриста также ознаменуется сверхъестественными по видимости, но мнимыми по существу явлениями, которые будут совершаться «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). И послужат они не столько символами его пришествия, сколько средством устрашить колеблющихся в вере, дабы и те поклонились ему как Богу. Пришествие же Господа будет предварено распадом стихий и превращением небесных светил, ясным свидетельством того, что Грядущий — Сам Бог. И тогда, как последнее доказательство, «явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:30) — Честной Крест, орудие мироспасительного замысла Божия, конечной победы над силами тьмы, упразднения смерти и обновления твари. «И... восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого», то есть Бога Слова во плоти и одновременно во всей полноте боголепного Его величия, «грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Но, Владыко Человеколюбче, даруй нам дерзновение встретить Тебя, грядущего с небес!

Повествование святого Марка в этом отношении почти тождественно Матфееву, отличаясь лишь более сжатым характером. У святого Луки особо подчёркнуто, что грядущее запустение Иерусалима выразится в попрании его язычниками, которое будет продолжаться, «доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24); иными словами, исторический план переходит здесь в эсхатологический.

Но если бы Господь и не возвестил об антихристе самолично, то из сопоставления других текстов, запечатлевших Божественное Откровение и носящих явно пророческий характер, мы непременно заключили бы, что большинство их поддается истолкованию лишь в эсхатологическом плане.

Пророческие тексты Священного Писания во множестве случаев имеют многозначный смысл, метафорически представляя различные фазы жизни Церкви в её борьбе с силами тьмы и орудиями сатаны. Но главное место среди них занимают пророчества о последних временах и антихристе, который проявит себя в своё время самым жестоким гонителем христиан и далеко опередит всех тиранов прошлого. То правда, что искушения от диавола будут для верных много сильнее прежних и повергнут их в глубочайшую скорбь. Но зато и конечное торжество Церкви над главными врагами, смертью и диаволом, которое наступит по Пришествии её Жениха, познается ими уже не от веры и слышания (см.: Рим. 10:17), но из самого дела и исполнения слова Господня: «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6:23).

Святой Иоанн Богослов, впервые употребивший имя «антихрист», говорит о нём и о последних временах в Откровении и Посланиях. В его Первом соборном Послании мы читаем: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1 Ин. 2:18). Напоминая ученикам о явлении главного беззаконника в предоставленное время, Апостол указывает, что в мире уже действуют многие его предтечи — малые «антихристы». И поясняет, что антихрист есть «отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22). А определив правое исповедание как исповедание Иисуса Христа истинным Богом, пришедшим во плоти, учит, что всякий, кто исповедует Его иначе, носит в себе и теперь частицу антихриста, то есть «дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:3).

Во Втором соборном Послании столь же ясно утверждается, что не исповедующий Иисуса Христа пришедшим во плоти Спасителем мира «есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7). И понятно, почему возлюбленный ученик Господень увещевает верных беречься не столько главного антихриста, которого им, быть может, не суждено увидеть, сколько малых его подобий, ополчавшихся в те дни на Церковь. Ибо кто как не антихристы все те еретичествующие лжепастыри, которые извращают Евангелие и апостольское учение, нимало не радея о вверенном им стаде?

(Продолжение следует)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |