Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Иерей Алексей Рагин: «Этот храм был храмом царской семьи!»


ЕСТЬ В ОКРЕСТНОСТЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО, о котором не все знают. Между Сергиевкой и Старым Петергофом по Петергофской дороге в живописном лесу расположилась дача царской семьи. Рядом с ней — до недавнего времени находившийся в запустении храм царской семьи, носящий имя Святой Троицы. Сегодня храм благодаря энергии и энтузиазму молодого священника Алексея Рагина и руководимой им общины восстанавливается. Нам показалось интересным встретиться с отцом Алексеем и узнать подробности, касающиеся истории этого места и возрождаемого царского храма.

Немного истории


— Отец Алексей, расскажите о вашем историческом храме. Мы знаем, что здесь сам Царь-батюшка молился с семьёй...

— Если верить историческим фактам, то этот храм корнями уходит в Петровскую эпоху. Конкретно, не сам храм, а это место. На этом месте существовал храм ещё при императрице Елизавете, дочери Петра Первого, тогда это был ещё деревянный храм.

— У него было такое же название — храм Святой Троицы?

— Это спорный вопрос. Некоторые исследователи говорят о том, что он был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери, но существует также версия, что он был освящён в честь Живоначальной Троицы. Храм был построен в 1748 году. Спустя столетия храм обветшал, и в 1857 году его разобрали. А в 1860 году по проекту Штакеншнейдера он был отстроен в том виде, каком мы знаем его сейчас. Но не будем забывать, что в годы войны он был очень сильно повреждён. И то, что мы сейчас видим — это реставрация того храма, который был ранее. Отвечая на ваш первый вопрос, скажу: да, этот храм был храмом царской семьи!

— А при Советской власти что было с храмом?

— В 1917-м, как и большинство храмов в нашей стране, он был национализирован. Здесь были склады. Гораздо более интересно, что с храмом происходило в войну. Об этом ходит много легенд и рассказов. Известно, что здесь содержались советские военнослужащие, попавшие в плен фашистам. Потом, в советские годы, здесь было запустение. Слава Богу, что сейчас, милостью Божьей, молитвами за нас, грешных, Святых Царственных Страстотерпцев, храм восстанавливается и уже идут богослужения. Немало тут потрудился отец Антоний, настоятель храма преподобного Серафима Саровского, что соседствует с нами. Уже больше года мы проводим здесь регулярные богослужения.

— Получается, люди сюда приезжают как из Ломоносова, так и из Петергофа?

— Есть небольшая предыстория: до того, как меня назначили сюда настоятелем, я прослужил около двух лет в соборе Михаила Архангела в Ломоносове. Естественно, там были люди, с которыми у нас образовалась духовная близость. И эти люди нас теперь не покидают. Они нам помогают, участвуют в богослужениях. По моему глубокому убеждению, участие в богослужении — это не только предстояние у престола или нахождение в алтаре. Каждый человек на своём месте может служить Богу — конечно, в той мере, в какой его сердце и духовное состояние подготовлено.

— А сколько человек посещает храм?

— Если не брать большие праздники, такие, как Пасха или престольный праздник, в основном, 20-30 человек. Прирост за год составил около 10 человек.

— Сейчас зима, как у вас проходят богослужения? У вас ведь нет отопления!

— Да, отопления нет. Была печка, но она прохудилась, и мы её выбросили. Сейчас запускаем обогреватели. Прошлой зимой, в алтарной части, бывало и плюс 1-2. Иногда вода в чашечке, когда её оставляли на ночь на подоконнике, замерзала.

О реставрационных работах


ТАК ВЫГЛЯДЕЛА церковь до реставрации
ТАК ВЫГЛЯДЕЛА церковь до реставрации
— Отец Алексей, скажите, чем так важно, на ваш взгляд, восстановление этого храма?

— Вообще, восстановление любого храма очень важно. Если говорить непосредственно об этом храме, то это — исторический памятник. Как нам говорят, он никогда не был приходским, он был фамильным, был храмом царской семьи при собственности Императорского Величества. Мы все хорошо знаем, что случилось с царской семьёй, как они закончили свою земную жизнь, почему канонизированы и за что почитаемы Церковью и нашим народом. Это говорит о том, что народ у нас умеет каяться, что у нас восстанавливается память прошлого.

— А император жил здесь, на даче, только в летний период или ещё и в другое время?

