|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Алла Смирнова: «Я всегда буду говорить всем, что Ты — есть!»
В ПЕТЕРБУРГСКОМ ХРАМЕ Феодоровской иконы Божией Матери 76-летняя прихожанка вышивает иконы и хоругви, используемые во время Литургии и крестных ходов. Вот что она нам рассказала при встрече.
Мой духовник отец Георгий сказал как-то: «Человек за свою жизнь умирает трижды». Я подумала и вспомнила, что болела я часто, а умирала дважды. Первый раз — 5 сентября 1945 года, в свой день рождения, мне было пять лет. Врачи тогда сказали, что надежды нет — менингит. Они маме посоветовали: «Вы молитесь, чтобы она умерла: если такие дети и выживают, то становятся неадекватные». Странный совет, правда? Не знаю, что мне помогло. В церковь я тогда не ходила.
Во второй раз, в 24 года, мне поставили страшный диагноз. Врач даже не хотел делать операцию, потому что надежды не было никакой. Но всё-таки решился. Я уже попрощалась с миром. Когда дали мне наркоз, я почувствовала, что душа моя выходит из тела, что я поднимаюсь. Как потом я узнала, в это время я молилась. У меня такая была молитва, как будто я за кем-то повторяла. А ведь я тогда не знала даже «Отче наш».
После операции хирург спросил маму: «Ваша дочь верующая? Она во время операции молилась, причём с такой интонацией, как православный батюшка». Мама удивилась, ведь мы в церковь не ходили. А я повторяла вслух за кем-то молитвы. Вот, и поправилась. Не ожидала, потому что такой диагноз был безнадёжный! Наверное, я для чего-то была нужна.
|
ВЫСТАВКА В ГУРЬЕВЕ. Священник отец Богдан делится своими впечатлениями | |
* * *
Я вышиваю нитками. Обыкновенными. По рисунку. Сначала мне делал эскизы муж, офицер, у него были хорошие данные, наверное, из него вышел бы неплохой художник. Он мне оставил много рисунков, по которым можно вышивать.
Мы жили в Казахстане, в городе Гурьеве. Однажды сестра сказала мне: «Сходи в храм». Я сначала как-то не отреагировала. Она мне звонит: «Ну, как ты, ходила?» Я: «Нет». Она мне: «Ну, что же ты!» А была зима, бури снежные. Я помню, как тяжело шла в этот храм. Спотыкалась и падала. Такие сугробы!
Потом пришла, встала перед крестом. Не молилась, а просто стояла перед Господом, и за спиной я услышала голос: «А вы вышивать умеете?» Это был священник храма. Я потом спрашивала: «А как вы почувствовали, что я могу это делать?» И дали мне покровцы, закладку. Потом батюшка пригласил меня в гости, и у меня как-то осталось в голове: раз батюшка обратился ко мне, значит, надо это делать.
Ночью я всё время думала, а как это осуществить, а утром проснулась и сразу же стала вышивать. И вот что я хочу сказать: меня обучали этому во сне. Мне никто не являлся, просто во сне учили, а я движениями рук и пальцев повторяла. Утром я проснулась и поняла, что я умею это делать. Тогда ещё муж был жив, он сделал мне эскиз, и я стала уже иконы вышивать первые. И тогда я дала обещание Господу всюду говорить о Нём.
* * *
Шли годы. Мы переезжали из одного города в другой. В моей жизни произошло много событий, но я всё время думала о том, что сказала Господу: «Я всегда буду говорить всем, что Ты есть!»
Там, в Гурьеве, где мы жили, нас часто посещали люди. Приезжали целые делегации. Позвонят: «Можно к вам?» Я говорю: «Приходите». Их интересовало моё творчество.
Когда у меня проходила выставка, приехал даже президент Нурсултан Назарбаев. Он думал, что это написано художником, но ему сказали, что это вышивка. Он удивился, даже потрогал. Я ему подарила три своих работы. Одна из них — тигр, она особенно ему понравилась.
Из Гурьева, после того, как я похоронила мужа, мы переехали в Питер. Почему я уехала из Казахстана? У меня здесь дочка, а жить негде было. У меня там была трёхкомнатная квартира, я её продала, а здесь приобрела жильё в коммуналке.
|
ХОРУГВИ, вышитые руками А. С. Смирновой | |
* * *
Когда я пришла в храм Феодоровской иконы Божией Матери, он был ещё закрыт. Службы проводились в часовенке. Там были бумажные хоругви, когда я их увидела, я заплакала. Я уже вышивала раньше хоругви, а тут, в Санкт-Петербурге, такое увидеть!
Пять лет назад у меня в Петербурге была выставка, на которую пришло много людей, в том числе из Феодоровского собора. В нашем храме, кстати, тоже есть иконы с моей вышивкой. Они — на хоругвях, которые выносят во время крестного хода на праздники. Всё время думала, что меня не будет, а эти хоругви останутся.
Наш настоятель отец Александр благодарил меня потом при всех. Было очень приятно. Кроме шести обычных, больших, в храме есть четыре детских хоругви.
|
НА ПУТИ к Голгофе | |
Этим я живу. Для меня это всё. Сейчас я вышиваю образ Иисуса Христа. Уже, конечно, не то здоровье, не то зрение. Операцию назначили на глаза. Не знаю, решиться или нет...
* * *
То, что я делаю, я воспринимаю как служение от Бога. Я никогда не продавала свои иконы, просто дарила — людям или храму. Тогда я вышивала по много часов. Сейчас, несмотря на возраст, тоже продолжаю вышивать, хотя чувствую, что у меня глаза болят. Мне кажется, не было ни одного дня, чтобы я не вышивала.
Живу я в коммуналке. Сын недавно умер, он у меня был с 60-го года рождения, а дочка — 70-го года, 10 лет разница. Есть внуки.
Задумываюсь часто, кому мне потом оставить мои работы? В какой-нибудь музей? Господь, конечно, усмотрит...
Записал Арсений НОВИКОВ
Фото из архива А. Смирновой
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|