|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Тайна явления Спасителя мира
(Рождественская проповедь)
«И ОН НАРЁК ИМЯ ЕМУ ИИСУС...» (Мф. 1: 25). Сегодня мы празднуем Рождество Христово. Об этом событии по-разному рассказывают евангелисты. С одной стороны, это повествования святых Апостолов Матфея и Луки, а с другой стороны, можно вспомнить и Евангелие от Иоанна с его знаменитым «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Вслед за евангелистами мы чувствуем и разделяем большой интерес к тому, с чего началась земная жизнь Христа — Того, в Кого веруем как в Спасителя, Мессию, Сына Божия, Богочеловека.
Однако не только Евангелия приоткрывают нам завесу этой тайны — тайны явления Спасителя мира. С глубокой древности человек чувствовал и искал Бога — притом Бога не только всемогущего и истинного, но и милостивого, взирающего отеческой любовью к страдающему творению. Одновременно и царствующего как единый полновластный Повелитель Вселенной, и сострадательного Отца, водворяющего не только справедливость и правду, но и мир и радость.
Об этом ожидании многогранно и выразительно говорит Священное Писание еще задолго до Христа, в Ветхом Завете. Кстати говоря, древнейшим языком Церкви, на котором она изъясняла свои мысли и чувства по поводу праздника Рождества Христова, были псалмы и древние пророчества.
К ним можно отнести, например, Псалом 2-й, откуда сегодняшнее богослужение берёт подходящие цитаты, а также те псалмы, что мы поём в начале литургии как антифоны (Пс. 109; 110; 111). Или прокимен, предваряющий чтение Апостола и Евангелия — тоже строчка из Псалма: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе...» (Пс. 65: 4).
И весь этот многоголосый хор — псалмы, пророчества, евангельские тексты (сюда же добавим и, как обычно, богатые своим многословием византийские гимны, составляющие основную часть наших богослужебных текстов), в конце концов и наши хвалебные слова и размышления — весь этот многоголосый хор предстоит яслям, в которых возлежит бессловесный Младенец. Потоку человеческих слов — поэтичных, мудрых, глубоких — предлежит безмолвное Дитя. И нас не покидает ощущение, что все вокруг только и делают, что говорят, поют, спорят, вопрошают, удивляются, даже суетятся. Ангелы, пастухи, волхвы, даже животные (которым в это день тоже принято уделять повышенное внимание, и даже принято считать, что и эти бессловесные твари ради такого случая готовы заговорить подобно людям).
А Он — Младенец Бог — сегодня не говорит ни слова, ибо стал тем, кто ещё не умеет говорить. Есть, правда, ещё некто, кто сегодня тоже скуп на слова — Мария, Которая «слагала все (многочисленные) слова сии в сердце Своём».
Итак, Он — молчит, Он — бессловесное Дитя! Ибо за него говорит само Писание. Да сбудется реченное пророком: «...С нами Бог».
И сегодня не Он даёт имена тварям и стихиям — как в дни творения («И назвал Бог свет днём, а тьму ночью»), а Ему люди дают имя, вкладывая в это имя всю свою надежду: Иисус, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
Да, Он молчит, ибо Он многое уже сказал до этого в веках. Но «С нами Бог» всё-таки прозвучит и из Его уст — когда, пройдя весь Свой земной путь от начала до конца, претерпев снисхождение Своё не только до рождения в яслях, но и до смерти во аде, Он воскреснет и скажет: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).
Протоиерей Александр СОРОКИН
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|