— Только в летний период. В этом году в нашем храме в первый мы раз служили Пасху. То, что я сейчас скажу, не имеет отношения к историческим сведениям, это лишь предположение. В этом храме Пасха служилась первый раз за всю его историю. Потому что большинство исторических источников свидетельствует, что службы здесь проводились на Престольный праздник, в день Святой Троицы. И можно предположить, что Пасхальное богослужение здесь никогда не проводилось.

— Скажите, на какой стадии сейчас находится восстановление храма?

— Силами государства и дирекции заказчика восстанавливается фасад и кровля храма. Вполне возможно, если не на следующий, то через год они займутся обустройством территории храма, как и обещали. Если говорить о внутреннем убранстве, то это ляжет на наши плечи. Иконостас у нас простой, временный. Я надеюсь, что мы когда-нибудь сможем поставить более достойный иконостас. Первые несколько литургий мы служили вообще без иконостаса.

— Сохранились ли фотографии или рисунки, рассказывающие о том, как выглядел этот храм изнутри до революции?

— Существуют, например, зарисовки Брюллова. Они позволяют представить, каким был иконостас. Но я думаю, что иконостас в том виде, каким он был, сейчас восстановить невозможно. Я объясню, почему. Поскольку храм не был приходским, он был рассчитан исключительно на царскую семью. Это буквально несколько человек. Соответственно, иконостас занимал чуть ли не половину того храма, который был до революции. Если мы сейчас сделаем иконостас в том же виде, то для прихожан просто не останется места. И с этой точки зрения, а ведь у нас приходской храм, я ратую, чтобы здесь был красивый, достойный этого храма иконостас. Но не в тех размерах, в которых он существовал при царской семье. Надеюсь, нас смогут понять православные христиане.

СОБСТВЕННАЯ ДАЧА Его императорского Величества находится рядом с храмом
СОБСТВЕННАЯ ДАЧА Его императорского Величества находится рядом с храмом

Спасибо всем, кто помогает!


— Какие у вас сейчас самые насущные нужды?

— Самые насущные нужды — это тепло. Проведение газа, электричества и воды от нас не зависит, этим занимается «Ленэнерго». Спасибо большое «Петродворцовым электросетям» — они нас очень выручают. Они будут заниматься прокладкой кабеля, как только у них появится возможность. То же самое — с водой и газом, и, дай Бог, с отоплением, канализацией и другими коммуникациями. То, что мы сейчас можем делать — приводить в порядок пол. Сейчас он представляет собой обычный бетон, застланный коврами. Конечно, хотелось бы, чтобы он был восстановлен в том виде, в каком он был, а это была плитка.

— Кто вам помогает? Я слышал, что вроде бы в своё время помогал Милонов?

— Это было не в мою бытность. Помощники есть, большое спасибо всем, кто помогает материально и жертвует.

— Кого из тех, кто помог, вы хотели бы особо отметить?

— Протоиерея Павла Кудряшова, настоятеля храма Петра и Павла в Петергофе. Он пожертвовал очень много утвари на первые богослужения, помог приобрести отопительные приборы. Хочу отметить также и наших прихожан. Конечно, средств нам зачастую не хватает даже на то, чтобы оплатить текущие нужды. Хор у нас состоит из одного человека, певчей Татьяны. Иногда Татьяна поёт с дочерью Машей, а бывает, что и муж подключается — у них музыкальная семья. Некоторые песнопения мы исполняем всем храмом — по распечатанным листочкам. Мне очень нравится, как проходит наше богослужение.

Мы живём в эпоху потребления!


— У вас особенный — царский — храм. Царь был последним российским монархом. Скажите, а вы верите в восстановление российской монархии?

— Я верю в Бога, что Он даст, то и будет. На этот счёт существует множество пророчеств, мнений и предсказаний. Если говорить о политических убеждениях, то не могу сказать, что я совсем аполитичен. Но я не придерживаюсь каких-либо строгих политических взглядов.

— Мы — жители двух царств: земного и небесного. Из существующих трёх форм правления: демократии, диктатуры и монархии, что вам ближе, что бы вы лично предпочли?

— Что бы я предпочёл? Я бы предпочёл теократию. Но вы мне её не предлагаете.

— Теократия подразумевается, когда мы говорим о монархии, в России монархи были православными.

