|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Почему православные не называют Бога именем Иегова?
ВСЕМ ИЗВЕСТНА ДОТОШНОСТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ, настаивающих на необходимости называть Бога «строго по имени». В качестве «доказательства» они приводят тетраграмматон YHWH, который в Библии, по их мнению, встречается более 7000 раз. Ссылаясь на Исх. 3:15, они предлагают вернуть данный тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Но правы ли свидетели?
Вот что говорит по этому поводу известный православный богослов иеромонах Иов (Гумеров).
Иегова или Яхве?
Вопрос об именах Божиих решён в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители свято-отеческого богословия, так и учёные в области библейской науки едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имён. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «Cвидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Всё остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.
Священные писатели пользуются словом «шем» («имя»). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: «А они скажут мне: как Ему имя?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий». В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон («tetra» — «четыре»; «gramma» — «буква»).
Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р. Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырёх букв: «алеф», «далет», «нун», «йод». Его произносили вместо тетраграммы — Адонай. В отличие от царского титула «адони» (господин, повелитель) Адонай («мой Господь») в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх. 4:10, 13; Втор. 9:26; И. Нав. 7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных.
Около 6 века по Р. Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. «мазара» — «предание»), то есть, хранители предания сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские учёные не заметили этой условности и приняли написание этой огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно — «Иегова». Однако уже в 16-17 столетиях ряд видных учёных-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее — Иегова. В первой половине 19 века немецкий учёный Эвальд предложил другое чтение — Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей, как Генстенберг и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).
В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путём лингвистического изыскания? Можно ли его включать в молитвы, если и сами учёные не до конца уверены в его точности?
У Бога несколько имён
Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии с ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось «Адонай» (Господь), то 72 иудейских толковника при переводе на греческий язык в 3 веке до Р. Х. на месте тетраграммы поставили «Кюриос» (Господь). Святые Апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим — Господь.
Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.
1. То же слово «шем» (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14). В еврейской Библии стоит: «шемо Ел-Канна» (имя Бог ревнитель).
2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис. 47:4). В евр. тексте: «шемо Кедош Исраель». Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие «Святый Израилев» встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что «Святый Израилев» употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.
3. «Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш”» (Ис. 63:16). Вновь в еврейском тексте стоит то же слово, что и в Исход 3:13-15 —«шемо» (имя). «Гоель» (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.
4. «Господь Саваоф — имя Ему» (Ис. 48:2). Здесь указано ещё одно имя — Саваоф (евр. Цеваот; от существительного «цава» — «войско»). Свидетельство об этом встречаем и у других пророков: «Господь Бог Саваоф — имя Ему» (Ам. 4:13); «имя Твоё наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16).
5. Употреблялись и другие имена: «Ел» («Сильный, Крепкий»), «Елогим» (в греч. Библии — Теос; в слав. и рус. — Бог), «Ель-Шаддай» (в греч. Библии — Пантократор; в слав. и рус. Библии — Вседержитель), и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.
|
БОГОЯВЛЕНИЕ (явление Троицы). Отец говорит с Небес, Сын принимает крещение, а Дух Святой сходит на Него в виде голубя
| |
Наш Бог — Бог трёхипостасный
Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имён, не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного учёного гебраиста. Томас О. Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH... Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).
Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений, надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений.
Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|