— Я не очень люблю рассуждать в сослагательных наклонениях. Мы знаем, что монарх может быть и не православным. С другой стороны, я глубоко убеждён, что и демократические власти могут быть глубоко верующими. Это исключительно мои личные предпочтения и гипотезы. Честно говоря, не знаю.

— А какие у вас мысли и настроения относительно того, что сейчас у нас происходит? Мы движемся вперёд или стоим?

— Вы таким способом хотите меня вывести на политический разговор?

— Нет, нам интересно ваше мнение, как и всех, с кем мы общаемся. Кстати говоря, в задачи газеты входит освещение этой темы — темы отношений Церкви и общества, поэтому вопрос для нас не праздный.

— Сейчас происходит очень тонкое и хитрое обольщение человека. Духовное состояние общества меня пугает. Уже не нужно закрывать церкви, репрессировать священников, достаточно тех вбросов лжеинформации, которые происходят со стороны телевидения, прессы, Интернета — всей той откровенной грязи, пошлости, что мы ежедневно видим и слышим. А если не пошлости, то просто задурманивания человеческого сознания. Человек живёт в мире потребления. Он зачастую только о том и думает, что у ближнего что-то есть, а у него нет. Заработав денег, он идёт в магазин и тратит их. Как-то раз я зашёл в один торговый комплекс. Обычно я хожу в простые магазины, а тут зашёл в супермаркет. Был будний день, но там было столько много народа! Люди ходили из одного бутика в другой, смотрели, обмеривались, но ничего не могли себе выбрать. Я не пытаюсь никого осуждать, но я видел глаза этих людей, и мне стало не по себе.

Человек без убеждений — деградирующий человек


ВО ВРЕМЯ Литургии
ВО ВРЕМЯ Литургии

— Шопинг — это обычное на Западе явление, у нас он тоже набирает силу.

— Может, для кого-то это ещё не стало болезнью, но многие на пути к ней. Человек в воскресенье встал и, вместо того, чтобы пойти в храм, заняться своей духовной жизнью, своим воспитанием, идёт в эти комплексы. Даже если ты не дошёл до веры, побудь с семьёй, сходи на природу, в парк, посети музей! А народ вместо этого идёт в эти комплексы! А там — все средства обольщения! Там всевозможные развлечения для детей: компьютерные и некомпьютерные игры, игровые автоматы, для взрослых — кинозалы, кафе, рестораны и всякие магазины. Человек может туда пойти и там провести «с пользой для себя» целый день. Что он приобретает и что потеряет? Приобретёт он, может быть, то малое, которое через какое-то время ему будет уже не нужно.

— А потеряет душу?

— К сожалению, да, и для большинства людей это происходит незаметно. Вы спросили меня о том, вижу ли я положительные или отрицательные тенденции в нашем обществе. Вот это явление меня откровенно пугает. Потому что вывести человека из этого состояния гораздо сложнее, чем вывести из состояния откровенного неверия. У святого Иоанна Богослова в Апокалипсисе есть такие слова: «Так как ты не холоден и не горяч, Я извергну тебя из уст Моих». Эта теплота характеризуется состоянием сна и дремоты: ни туда, ни сюда. Мы знаем случаи, когда откровенные богоборцы каялись и становились настоящими христианами. А человек, который ни холоден, ни горяч — это человек без убеждений. Что такое человек без убеждений? Это деградирующий человек, потерявший своё лицо. Нам нужно развивать свою личность. Личность — это образ Божий, который Господь вложил в нас при Своём творении. Его образ нам нужно очищать, открывать в себе. И когда мы откроем в себе этот образ, многое становится ясным. А когда человек не занят работой над собой, это убийство времени.

«Всё произошло, как в крутом американском боевике!»


— Отец Алексей, наверняка присутствие Божье вы чувствуете постоянно. А вот был ли в вашей жизни случай, когда Господь от чего-то вас особым образом спасал?

— Сегодня, оглядываясь назад, я вижу эту руку Божью на протяжении всей жизни, от рождения и до сегодняшнего дня. Моя мама рассказала бы вам намного больше, чем я. Она не без слёз говорила мне, как видела меня умирающим от болезни в роддоме. Тогда меня либо простудили, либо заразили. Была серьёзная пневмония, и шансов у меня было мало. Она тогда в храм не ходила, просто пыталась бороться за мою жизнь. Когда меня привезли домой из роддома, то мне даже не дали имени, потому что было не до этого. Меня быстренько выпустили, так как детская смерть в роддоме никому не нужна. Меня хотели назвать Юрием, но единого мнения не было. Приехал доктор, а как меня в документах записать? И решили назвать Алексеем. А врач сказал родителям, что потом можете в свидетельстве о рождении записать другим именем, если передумаете. Но я так и остался Алексеем. В этом я вижу особый промысел, потому что мой духовный покровитель — святитель Алексей Московский, святой, которого я очень почитаю и, соответственно, молюсь ему и испрашиваю у него помощи. Вот один из таких случаев.

— Интересно. И Бог вас, конечно, в тот раз исцелил?

— Да. А один раз Господь меня спас в достаточно серьёзной автомобильной катастрофе. То была моя вина: я не вписался в поворот, шёл дождь, и мою машину начало крутить. Дорога представляла собой насыпь, по обеим сторонам которой находились канавы, а за ними — поля. Была весна, кругом грязь, и мою машину стало крутить, она попала в неуправляемое состояние. Я не знаю, как это случилось. Всё произошло, как в крутом американском боевике! Мы эту канаву очень красиво перелетели, однако машина при этом не перевернулась. Я могу предположить, что произошло бы, если бы автомобиль перевернулся и упал, скажем, на крышу. А так — мы просто перелетели через эту канаву и опустились в мягкую грязь. Даже никакой встряски не было. Я подчёркиваю, что была весна, и земля была мягкая. Я на своей «девятке» туда не мог бы заехать никаким образом.

— Наверное, вас перенесли Ангелы...

— Единственное, кто немного пострадал — мой папа: он сидел на переднем сиденье и немного ушиб ногу. И всё! Я не без содрогания вспоминаю этот случай. Потому что боюсь подумать, что было бы, если бы мы приземлились как-нибудь по-другому. Само по себе чудо и то, как я стал священником. Но это отдельная история, и она не маленькая.

Как я стал священником


ЕПИСКОП НАЗАРИЙ совершил хиротонию
ЕПИСКОП НАЗАРИЙ совершил хиротонию

— Вы ведь не думали, что будете священником?

— Здесь ситуация такая интересная... Как не думать?

— С детства, бывает, люди мечтают.

— С детства я мечтал. Мама моя родом я с Ярославской области, а я проводил там каждое лето. С тринадцати лет стал ходить в храм. И когда я первый раз зашёл туда, со мной что-то произошло. Сейчас я могу сказать, что это было — прикосновение Божьей благодати. Была особая радость, желание оставаться здесь, никогда не уходить. Я стал регулярно ходить в храм. Батюшка меня заметил. Он стал выносить из алтаря мне большую просфору. Это была девятичинная, или богородичная просфора. Это я сейчас такой умный, что всё понимаю, а тогда для меня это была просто большая просфора. И когда я приходил домой, то говорил: «Вот, мне батюшка дал большую просфору». Однажды я вышел из храма, и пошёл дождь. Я стоял под козырьком храма, а батюшка позвал меня к себе в сторожку, которая находилась рядом с храмом. Там он меня накормил обедом и стал учить читать по-церковнославянски. На следующее воскресенье он уже поставил меня читать часы. К сожалению, в Петербурге (тогда ещё в Ленинграде), когда я сюда переехал, я не встретил такого батюшку, который бы меня каким-либо образом заприметил и куда-то позвал. Увы, с годами такая вот отроческая любовь к Богу и Церкви у меня немножко подугасла. Но я всё равно верю, что если человек научился в детстве любить Бога, то эта любовь к нему всё равно рано или поздно вернётся.

— Вы ведь в детстве крещённый?

— Да, в три года. Потом желание стать священником стало потихонечку возвращаться. Было время, я даже прислуживал в одном храме алтарником, но как-то там не сложилось. Может быть, я тогда был не готов был к служению. Последний храм, который я посещал в качестве прихожанина, был храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Так бывает, Господь долго к чему-то ведёт, а потом, когда приводит, всё происходит как бы само собой. Я поступил в семинарию на заочное отделение сразу на второй курс. Через год меня рукоположили в дьякона, а ещё через девять месяцев — в священники. Волею Божьей сейчас меня Господь поставил в этом храме настоятелем. Конечно, мне нелегко, ведь у меня малый опыт даже священничества, а тут стать сразу настоятелем! Но Господь милостив, Он даёт силы и разум, посылает людей, у которых можно чему-то поучиться, испросить духовного совета. Хочется сказать огромное спасибо секретарю епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерею Сергию Куксевичу за то, что он тоже волей Божьей немало помог мне.

Ещё одно чудо


— А как вы стали настоятелем именно этого храма?

— Это тоже интересная история. До этого меня сделали настоятелем прихода храма «Утоли моя печали» в пос. Мартышкино, коим я остаюсь до сих пор. Храма там пока нет, имеется только поклонный крест — на месте, где когда-то стоял храм, и камень. Там мы постоянно совершаем молебны. Став настоятелем этого прихода, я задумался: а почему бы при местной больнице не открыть храм и не приписать его к этому приходу? Чтобы нам было, где собираться, и нести какое-то служение уже при больнице? Я долго думал, как мне познакомиться с главврачом, но в силу своей скромности и стеснительности всё не решался. И вот осенью прошлого года я всё-таки набрался смелости, позвонил ему и с ним поговорил. Мне показали место в больнице, которое они могут выделить под устройство храма-часовни. Приходским храмом это не назовёшь, потому что там очень маленькое помещение.

— Я так понимаю, вы должны были известить об этом секретариат митрополии?

— Да, поэтому я и отправился к отцу Сергию. Приехал, пообщались. А он вдруг и говорит: «Отец Алексей, в Петергофе есть храм Троицы, хочешь там быть настоятелем?» Я, недолго думая, согласился. А он говорит: «Ты поезжай, подумай, а потом дай ответ». А я ему говорю: «Отец Сергий, я, конечно, подумаю, но, скорее всего, дам положительный ответ». Потому что почувствовал, что Господь призывает меня к этому. Чудо заключается в том, что я пришёл к отцу Сергию с одной просьбой, а решил сразу два вопроса. Даже не то чтобы решил, второй вопрос сам собой разрешился! Как сейчас помню, это была среда, 9 сентября. И отец Сергий сказал, чтобы в воскресенье, 13 сентября (это было в прошлом году), я уже служил Божественную Литургию. Общими усилиями с отцом Павлом Кудряшовым, нашим благочинным, мы 12 сентября отслужили Всенощное бдение, а 13 числа всем нашим приходом совершили первую Божественную Литургию. Правда, ещё без иконостаса. Это было чудо!

«Почувствовал себя настоятелем»


— Бог видел ваше стремление служить Ему и желание заняться этим храмом, поэтому и сотворил такое чудо.

— Честно говоря, я никогда не думал о настоятельстве. Никогда туда не рвался, не искал этого. Всегда говорил: «Господи, ну какой из меня настоятель? Я и священник, может быть, ещё никудышный. Мне же надо ещё учиться и от грехов избавляться». Сначала мне дали этот приход. Ну, ладно, приход всё-таки без церкви — и то радостно, и то недостойно. И тут тебе вот! Надо сказать, что накануне, может быть, чуть меньше чем месяц до этого, меня, волею Божьей, пригласили послужить в субботу и воскресенье вместо одного батюшки в храм Апостола Петра в Конной Лахте. Там священник был в отпуске, и меня попросили его заменить. Я приехал туда. Храм тот был похож на этот храм по размерам и габаритам. Конечно, он был более благоустроен. И меня там охватило какое-то безотчётное чувство: я почувствовал себя настоятелем. После воскресной литургии я подумал: «Раз я здесь, в Конной Лахте, в воскресный день, дай-ка я быстро съезжу в Иоанновский монастырь, до отца Иоанна Кронштадтского, давно я там не был!» Приехал, помолился там. Все эти события я ставлю в один ряд, они связаны друг с другом, а как — я не могу сказать.

— Отец Алексей, что вы им могли пожелать нашим читателям?

— Читателям хочу пожелать то же, что и на проповеди говорю: веры, надежды и любви! А самое главное, что необходимо в наших условиях: если не имеем достаточно любви, то смирения и терпения. Как нас учат святые отцы: имея терпение и смирение, нам удобнее войти в Царство Божье, чем с какими-то великими подвигами, которые растворены гордостью, самомнением или тщеславием. Любите Бога, любите нашу Православную Церковь, в ней спасение и исцеление души и тела для каждого приходящего! Это я могу пожелать, это — самое главное.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора и из архива иерея Алексея Рагина


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх